Приложение 2
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по Основам безопасности жизнедеятельности
в 9 классе МКОУ «Поломошенская СОШ» Новичихинского района Алтайского края
на тему «Брак и семья»
Разработал: Стукалова Л.П.
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: Колодчук В.В.
с. Лобаниха, 2018
Тема урока. «Брак и семья»
Дата проведения. 26 апреля 2018
Тип урока изучение нового материала
Технология урока: игровая (кроссворд), интегрированного обучения(межпредметная связь с предметом обществознание)
Цель урока: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека;
Задачи.
1. сформулировать понятия о браке, семье, совместимости.
2.Определить основы заключения брака, определить факторы формирования семейных отношений
3. воспитание семейных ценностей у учащихся
Планируемые образовательные результаты.
Знать факторы, влияющие на формирование стабильных брачных отношений.
Основные термины, понятия. Брак, семья, ЗАГС
Оборудование: ноутбук, проектор, навесной экран, текст кроссворда, Семейный кодекс РФ
План урока.
Организационный момент(2 мин.)
Актуализация знаний (3 мин.)
Изучение нового материала по плану:(25 мин.)
1. Семья и её роль.(8 мин)
2.Брак и основы его заключения.(3 мин)
3. Факторы формирования брачных отношений.(4 мин)
4. Распад семьи. Причины.(6 мин)
5.Культура общения.(5 мин)
Закрепление, подведение итогов (9 мин.)
Ход урока:
Этапы урока | деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | Результат выполнения заданий |
Организационный момент | Приветствие. Слайд 1. Ребята, мы переходим к изучению следующей главы «Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья». Определите по слайду, о чём пойдёт речь? | Приветствуют учителя, называют предполагаемую тему урока: -семья, союз, брак. | 2 мин. | Интерес и практическая значимость темы. |
Актуализация знаний | (Слайд 2) В любом человеческом обществе семейно-брачные отношения регулировались самим общественным устройством и нередко государственными законами. В разных общественных формациях существовали специфические для мужчин и женщин виды деятельности, разделение труда и разные социальные функции. Все это имело одну задачу — обеспечение смены поколений. | Открывают учебник пункт 9.1. называют цель, записывают тему в тетради. | 3 мин. | Мотивация к изучению темы. |
Изучение нового материала по плану. | Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы: (слайд 3) | Знакомятся с планом урока. | 25 мин. | Определяют основные направления работы. |
1.Семья и её роль Семье всегда отводилась решающая роль в воспроизводстве населения. Человек рождается, как правило, в семье, растет, воспитывается, готовится к взрослой жизни. Запомните! Семья — это малая социальная группа, основанная на браке мужчины и женщины. Брак — это семейный союз мужчины и женщины, основанный на их правах и обязанностях по отношению друг к другу и к детям. (слайд 4) Функции семьи (слайд 5) Назовите виды семей(слайд 6) | Запись в тетради понятия семья и брак, виды семей. Вспоминают виды семей(из курса обществознания) Виды: по числу детей; По типу воспитания; По структуре. | 8 мин | Усвоение основных понятий темы. |
2.Брак и основы его заключения.(слайд 7) В большинстве современных государств законы требуют соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В Российской Федерации законным признается брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Работа с текстом кодекса. Определите статьи и их суть. | Работа с текстом Семейного кодекса РФ-устно ( Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА) (Ст. 10.-15) 1 уч-ст.10,14 2 уч.-ст.11,15 3 уч.-ст.12 4 уч.-ст.13 | 3 мин | Знакомство с Законами РФ, получают навык работы с официальными документами, знания на будущее. |
3. Факторы формирования брачных отношений. (слайд 8) Для формирования стабильных брачных отношений в современном обществе выделяют ряд факторов, характеризующих взаимоотношения супругов. Прочтите текст и определите эти факторы. Многие молодые люди, вступая в брак, надеются прожить долгую счастливую семейную жизнь. Но, к сожалению, это зачастую не случается. Исследования причин распада некоторых семей указывают на недостаточную подготовленность молодежи к семейной жизни психологически и морально. | Работа с текстом учебника(стр 167-168 ) Читают, называют факторы, Выписывают в тетрадь: психологический, физический, физиологический, культурный и материальный. Дают их общую характеристику(устно). Психологический фактор является основой психологической совместимости будущих супругов для формирования благополучного семейного климата. Он характеризуется родством душ, основанным на взаимной любви супругов друг к другу, любви к детям, стремлении постоянно заботиться друг о друге, готовности разделять и облегчать горести и печали. Очень важны совместимость интересов и ценностей, общий стиль жизни. Психологическая совместимость — это похожесть характеров, взглядов, темпераментов, привычек супругов, когда они дополняют друг друга. Физический фактор определяет внешнее восприятие одного человека другим (голос, манеру поведения, речь, одежду). Немаловажное значение в физическом факторе имеет увлечение супругов одними видами спорта и их отношение к физической культуре, что служит основой совместимости темпераментов, интересного проведения совместного досуга и активного отдыха. Физиологический фактор является основой совместимости и обеспечивает интимное общение любящих друг друга людей, стимулирует радости совместной жизни, способствует их духовной и физической близости. Культурный фактор определяется соответствием интеллектуально-культурных запросов супругов и зависит от уровня их образования, вида работы, стремления к постоянному самосовершенствованию. Главную роль здесь может играть не сам уровень развития, а стремление соответствовать друг другу, жить общими интересами. Материальный фактор определяется вкладом супругов в обеспечение жизнедеятельности семьи и зависит от того, насколько важна для каждого из супругов эта сторона брака. | 4 мин | Запись в тетрадь |
4. Распад семьи. Причины.(слайд 9) К сожалению, часто семьи распадаются. Попробуйте назвать причины? | Называют возможные причины распада семьи: Материальные трудности, характер, деятельность, измены и т.д. | 6 мин | Жизненный опыт учащихся. |
5.Культура общения. (слайд 10) Современные молодые люди, чтобы создать семью и обеспечить счастливую семейную жизнь, должны овладеть прежде всего культурой общения. Если эти чувства появились, то, значит, есть первооснова для создания благополучной семьи. | Приводят примеры культуры общения., счастливых семей. Понятие: прежде чем принять решение вступить в брак и создать семью, — это разница между физическим влечением и глубокой, духовной любовью, когда избранник (избранница) может стать в жизни лучшим в мире другом и когда вдвоем будет лучше, чем с кем бы то ни было | 5 мин | Получают навыки культурного общения. Понятие, что основы культуры общения закладываются в подростковом возрасте. |
Закрепление | Выполним задание на листочках(кроссворд) Слайд 11(задание) Сверим полученные ответы с ответами на доске. Слайд 12(ответы) В заключение отмечу, что счастье человека и счастье в семейной жизни требуют больших сил и душевных затрат для формирования культуры общения. Жизнь семьи — это особый мир общения между мужем и женой, детьми и родителями, сестрами и братьями, бабушками, дедушками и внуками. От культуры этого общения во многом зависит благополучие семьи, а значит, и благополучие нашего общества и государства. | Работа с кроссвордом (письменно), проверка по приведённым в презентации ответам | 7 мин. | Закрепление полученных на уроке знаний. |
Подведение итогов | Выставление оценок. Домашнее задание: п 9.1.,прочитать, ответить на вопросы, выполнить задания 1,2. Дополнительно(по желанию): Подготовить сообщение с использованием Семейного Кодекса РФ по темам: «Права и обязанности супругов», «Расторжение брака», «Лишение родительских прав». | Записывают д/з, выбирают уровень сложности. | 2 мин. | Получают дифференцированное домашнее задание, выбирают понравившуюся тему для подготовки сообщения. |
Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
Самооценка работы на уроке, оценка ответов учащимися.
Формы контроля и оценки результатов урока: кроссворд по теме «Семья» с использованием норм оценки ответов:
Нормы оценки ответов учащихся.
1 | Оценка «5» | ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. |
2 | Оценка «4» | ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. |
3 | Оценка «3» | ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов. |
4 | Оценка «2» | ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 |
5 | Оценка «1» | ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Информация о домашнем задании.
Пункт 9.1, прочитать, ответить на вопросы.
Подготовить сообщение с использованием Семейного Кодекса РФ по желанию. («Права и обязанности супругов», «Расторжение брака», «Лишение родительских прав»)
Список использованной литературы,
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности, академический школьный учебник, 9 класс, М. Просвещение, 2012
Семейный кодекс РФ. http://www.consultant.ru/
http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html- создание кроссворда
https://yandex.ru/images/search?text=картинки семья
Приложение 1
Кроссворд по теме «Семья и брак»(задание)
Вопросы:
Важный фактор создания семьи.
Общее название условий совместимости супругов.
Смена поколений возможна при появлении в семье…
Чувство понимания супругов по отношению друг к другу
На основе этого чувства люди создают семьи.
Органы записи актов гражданского состояния(сокращённая формулировка)
Союз мужчины и женщины.
Кодекс РФ, который регулирует отношения в браке.
