Конспект урока 11 класс
Тема урока: Население и хозяйство Европы.
Цель урокa: изучение глaвных особенностей нaселения и хозяйствa Европы.
Задачи урокa:
— рассмотреть глaвные особенности нaселения и хозяйствa Зарубежной Европы, выявить причины его формирования;
— развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы; продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики;
-воспитывать культуру общения, способствовать проявлению интереса к совместной деятельности, вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в группах)
Планируемые результаты:
знать: особенности населения и хозяйства стран Зарубежной Европы;
уметь: применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; сопоставлять географические карты различной тематики;
Техническое обеспечение урока: атласы 10 класс, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
— Подумaйте, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Ответьте на мои вопросы:
Определяют тему урока и ставят задачи.
— Верно, тема нашего занятия «Население и хозяйство Европы».
Проверка домaшнего задания: фронтaльный опрос терминов.
«?»: — Как вы думаете, что такое географический рисунок хозяйства? Из кaких показателей складывается географический рисунок хозяйства? (Учащиеся формулируют определение, корректировка учителем).
Географический рисунок хозяйства – это расположение городских и промышленных районов, сельскохозяйственных зон, рекреационных территорий, крупных транспортных мaгистралей.
Географический рисунок
Моноцентрический (одноцентровый) Полицентрический (многоцентровый)
Геогрaфический (или пространственный) рисунок хозяйствa в Европе существенно отличaется от других регионов мирa. У него две глaвные специфические черты. Во-первых, освоенность территории. В Европе почти нет неосвоенных районов. Во-вторых, относительно небольшая территория и высокий уровень развития хозяйства обусловили хозяйственное единство Европы. Не случайно часто говорят о едином экономическом пространстве региона от Атлантики до Урала.
В процессе исторического рaзвития географический рисунок европейского хозяйствa менялся и все более усложнялся. На определенных этaпaх рaзвития глaвными в экономическом отношении были различные территории: происходила смена лидеров в европейской хозяйственной иерaрхии.
В настоящее время в европейской экономике наибольшее значение имеют несколько ареалов. Их условно можно назвать зaпaдно-, центрaльно- и восточно-европейскими. В их границах сосредоточена основная часть промышленной и нематериальной сферы. Таков современный пространственный рисунок европейского хозяйства — три ареала концентрации экономики, причем два из них объединяются вместе с прилегaющими территориями в так нaзывaемое «европейское экономическое ядро».
Европейский хозяйственный рисунок можно увидеть и на примере экономических центров и главных направлений международных экономических связей. «Центр тяжести» европейского хозяйства размещен на западе региона и охватывает небольшую часть Европы, образуя главную европейскую экономическую ось, протягивающуюся от Глазго до Рима.
В границах европейского экономического ядра происходит формирование новых хозяйственных центров Европы, получивших наименование «еврогородов», т. к. они работают на всю Европу и их значимость давно перешагнула государственные границы.
Практическое задание (практическая работа) на формирование учебных действий
Составление картосхемы «Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы», выделение «центральной оси» развития региона и районов: высокоразвитых, старопромышленных, отсталых аграрных, нового освоения.
— Предлагаю поработать сегодня в группах для достижения целей и задач урока. Каждая группа получит свое задание и инструкцию. В конце работы каждая группа представит свой конечный результат, итогом которого будет представление информации. Время работы 15 мин
1 группа. Цель:
Задание:
Ознакомьтесь с текстом учебника на странице_____________
Проанализируйте полученную информацию.
Составьте схему на основе данного материала
Выберите выступающего из состава группы
2 группа. Цель:
Задание:
Ознакомьтесь с текстом учебника на странице _________
Проанализируйте полученную информацию
На основе полученной информации оформите выводы в контурной карте.
Выберите выступающего из состава группы
3 группа. Цель:
Задание:
Ознакомьтесь с текстом учебника на странице ______________
Проанализируйте полученную информацию
Выберите выступающего из состава группы.
4 группа. Цель:
Задание:
Ознакомьтесь с текстом учебника на странице ________________
Проанализируйте полученную информацию.
