СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока и самоанализ по теме "Брак и семья" ОБЖ 9 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока ОБЖ. Самоанализ урока учителем.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока и самоанализ по теме "Брак и семья" ОБЖ 9 класс»

Приложение 2

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»












План-конспект урока

по Основам безопасности жизнедеятельности

в 9 классе МКОУ «Поломошенская СОШ» Новичихинского района Алтайского края

на тему «Брак и семья»










Разработал: Стукалова Л.П.

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил: Колодчук В.В.





с. Лобаниха, 2018

Тема урока. «Брак и семья»

Дата проведения. 26 апреля 2018

Тип урока изучение нового материала

Технология урока: игровая (кроссворд), интегрированного обучения(межпредметная связь с предметом обществознание)

Цель урока: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека;

Задачи.

1. сформулировать понятия о браке, семье, совместимости.

2.Определить основы заключения брака, определить факторы формирования семейных отношений

3. воспитание семейных ценностей у учащихся

Планируемые образовательные результаты.

Знать факторы, влияющие на формирование стабильных брачных отношений.

Основные термины, понятия. Брак, семья, ЗАГС

Оборудование: ноутбук, проектор, навесной экран, текст кроссворда, Семейный кодекс РФ

План урока.

Организационный момент(2 мин.)

Актуализация знаний (3 мин.)

Изучение нового материала по плану:(25 мин.)

1. Семья и её роль.(8 мин)

2.Брак и основы его заключения.(3 мин)

3. Факторы формирования брачных отношений.(4 мин)

4. Распад семьи. Причины.(6 мин)

5.Культура общения.(5 мин)

Закрепление, подведение итогов (9 мин.)

Ход урока:

Этапы урока

деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

Результат выполнения заданий

Организационный момент

Приветствие. Слайд 1. Ребята, мы переходим к изучению следующей главы «Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья». Определите по слайду, о чём пойдёт речь?

Приветствуют учителя, называют предполагаемую тему урока:

-семья, союз, брак.

2 мин.

Интерес и практическая значимость темы.

Актуализация знаний

(Слайд 2) В любом человеческом обществе семейно-брачные отношения регулировались самим общественным устройством и нередко государственными законами. В разных общественных формациях существовали специфические для мужчин и женщин виды деятельности, разделение труда и разные социальные функции. Все это имело одну задачу — обеспечение смены поколений.

Открывают учебник пункт 9.1. называют цель, записывают тему в тетради.

3 мин.

Мотивация к изучению темы.

Изучение нового материала по плану.

    Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы: (слайд 3)

Знакомятся с планом урока.

25 мин.

Определяют основные направления работы.

1.Семья и её роль

Семье всегда отводилась решающая роль в воспроизводстве населения. Человек рождается, как правило, в семье, растет, воспитывается, готовится к взрослой жизни. 

Запомните!

Семья — это малая социальная группа, основанная на браке мужчины и женщины.

Брак — это семейный союз мужчины и женщины, основанный на их правах и обязанностях по отношению друг к другу и к детям. (слайд 4)

Функции семьи

(слайд 5)

Назовите виды семей(слайд 6)

Запись в тетради понятия семья и брак, виды семей.


Вспоминают виды семей(из курса обществознания)


Виды: по числу детей;

По типу воспитания;

По структуре.


8 мин

Усвоение основных понятий темы.

2.Брак и основы его заключения.(слайд 7)

В большинстве современных государств законы требуют соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В Российской Федерации законным признается брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

Работа с текстом кодекса.

Определите статьи и их суть.

Работа с текстом Семейного кодекса РФ-устно

( Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА) (Ст. 10.-15)

1 уч-ст.10,14

2 уч.-ст.11,15

3 уч.-ст.12

4 уч.-ст.13


3 мин

Знакомство с Законами РФ, получают навык работы с официальными документами, знания на будущее.

3. Факторы формирования брачных отношений. (слайд 8)

Для формирования стабильных брачных отношений в современном обществе выделяют ряд факторов, характеризующих взаимоотношения супругов. Прочтите текст и определите эти факторы.

Многие молодые люди, вступая в брак, надеются прожить долгую счастливую семейную жизнь. Но, к сожалению, это зачастую не случается.

Исследования причин распада некоторых семей указывают на недостаточную подготовленность молодежи к семейной жизни психологически и морально.


Работа с текстом учебника(стр 167-168 )

Читают, называют факторы,

Выписывают в тетрадь: психологический, физический, физиологический, культурный и материальный.