Объединение, семья-это…
Малая группа?
Приложение 2
Кроссворд по теме «Семья и брак»(ответы)
| | | | | | | | | | | | | | | | 5 | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | л | | | |
| 10 | | | 6 | | | | | | 2 | | | | | | ю | | | |
9 | с | о | ю | з | | | | | | ф | | | | | 7 | б | р | а | к |
| е | | | а | | 4 | | 3 | | а | | | | | | о | | | |
| м | | | г | | у | | д | | к | | | | | | в | | | |
| ь | | 1 | с | о | в | м | е | с | т | и | м | о | с | т | ь | | | |
| я | | | | | а | | т | | о | | | | | | | | | |
| | | | | | ж | | и | | р | | | | | | | | | |
| | | | | | е | | | | | | | | | | | | | |
8 | с | е | м | е | й | н | ы | й | | | | | | | | | | | |
| | | | | | и | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | е | | | | | | | | | | | | | |
Вопросы:
1. Важный фактор создания семьи.
2. Общее название условий совместимости супругов.
3. Смена поколений возможна при появлении в семье…
4. Чувство понимания супругов по отношению друг к другу
5. На основе этого чувства люди создают семьи.
6. Органы записи актов гражданского состояния(сокращённая формулировка)
7. Союз мужчины и женщины.
8. Кодекс РФ, который регулирует отношения в браке.
9. Объединение, семья-это…
10. Малая группа?
Приложение 3
Семейный кодекс РФ Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
Статья 10. Заключение брака
Статья 11. Порядок заключения брака
Статья 12. Условия заключения брака
Статья 13. Брачный возраст
Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
Статья 10. Заключение брака
1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Статья 11. Порядок заключения брака
1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
Статья 12. Условия заключения брака
1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.
Статья 13. Брачный возраст
1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
(в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ)
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся медицинскими организациями государственной системы здравоохранения муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.
2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.
Самоанализ урока «Брак и семья».
Внешние связи урока.
Первый урок главы 9 «Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья». Урок играет важную роль в формировании представления о семье и браке. Урок продолжает изучение раздела 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Межпредметные связи с уроками обществознания, биологии.
.
Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
В классе 4 учащихся. По основам безопасности жизнедеятельности качество составляет 75 %, успеваемость-100%. Трое учащихся работают на «4», один учащийся на «3». В целом, по общеобразовательным предметам, у учащихся класса качество -0%, успеваемость-100%.
Цель: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека;
Задачи.
1. сформулировать понятия о браке, семье, совместимости.
2.Определить основы заключения брака, определить факторы формирования семейных отношений
3. воспитание семейных ценностей у учащихся
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
I. Общая организация урока
1. Основные этапы урока:
Организационный момент(2 мин.)
Актуализация знаний (3 мин.)
Изучение нового материала по плану:(25 мин.)
1. Семья и её роль.(8 мин)
2.Брак и основы его заключения.(3 мин)
3. Факторы формирования брачных отношений.(4 мин)
4. Распад семьи. Причины.(6 мин)
5.Культура общения.(5 мин)
Закрепление, подведение итогов (9 мин.)
2. На уроке используется фронтальная и индивидуальная работа.
3. Охранительный режим соблюдается.
4. Итоги урока подведены, оценки выставлены в соответствии с критериями.
II. Содержание урока
1. Направленность урока-воспитательная. Развивается навык работы с текстом учебника и Семейным кодексом РФ.
2. Учебный материал подобран правильно, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
3. Связь теории с практикой осуществляется через работу с Кодексом РФ.
4. На уроке повторяется изученный ранее материал по обществознанию(виды семей) Связь повторенного с новым материалом прямая, семья и её виды.
5. Уровень знаний учащихся соответствует требованиям ФК для учащихся 9 класса.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
Методы и приемы обучения разнообразны, способствуют усвоению материала учащимися.
На уроке используется ИКТ оборудование, организован просмотр слайдовой презентации. Закрепление проводится с помощью кроссворда, созданного с помощью программы «Кроссген».
Методы опроса-фронтальный, индивидуальный. Учащиеся отвечали правильно, т.к. тема им знакома.
4. Функциональный анализ урока.
Структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Наиболее удачные моменты-работа с текстом Семейного кодекса РФ. Неудачные моменты в деятельности отсутствуют.
Стиль отношений учителя и учащихся- деловой. Атмосфера на уроке дружественная. Это способствовало успешному усвоению материала учащимися.
5. Оценка конечного результата урока.
Цели урока достигнуты, материал усвоен. Практическая значимость урока очевидна..