СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Япония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Характеристика страны " восходящего солнца".

2.Японское «экономическое чудо».

3. Проблемные вопросы внешней политики между Японией и Россией.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Япония"»

Курс: II курс.

Предмет: Всемирная история

Тема: Япония.

Цели урока:

формирования у студентов представление о Японии, ее географическом и политическом, экономическом положении после Второй Мировой войны; знакомство с политической картой страны (предметный результат);

развития у студентов мыслительных приемов: анализа, синтеза, сравнения, умения классифицировать, выявлять общие и существенные признаки; формирования навыков самостоятельной работы, практического и аналитического решения поставленных или самостоятельно сформулированных задач умения работать в группах, развитие навыков контроля и взаимоконтроля (метапредметный результат);

развития у студентов мыслительных приемов: анализа, синтеза, сравнения, умения классифицировать, выявлять общие и существенные признаки; формирования навыков самостоятельной работы, практического и аналитического решения поставленных или самостоятельно сформулированных задач умения работать в группах, развитие навыков контроля и взаимоконтроля (личностный результат).

Вид урока: комбинированный, групповой.

Метод: работа с текстом, работа с интерактивной доской (презентация), фронтальная беседа, обобщение, сравнение.

План:

1.Характеристика "страны восходящего солнца".

2.Японское «экономическое чудо».

3. Проблемные вопросы внешней политики между Японией и Россией.


Вступительное слово преподавателя:

Япония – «страна Восходящего Солнца», японцы называют ее Ниппон или Нихон. Древнее название страны – Ямато. Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом-солнцем в середине. Круглая хризантема – национальный цветок Японии. Территория – 372,5 кв.км. Столица – Токио, что означает «восточная столица», расположена на о. Хонсю, на месте бывшего замка Эдо. Япония – государство, расположенное на островах (около 4 тыс.) вблизи побережья Восточной Азии, в западной части Тихого океана. Ядро ее территории составляют острова Японского архипелага, в том числе крупнейшие из них – Хонсю, Кюсю, и Сикоку. Кроме того, в состав Японии входят острова Рюкю (Нансей) и др. Япония отделена от материка Восточно-Китайским, Японским и Охотским морями. С востока и юго-востока страну омывают воды Тихого океана. Между островами Хонсю, Сикоку и Кюсю расположено Внутреннее Японское море. Протяженность береговой линии составляет почти 30 тыс. км. Берега сильно изрезаны и образуют много заливов и бухт. Омывающие Японию моря и океаны имеют для страны огромное значение как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов. Связь страны с другими регионами мира осуществляется морским транспортом. После окончания Второй мировой войны и поражения японского милитаризма были распущены вооруженные силы, проведены различные реформы в экономической и правовой системе. По конституции 1947 г. император лишался властных полномочий. В настоящее время Япония – конституционная монархия (империя). Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган – парламент.

Япония самый крупный в мире страна-кредитор (имеется в виду объем «чистых» активов за рубежом, принадлежащих возвращению с процентами) и экспортер капитала. III место в мире по экспорту (после США, ФРГ). Торговый баланс Японии все последние годы отличался огромным перевесом экспорта над импортом. Около 1 млн. американцев работает на чисто японских или смешанных предприятиях в США. Первую десятку крупнейших банков мира практически целиком заняли японские банки. Идет жестокая «торговая война» между Японией и США, Японией и Западной Европой.

Студентам розданы сообщения о Японии, обсуждение в группах.

Преподаватель:

    • Каким же образом эта страна стала одним из экономических лидеров современного мира, не обладая при этом собственными ресурсами?

  • Чем обусловлено японское «экономическое чудо» - быстрый выход побежденной в войне страны, с пережитками феодализма, на ведущее место в экономике мира?

  • Что вам известно о самих японцах?

Сообщение студента:

«Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окружением они столь живописны, театральны и артистичны, что временами кажутся нацией позеров, весь их мир - как бы сцена, на которой они играют. Трудолюбивый народ. Здесь невозможны обобщения, ибо он столь не похожи на все другие азиатские народы, что всякие аналоги отпадают. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в то же время самые невозмутимые и молчаливые люди. Так кто же они – японцы? Япония – страна высокой культуры и грамотности, страна больших художественных и бытовых традиций. Япония – конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире. До принятия Конституции 1947 г. была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В настоящее время император страны – символ государства и единства нации, так как вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. По государственному устройству Япония – унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо. Подавляющая часть населения живет в городах – 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них – города-миллионеры. Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения – естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. После войны изменилась возрастная структура населения. Увеличилась доля пожилого населения. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договоренности родителей. Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире – 4 на 1000 (в США – 8 на 1000, в России – 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины 76 лет, женщины – 82 года). Для сравнения: в России женщины живут в среднем 72 года, мужчины – 62 года.

Вопросы для группы I: Почему японцы живут долго?

Вопросы для группы II: На что обратили внимание, заслушав доклад выступающего? (размышления студентов).

Пояснение преподавателя к вышеизложенному материалу:

Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы, особенно в больших городах. Японцы – очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, — буддизм. Японская система верования – синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основные религиозно-бытовые обряды и, прежде всего, свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение, многоярусное, с крышей, причудливо изогнутой вверх на углах. Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Японцы свято чтят старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай и пр.

Групповые задания для студентов, связанные с традициями в Японии:

Задание №1. Особенности поведения у японцев?

Ответ групп: У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45 градусов, коллеги кланяются друг другу под углом 15 гр., встречают клиентов и покупателей под углом 30 гр. – значит, каждому свой угол. Еще когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

Задание 2. Церемония чаепития?

