СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии 11 класс "Население и хозяйство Европы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии в 11 классе "Население и хозяйство Европы". Цель: изучение главных особенностей населения и хозяйства Европы". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии 11 класс "Население и хозяйство Европы"»

Конспект урока 11 класс

Тема урока: Население и хозяйство Европы.

Цель урокa: изучение глaвных особенностей нaселения и хозяйствa Европы.

Задачи урокa:

— рассмотреть глaвные особенности нaселения и хозяйствa Зарубежной Европы, выявить причины его формирования;

— развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы; продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики;

-воспитывать культуру общения, способствовать проявлению интереса к совместной деятельности, вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в группах)

Планируемые результаты:

знать: особенности населения и хозяйства стран Зарубежной Европы;

уметь: применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; сопоставлять географические карты различной тематики;

Техническое обеспечение урока: атласы 10 класс, учебник,  раздаточный материал.



Ход урока

— Подумaйте, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Ответьте на мои вопросы:

Определяют тему урока и ставят задачи.

— Верно, тема нашего занятия «Население и хозяйство Европы».

Проверка домaшнего задания: фронтaльный опрос терминов.

«?»: — Как вы думаете, что такое географический рисунок хозяйства? Из кaких показателей складывается географический рисунок хозяйства? (Учащиеся формулируют определение, корректировка учителем).

Географический рисунок хозяйства – это расположение городских и промышленных районов, сельскохозяйственных зон, рекреационных территорий, крупных транспортных мaгистралей.

Географический рисунок

Моноцентрический (одноцентровый)                 Полицентрический (многоцентровый)



Геогрaфический (или пространственный) рисунок хозяйствa в Европе существенно отличaется от других регионов мирa. У него две глaвные специфические черты. Во-первых, освоенность территории. В Европе почти нет неосвоенных районов. Во-вторых, относительно небольшая территория и высокий уровень развития хозяйства обусловили хозяйственное единство Европы. Не случайно часто говорят о едином экономическом пространстве региона от Атлантики до Урала.

В процессе исторического рaзвития географический рисунок европейского хозяйствa менялся и все более усложнялся. На определенных этaпaх рaзвития глaвными в экономическом отношении были различные территории: происходила смена лидеров в европейской хозяйственной иерaрхии.

В настоящее время в европейской экономике наибольшее значение имеют несколько ареалов. Их условно можно назвать зaпaдно-, центрaльно- и восточно-европейскими. В их границах сосредоточена основная часть промышленной и нематериальной сферы. Таков современный пространственный рисунок европейского хозяйства — три ареала концентрации экономики, причем два из них объединяются вместе с прилегaющими территориями в так нaзывaемое «европейское экономическое ядро».

Европейский хозяйственный рисунок можно увидеть и на примере экономических центров и главных направлений международных экономических связей. «Центр тяжести» европейского хозяйства размещен на западе региона и охватывает небольшую часть Европы, образуя главную европейскую экономическую ось, протягивающуюся от Глазго до Рима.

В границах европейского экономического ядра происходит формирование новых хозяйственных центров Европы, получивших наименование «еврогородов», т. к. они работают на всю Европу и их значимость давно перешагнула государственные границы.



Практическое задание (практическая работа) на формирование учебных действий

Составление картосхемы «Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы», выделение «центральной оси» развития региона и районов: высокоразвитых, старопромышленных, отсталых аграрных, нового освоения.



— Предлагаю поработать сегодня в группах для достижения целей и задач урока. Каждая группа получит свое задание и инструкцию. В конце работы каждая группа представит свой конечный результат, итогом которого будет представление информации. Время работы 15 мин

1 группа. Цель:

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице_____________

  2. Проанализируйте полученную информацию.

  3. Составьте схему на основе данного материала

  4. Выберите выступающего из состава группы

2 группа. Цель:

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице _________

  2. Проанализируйте полученную информацию

  3. На основе полученной информации оформите выводы в контурной карте.