Дают их общую характеристику(устно). Психологический фактор является основой психологической совместимости будущих супругов для формирования благополучного семейного климата. Он характеризуется родством душ, основанным на взаимной любви супругов друг к другу, любви к детям, стремлении постоянно заботиться друг о друге, готовности разделять и облегчать горести и печали. Очень важны совместимость интересов и ценностей, общий стиль жизни.

Психологическая совместимость — это похожесть характеров, взглядов, темпераментов, привычек супругов, когда они дополняют друг друга.

Физический фактор определяет внешнее восприятие одного человека другим (голос, манеру поведения, речь, одежду). Немаловажное значение в физическом факторе имеет увлечение супругов одними видами спорта и их отношение к физической культуре, что служит основой совместимости темпераментов, интересного проведения совместного досуга и активного отдыха.

Физиологический фактор является основой совместимости и обеспечивает интимное общение любящих друг друга людей, стимулирует радости совместной жизни, способствует их духовной и физической близости.

Культурный фактор определяется соответствием интеллектуально-культурных запросов супругов и зависит от уровня их образования, вида работы, стремления к постоянному самосовершенствованию. Главную роль здесь может играть не сам уровень развития, а стремление соответствовать друг другу, жить общими интересами.

Материальный фактор определяется вкладом супругов в обеспечение жизнедеятельности семьи и зависит от того, насколько важна для каждого из супругов эта сторона брака.

4 мин

Запись в тетрадь

4. Распад семьи. Причины.(слайд 9)

К сожалению, часто семьи распадаются. Попробуйте назвать причины?

Называют возможные причины распада семьи:

Материальные трудности, характер, деятельность, измены и т.д.

6 мин

Жизненный опыт учащихся.

5.Культура общения. (слайд 10)

Современные молодые люди, чтобы создать семью и обеспечить счастливую семейную жизнь, должны овладеть прежде всего культурой общения.

Если эти чувства появились, то, значит, есть первооснова для создания благополучной семьи.


Приводят примеры культуры общения., счастливых семей.


Понятие: прежде чем принять решение вступить в брак и создать семью, — это разница между физическим влечением и глубокой, духовной любовью, когда избранник (избранница) может стать в жизни лучшим в мире другом и когда вдвоем будет лучше, чем с кем бы то ни было

5 мин

Получают навыки культурного общения.

Понятие, что основы культуры общения закладываются в подростковом возрасте.

Закрепление

Выполним задание на листочках(кроссворд)

Слайд 11(задание)

Сверим полученные ответы с ответами на доске. Слайд 12(ответы)

В заключение отмечу, что счастье человека и счастье в семейной жизни требуют больших сил и душевных затрат для формирования культуры общения. Жизнь семьи — это особый мир общения между мужем и женой, детьми и родителями, сестрами и братьями, бабушками, дедушками и внуками. От культуры этого общения во многом зависит благополучие семьи, а значит, и благополучие нашего общества и государства.

Работа с кроссвордом (письменно), проверка по приведённым в презентации ответам

7 мин.

Закрепление полученных на уроке знаний.

Подведение итогов

Выставление оценок.

Домашнее задание: п 9.1.,прочитать, ответить на вопросы, выполнить задания 1,2.

Дополнительно(по желанию): Подготовить сообщение с использованием Семейного Кодекса РФ по темам: «Права и обязанности супругов», «Расторжение брака», «Лишение родительских прав».


Записывают д/з, выбирают уровень сложности.

2 мин.

Получают дифференцированное домашнее задание, выбирают понравившуюся тему для подготовки сообщения.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Самооценка работы на уроке, оценка ответов учащимися.

Формы контроля и оценки результатов урока: кроссворд по теме «Семья» с использованием норм оценки ответов:

Нормы оценки ответов учащихся.

1

Оценка «5»

ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит

ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.


2

Оценка «4»

ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

3

Оценка «3»

ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

4

Оценка «2»

ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3

5

Оценка «1»

ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Информация о домашнем задании.

  1. Пункт 9.1, прочитать, ответить на вопросы.

  2. Подготовить сообщение с использованием Семейного Кодекса РФ по желанию. («Права и обязанности супругов», «Расторжение брака», «Лишение родительских прав»)

Список использованной литературы,

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности, академический школьный учебник, 9 класс, М. Просвещение, 2012

  2. Семейный кодекс РФ. http://www.consultant.ru/

  3. http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html- создание кроссворда

  4. https://yandex.ru/images/search?text=картинки семья




















Приложение 1


Кроссворд по теме «Семья и брак»(задание)



Вопросы:

  1. Важный фактор создания семьи.