Выберите выступающего из состава группы.
5 группа. Цель:
Задание:
Ознакомьтесь с текстом учебника на странице __________________
Проанализируйте полученную информацию.
Выберите выступающего из состава группы.
Выступление групп –10 мин. В результате работы групп у каждого учащегося в тетради краткие записи сделанные группами.
Закрепление, подведение итогов, рефлексия — 3 мин
Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?»
В результате практической работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала — заполняли таблицы, формулировали выводы.
Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.
В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах.
Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание – 1 мин
Проанализируйте записи, сделанные на уроке
1 группа. Цель:
Задание:
Ознакомьтесь с текстом учебника на странице_____________
Проанализируйте полученную информацию.
Составьте схему на основе данного материала
Выберите выступающего из состава группы
2 группа. Цель:
Задание:
Ознакомьтесь с текстом учебника на странице _________
Проанализируйте полученную информацию
На основе полученной информации оформите выводы в контурной карте.
Выберите выступающего из состава группы
3 группа. Цель:
Задание:
Ознакомьтесь с текстом учебника на странице ______________
Проанализируйте полученную информацию
Выберите выступающего из состава группы.
4 группа. Цель:
Задание:
Ознакомьтесь с текстом учебника на странице ________________
Проанализируйте полученную информацию.
Выберите выступающего из состава группы.
5 группа. Цель:
Задание:
Ознакомьтесь с текстом учебника на странице __________________
Проанализируйте полученную информацию.
Выберите выступающего из состава группы.
1.Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа.
Фишки для любознательных. Интересные факты про Париж
1.В парижском метро пассажиры самостоятельно должны открывать и закрывать двери в вагонах. Кроме того, в парижском метро (которое имеет небольшую глубину) не объявляют названия станций, а у турникетов вы не найдете служащих метрополитена – это своеобразная система самообслуживания.
2.Французы очень ревностно относятся к своему языку. В 1994 году был принят специальный закон, который регламентирует нормы по употреблению английских слов. Ряд новых терминов и понятий был введен лингвистами Франции специально для замены тех, появление которых было обусловлено новыми зарубежными научными разработками и развитием технологий. Жители Парижа более чем уверены, что их родной язык ничем не хуже английского и довольно часто делают вид, что не знают английского вообще.
Учитель рассказывает, почему Париж и Лондон считаются крупнейшими промышленными центрами.
2. Ни в одном другом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди таких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии.
В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов. Яркий пример такого рода — Юг Италии, который занимает 40% территории страны, концентрирует более 35% населения и только 18% занятых в промышленности. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере.
Интересные факты:
3. Учитель рассказывает о влиянии международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства.
Рецензирование работ групп.
Закрепление изученного материала – 8 мин
Фронтальный опрос:
1) О каком городе Зарубежной Европе идет речь? На гербе данного города изображен серебристый кораблик с надписью «Его качает, но он не тонет»
2) О каком районе Зарубежной Европы идет речь?
А)В данном районе возникла экологическая катастрофа, так как буквально море нашпиговано буровыми платформами, здесь находится крупное месторождение газа –Слохтерен —
Б)В данном районе концентрируются новейшие отрасли промышленности, инфраструктура, наука, культура, сфера услуг —
В) Индустриальное сердце Германии
Г)Данный район перепрофилировался с сельского хозяйства, здесь построены крупные металлургические, нефтехимические комбинаты, которые работают на привозном сырье —
3) Продолжите:
А) «Главная улица Европы» — …, почему?…
Б) «Западные ворота» города Рура…
В)Бывшая сточная канава Европы — …
Г) Для разработки газового месторождения…в районе нового освоения (Северное море), была построена гигантская буровая платформа, данная платформа превосходит Эйфелеву башню
Д)В столице данной страны размещается более 700 международных политических, экономических и общественных организаций, среди них ЮНЕСКО, Международная торговая палата, Международное энергетическое агенство, Международная организация криминальной полиции (Интерпол). О каком городе идет речь?….