СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Графики и диаграммы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока информатики в 6 классе

по теме: «Построение диаграмм»

 

Цель урока: сформировать практическое умение строить простые диаграммы и научиться их анализировать.

Учебные задачи:

  • дать представление о графиках как разновидностях информационных моделей;
  • сформировать представления о назначении диаграмм;
  • сформировать умения «читать» и строить простые диаграммы в текстовом (табличном) процессоре.

 

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • диаграммы;
  • круговые;
  • столбчатые;
  • линейные.

 

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная (выполнение практической работы за компьютером), работа в парах, работа в группах.

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – представления о диаграммах, как разновидностях информационных моделей;

Метапредметные – умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики, диаграммы);

Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, документкамера;

ПК обучающихся.

 

Электронные ресурсы и методические материалы:

1) презентация «Графики и диаграммы»;

2) файлы коллекции ЦОР

3) карточки с заданиями;

Межпредметные связи: математика, география, история, биология.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Графики и диаграммы»

Конспект урока информатики в 6 классе

по теме: «Построение диаграмм»


Цель урока: сформировать практическое умение строить простые диаграммы и научиться их анализировать.


Учебные задачи:

  • дать представление о графиках как разновидностях информационных моделей;

  • сформировать представления о назначении диаграмм;

  • сформировать умения «читать» и строить простые диаграммы в текстовом (табличном) процессоре.


Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • диаграммы;

  • круговые;

  • столбчатые;

  • линейные.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная (выполнение практической работы за компьютером), работа в парах, работа в группах.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные – представления о диаграммах, как разновидностях информационных моделей;

Метапредметные – умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики, диаграммы);

Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.


Тип урока: комбинированный.


Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, документкамера;

ПК обучающихся.


Электронные ресурсы и методические материалы:

1) презентация «Графики и диаграммы»;

2) файлы коллекции ЦОР

3) карточки с заданиями;


Межпредметные связи: математика, география, история, биология.


Литература:

  • Босова Л.Л. Информатика. 6 класс. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.




Технологическая карта урока

Этапы урока:

1. Организационный – 1 мин.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 4 мин.

3. Формулирование темы и цели урока – 4 мин

4. Объяснение нового материала – 7 мин.

5. Первичное усвоение новых знаний – 5 мин.

6. Физкультминутка – 2 мин.

7. Продуктивное использование полученного знания (выполнение практической работы на компьютере) – 15 мин.

8. Закрепление изученного материала – 5 мин.

9. Обобщение темы урока. Домашнее задание. Выставление оценок. Рефлексия – 2 мин.




№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный.

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

личностные –

самоопределение;

регулятивные –

коррекция, волевая саморегуляция.

2

Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

Слайд 1-3

Учитель ведет беседу с обучающимися, задает вопросы по изученному на прошлом уроке материалу. На слайдах представляет задания для обучающихся.

- В какой наглядной форме лучше представить данную текстовую информацию? (текст на слайде)

- Какую информацию можно получить из диаграммы?

- О какой модели идет речь?

- Приведите еще примеры текстовой информации, которую лучше представить в виде таблицы или диаграммы.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, дают ответы на представленные задания, ведут обсуждение заданий.

регулятивные –

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению;

познавательные – умение рассуждать, анализировать.

3

Формулирование темы и цели урока.

Слайд 4-9

Учитель ставит перед обучающимися проблемную ситуацию.

- Предположим, что вы готовитесь к школьной географической конференции, на которой вам поручили собрать сведения о погоде за месяц. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось: учитель демонстрирует на слайде таблицу о погоде в мае.

Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае?

Вы собрали большое количество информации, она точная, полная и достоверная, но в табличном виде она трудно воспринимается. Такая информация не будет интересна слушателям, так как совершенно ненаглядна.

Как же нам сделать эту информацию наглядной? С помощью чего визуализировать данную информацию?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Какова цель урока?

Чему мы сегодня научимся?

Учитель формулирует вместе с учащимися тему и цели урока, указывает на ключевые слова, которые будут рассмотрены в ходе урока.

Обучающиеся формулируют тему урока и цели на уроке, отвечают на вопросы учителя. Тема урока «Графики. Построение графиков».

Обучающиеся формулируют вопросы, которые в ходе урока познакомят их со следующими понятиями: график; зависимая величина; независимая величина; график с маркерами.

личностные – смыслообразование, самоопределение;

коммуникативные – планирование, постановка вопросов и заданий;

познавательные –

поиск и выделение информации, выдвижение предположений, анализ и синтез, решение проблемы.

регулятивные –

целеполагание, планирование.

4

Объяснение нового материала.

Учитель объясняет новый материал

Средняя продолжительность жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. 

- Какие диаграммы можно построить по этим данным?

По данным можно построить: столбчатую, линейную, круговую диаграмму.