  2. Общее название условий совместимости супругов.

  3. Смена поколений возможна при появлении в семье…

  4. Чувство понимания супругов по отношению друг к другу

  5. На основе этого чувства люди создают семьи.

  6. Органы записи актов гражданского состояния(сокращённая формулировка)

  7. Союз мужчины и женщины.

  8. Кодекс РФ, который регулирует отношения в браке.

  9. Объединение, семья-это…

  10. Малая группа?







Приложение 2

Кроссворд по теме «Семья и брак»(ответы)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

10

 

 

6

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

9

с

о

ю

з

 

 

 

 

 

ф

 

 

 

 

7

б

р

а

к

 

е

 

 

а

 

4

 

3

 

а

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

м

 

 

г

 

у

 

д

 

к

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

ь

 

1

с

о

в

м

е

с

т

и

м

о

с

т

ь

 

 

 

 

я

 

 

 

 

а

 

т

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж

 

и

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

с

е

м

е

й

н

ы

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вопросы:

1. Важный фактор создания семьи.

2. Общее название условий совместимости супругов.

3. Смена поколений возможна при появлении в семье…

4. Чувство понимания супругов по отношению друг к другу

5. На основе этого чувства люди создают семьи.

6. Органы записи актов гражданского состояния(сокращённая формулировка)

7. Союз мужчины и женщины.

8. Кодекс РФ, который регулирует отношения в браке.

9. Объединение, семья-это…

10. Малая группа?











Приложение 3

Семейный кодекс РФ Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

  • Статья 10. Заключение брака

  • Статья 11. Порядок заключения брака

  • Статья 12. Условия заключения брака

  • Статья 13. Брачный возраст

  • Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

  • Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

Статья 10. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

 

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

 

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

 

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

(в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ)

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

 Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

 

Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся медицинскими организациями государственной системы здравоохранения муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.

Самоанализ урока «Брак и семья».

  1. Внешние связи урока.


Первый урок главы 9 «Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья». Урок играет важную роль в формировании представления о семье и браке. Урок продолжает изучение раздела 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Межпредметные связи с уроками обществознания, биологии.

.

  1. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

В классе 4 учащихся. По основам безопасности жизнедеятельности качество составляет 75 %, успеваемость-100%. Трое учащихся работают на «4», один учащийся на «3». В целом, по общеобразовательным предметам, у учащихся класса качество -0%, успеваемость-100%.

Цель: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека;

Задачи.

1. сформулировать понятия о браке, семье, совместимости.

2.Определить основы заключения брака, определить факторы формирования семейных отношений

3. воспитание семейных ценностей у учащихся


3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

1. Основные этапы урока:

Организационный момент(2 мин.)

Актуализация знаний (3 мин.)

Изучение нового материала по плану:(25 мин.)

1. Семья и её роль.(8 мин)

2.Брак и основы его заключения.(3 мин)

3. Факторы формирования брачных отношений.(4 мин)

4. Распад семьи. Причины.(6 мин)

5.Культура общения.(5 мин)

Закрепление, подведение итогов (9 мин.)


2. На уроке используется фронтальная и индивидуальная работа.

3. Охранительный режим соблюдается.

4. Итоги урока подведены, оценки выставлены в соответствии с критериями.

II. Содержание урока

1. Направленность урока-воспитательная. Развивается навык работы с текстом учебника и Семейным кодексом РФ.

2. Учебный материал подобран правильно, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

3. Связь теории с практикой осуществляется через работу с Кодексом РФ.

4. На уроке повторяется изученный ранее материал по обществознанию(виды семей) Связь повторенного с новым материалом прямая, семья и её виды.

5. Уровень знаний учащихся соответствует требованиям ФК для учащихся 9 класса.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

  1. Методы и приемы обучения разнообразны, способствуют усвоению материала учащимися.

  2. На уроке используется ИКТ оборудование, организован просмотр слайдовой презентации. Закрепление проводится с помощью кроссворда, созданного с помощью программы «Кроссген».

  3. Методы опроса-фронтальный, индивидуальный. Учащиеся отвечали правильно, т.к. тема им знакома.


4. Функциональный анализ урока.

Структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Наиболее удачные моменты-работа с текстом Семейного кодекса РФ. Неудачные моменты в деятельности отсутствуют.

Стиль отношений учителя и учащихся- деловой. Атмосфера на уроке дружественная. Это способствовало успешному усвоению материала учащимися.


5. Оценка конечного результата урока.

  1. Цели урока достигнуты, материал усвоен. Практическая значимость урока очевидна..



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!