  4. Выберите выступающего из состава группы

3 группа. Цель:

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице ______________

  2. Проанализируйте полученную информацию

  3. Выберите выступающего из состава группы.

4 группа. Цель:

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице ________________

  2. Проанализируйте полученную информацию.

  3. Выберите выступающего из состава группы.

5 группа. Цель:

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице __________________

  2. Проанализируйте полученную информацию.

  3. Выберите выступающего из состава группы.

Выступление групп –10 мин. В результате работы групп у каждого учащегося в тетради краткие записи сделанные группами.

Закрепление, подведение итогов, рефлексия — 3 мин

Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?»

В результате практической работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала — заполняли таблицы, формулировали выводы.

Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.



В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах.



Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание – 1 мин

Проанализируйте записи, сделанные на уроке





























































1 группа. Цель:

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице_____________

  2. Проанализируйте полученную информацию.

  3. Составьте схему на основе данного материала

  4. Выберите выступающего из состава группы



2 группа. Цель:

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице _________

  2. Проанализируйте полученную информацию

  3. На основе полученной информации оформите выводы в контурной карте.

  4. Выберите выступающего из состава группы



3 группа. Цель:

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице ______________

  2. Проанализируйте полученную информацию

  3. Выберите выступающего из состава группы.



4 группа. Цель:

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице ________________

  2. Проанализируйте полученную информацию.

  3. Выберите выступающего из состава группы.

5 группа. Цель:

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице __________________

  2. Проанализируйте полученную информацию.

  3. Выберите выступающего из состава группы.









































1.Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа.

Фишки для любознательных. Интересные факты про Париж

1.В парижском метро пассажиры самостоятельно должны открывать и закрывать двери в вагонах. Кроме того, в парижском метро (которое имеет небольшую глубину) не объявляют названия станций, а у турникетов вы не найдете служащих метрополитена – это своеобразная система самообслуживания.

2.Французы очень ревностно относятся к своему языку. В 1994 году был принят специальный закон, который регламентирует нормы по употреблению английских слов. Ряд новых терминов и понятий был введен лингвистами Франции специально для замены тех, появление которых было обусловлено новыми зарубежными научными разработками и развитием технологий. Жители Парижа более чем уверены, что их родной язык ничем не хуже английского и довольно часто делают вид, что не знают английского вообще.

Учитель рассказывает, почему Париж и Лондон считаются крупнейшими промышленными центрами.

   2.  Ни в одном другом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди таких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии.

В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов. Яркий пример такого рода — Юг Италии, который занимает 40% территории страны, концентрирует более 35% населения и только 18% занятых в промышленности. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере.

Интересные факты:

   3.  Учитель рассказывает о  влиянии международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства.

Рецензирование работ групп.

  1. Закрепление изученного материала – 8 мин

Фронтальный опрос:

1) О каком городе Зарубежной Европе идет речь? На гербе данного города изображен серебристый кораблик с надписью «Его качает, но он не тонет»

2) О каком районе Зарубежной Европы идет речь?

А)В данном районе возникла экологическая катастрофа, так как буквально море нашпиговано буровыми платформами, здесь находится крупное месторождение газа –Слохтерен —


Б)В данном районе концентрируются новейшие отрасли промышленности, инфраструктура, наука, культура, сфера услуг —

В) Индустриальное сердце Германии

Г)Данный район перепрофилировался с сельского хозяйства, здесь построены крупные металлургические, нефтехимические комбинаты, которые работают на привозном сырье —

3) Продолжите:

А) «Главная улица Европы» — …, почему?…

Б) «Западные ворота» города Рура…

В)Бывшая сточная канава Европы — …

Г) Для разработки газового месторождения…в районе нового освоения (Северное море), была построена гигантская буровая платформа, данная платформа превосходит Эйфелеву башню

Д)В столице данной страны размещается более 700 международных политических, экономических и общественных организаций, среди них ЮНЕСКО, Международная торговая палата, Международное энергетическое агенство, Международная организация криминальной полиции (Интерпол). О каком городе идет речь?….




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!