Ответ групп: Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек . в комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

Задание 3. Икебана – искусство составления цветов.

Это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия ее едва уловимых свойств.

Задание 4. Миниатюрные сады.

Ответ групп: Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.

Преподаватель:

Расстановка политических сил в стране после Второй мировой войны?

Правые: (букв. «организации правого крыла») — общее название для правых националистических организаций и группировок в Японии. По данным Главного полицейского управления Японии, в 1996 году в стране насчитывалось порядка 1000 группировок с общим числом членов около 100 тыс. человек (малочисленны).

Левые:

Япония стала первой страной Дальнего Востока, где стали создаваться первые социалистические партии. ЛДП — японская политическая партия. Либерально-демократическая партия поддерживается большей частью консервативно-настроенного сельского населения, а также пользуется признанием у бюрократии, крупных корпораций (Кэйрэцу) и работников умственного труда.

Правоцентрийские партии:

Комейто – правоцентристская политическая партия Японии, образованная буддистской организацией Сока Гаккай. Основной лозунг партии Комэйто: «Благо людей — цель политики».

Партия демократического социализма создана в 1945 г. На партийном съезде в феврале 1991 г. отказалась от прежнего названия социалистической партии Японии, приняла ряд поправок правореформистского характера к партийной программе (принята в 1986 г. под названием "Новая декларация").


Рассмотрите причины «экономического чуда», обратитесь к интерактивной доске (презентация).

Японское «экономическое чудо»

Причины охватывают все сферы жизни: экономическую, политическую, социальную и другие. На «старте» огромную роль сыграла выработка тщательно продуманной национальной стратегии экономического развития с учетом местных условий. Япония энергично заимствовала многие научно-технические изобретения на Западе и исключительно быстро внедряла их в производство. Низкая заработная плата рабочих позволяла японским монополиям успешно конкурировать на мировом рынке. Позднее страна восходящего солнца создает 19 технополисов – новые города науки с научно-исследовательскими учреждениями, развивает наиболее наукоемкие отрасли. Японцы охотно занимали за рубежом деньги, не жалели средств на покупку лицензий и патентов, но всячески противились появлению на японской земле предприятий, где хозяйничали бы иностранцы.

Далее, начинают выпускать ту продукцию, которая пользуется большим спросом на мировом рынке: 1955 год – 1 место в мире по судостроению, фирма «Сони» в том же году выпустила карманный радиоприемник.С 80-х годов Япония стала одним из ведущих экспортеров мира. Однако считать, что её развитие целиком опирается на внешнюю торговлю, было бы неверно. Япония ввозит из-за рубежа почти все сырье и топливо, необходимое для гигантской машины экономики. Обогащая это своим трудом и умом, японцы повышают её стоимость в десять раз. Япония сохраняет 9/10 продукции для своих нужд, а остальную часть экспортирует, что бы получить деньги на новые закупки сырья и топлива, ведь своими ресурсами она бедна.

Страна богата побережьем. Это оказалось для страны огромным преимуществом в условиях удешевления морских перевозок.

В 80-90 годах происходит сокращение закупки сырья и топлива - экономика ориентируется на наукоемкие отрасли, передовые направления и производства, не требующие больших затрат энергии. При сохранении экспортной ориентации происходит переориентация на мировой рынок. Нельзя забывать, что в Японии на предприятиях каждые 3-5 лет практически полностью меняют оборудование на более современное и наукоемкое.


Проблемные вопросы внешней политики между Японией и Россией.

Проблема принадлежности южных Курильских островов территориальный спор между Японией и Россией, который является неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова были включены в состав СССР, однако принадлежность островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи оспаривается Японией, считающей их занятыми в форме, не имеющей юридических оснований. Россия утверждает, что её суверенитет над южными Курильскими островами абсолютно законен и не подлежит сомнению и обсуждению, и заявляет, что не признаёт сам факт наличия территориального спора с Японией. Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.

Только в 1956 году была подписана Советско-японская декларация, которая содержала:

- восстановление дипломатических отношений;

- решение вопроса о рыбных промыслах;

- согласие Москвы на вхождение Японии в ООН;

- передачу Японии (но только после подписания мирного договора) островов Малой Курильской гряды: Хабомаи и Шикотана.

Под давлением США мирный договор между СССР и Японией так и не был подписан.

Но экономические отношения всё же существовали:

Было подписано Соглашение о совместной разработке угольных, лесных и рудных ресурсов Сибири.

В 1977 году СССР вводит 200-мильную экономическую зону территориальных вод вдоль побережья. В результате Япония вынуждена предпринять дипломатический ход: подписано соглашение на разрешение вылова рыбы – 0,7 млн. тонн за плату (ранее вылов был бесплатным), что спасло флору и фауну территориальных вод СССР (потом РФ).

РФ достался вопрос о северных территориях (Курильских островах), на которые претендует Япония. Ни Б.Н. Ельцин, ни В.В. Путин так разрешить его и не смогли до сего дня.


Подведение итогов. Сегодня на занятии мы попытались приблизить к себе удивительную страну – Японию. Познакомились с её экономическими особенностями, постарались проникнуться обычаями и традициями этой страны.


Вывод урока: неразрывная связь Японии настоящей со своим прошлым, опора на него даёт уверенное и успешное развитие.


Домашнее задание:

Воспользоваться конспектом, а также ресурсами электронных библиотек для подготовки домашнего задания по пройденной теме занятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!