А если мы с вами вынуждены будем построить диаграммы, в тетради, на листе бумаги?

Что нужно определить?

Правильно, в данном случае, за единичный отрезок принята 1 клетка=10 годам

  • Интерактивное задание «Высота полёта птиц» (N 181858) 
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7768bd0-2512-4d2e-bf44-cacc22aeac3c/stolb_diagrama_2.swf

Чем от столбчатой отличается линейная диаграмма?(оси меняются местами)

С круговой диаграммой, несколько сложнее. Чтобы верно распределить сектора на диаграмме, нужно знать их количество, и числовые значения и их сумму

  • Интерактивное задание «Ласточка» (N 181096) 
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f312ad9-499a-4654-b9c4-7465138c58ef/krug_diagramma_2.swf

  • Интерактивное задание «Суслик (N 181498)» 
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3182e456-12e6-4fa8-b10f-04ff081d5b9c/krug_diagramma_5.swf

Слайд 10-12


Обучающиеся записывают в тетради, слушают учителя, отвечают на вопросы.








Цену деления, максимальное значение, шкалу



познавательные 

поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы.


5

Первичное усвоение новых знаний.

Учитель объясняет учащимся задание, демонстрируя на слайде презентации.

Продолжительность жизни животных

При выполнении этого задания обучающиеся работают в парах. Каждая пара строит диаграммы разного типа по данным со слайда (например, столбчатая, линейчатая, круговая – жизнь в неволе, столбчатая, линейчатая, круговая – в естественной среде, столбчатая – сравнение продолжительности жизни).

Какие проблемы у вас возникли в ходе выполнения задания? (особенно с круговой)

Вывод:

При визуализации происходит потеря точности информации.


Слайд 13

Обучающиеся, работая в парах, выполняют задание в тетрадях. Результаты задания проецируются на доске, поясняют результаты полученных вычислений.















личностные –

оценивание усвоенного содержания;

предметные – умение работать с графиками, анализировать информацию по графику;

метапредметные – вычислительные навыки;

коммуникативные – умение работать в парах.

6

Физкультминутка.

Слайд 14

физкультминутка.

Обучающиеся выполняют упражнения.

личностные – умение распределять режимы труда и отдыха;

метапредметные – формирование основ здорового образа жизни.

7

Продуктивное использование полученного знания (выполнение практической работы на компьютере).

Слайд 16-18

Что нужно для того, чтобы построить диаграмму на ПК?


Мы знаем, что программа, в которой мы будем создавать диаграммы, сама распределяет высоту, длину, или размер элемента диаграммы, на основе данных из таблицы …...


Учитель разбивает обучающихся на 3-4 группы для выполнения практической работы на компьютере по созданию диаграмм. В группах определяется эксперт. Каждый обучающийся получает текст практической работы. В каждой группе создаются одинаковые диаграммы, но каждый обучающийся получает индивидуальное задание-вопрос.

После завершения обучающимися практической работы учитель демонстрирует каждый из диаграмм на слайдах презентации. Эксперт группы представляет свой график, ученики группы дают ответы на задания. За каждое верно выполненное задание группа получает 5 баллов.

мы должны представить информацию в виде таблицы


Обучающиеся фиксируют время начала практической работы в специальных бланках. Выполняют самостоятельно практическую работу за компьютером и задания к практической работе. Обучающиеся фиксируют время окончания работы, занимают свои места за партами и в группе совместно проверяют ответы на выполненные задания в соответствии с диаграммами командира. Эксперт представляет график, дает анализ, ученики отвечают на задания практической работы. Эксперт группы в оценочном листе ставит баллы за выполненные задания.

метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом редакторе);

предметные–умение создавать в текстовом редакторе графики;

личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения использования наглядных моделей;

коммуникативные – умение работать в группе.

8

Закрепление изученного материала.

Слайд 19

Учитель демонстрирует на слайде график «цены на нефть». Обучающимся предлагается проанализировать данный график в группах, сформулировать вопросы к графику, дать ответы на поставленные вопросы.

Анализируют задание в группах, записывают вопросы в тетради, зачитывают вопросы и дают на них ответы.

личностные –

оценивание усвоенного содержания;

предметные – умение работать с графиками, анализировать информацию по графику;

коммуникативные – умение работать в группе.

9

Обобщение темы урока. Домашнее задание. Выставление оценок. Рефлексия.

Слайд 20-21

Учитель задает обучающимся вопросы, представленные на слайде. Спрашивает у обучающихся о достигнутых на уроке целях.

Выставляет оценки, учитывая набранное в группах количество баллов за работу на уроке.

Д/з - § 12; вопросы 1-6 к параграфу;

Слайд 22

Учитель предлагает обучающимся в качестве рефлексии определить, на каком уровне находятся их знания после урока.

Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание.

регулятивные –

планирование, целеполагание, оценка;

личностные 

смыслообразование, оценивание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!