СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 8 класса "Профилактика нарушений опорно-двигательной системы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 8 класса "Профилактика нарушений опорно-двигательной системы". Авторская разработка

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 8 класса "Профилактика нарушений опорно-двигательной системы"»








Тема урока: «Профилактика нарушений опорно-двигательной системы»


Урок в 8 классе








Чембрович Елена Анатольевна

учитель биологии

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа №18» Муниципального

образования городской округ

Симферополь Республики Крым








Тема урока: «Профилактика нарушений опорно-двигательной системы»

Цель урока: сформировать знания о нарушениях опорно-двигательной системы, их основных причинах и мерах профилактики.

Задачи: Образовательныеобобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения опорно-двигательной системы человека, сформировать знания о причинах нарушений осанки, дать понятия об основных типах искривления позвоночника; сформулировать меры профилактики нарушений опорно-двигательной системы.

Развивающие: создание ситуаций, способствующих развитию практических умений учащихся по выявлению нарушений осанки; развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать информацию, находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать; развитие умений работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, развивать логическое мышление и речь учащихся.

Воспитательные: формировать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья; способствовать воспитанию физически и нравственно здоровой личности.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: системно-деятельностный подход, технология проблемного обучения, технологии учебно-поисковой и исследовательской деятельности, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты:

Предметные: знание базовых биологических понятий; умения применять полученные ранее знания для решения проблемных вопросов, применять знания в новых ситуациях; формирование научного типа мышления.

Метапредметные: умения работать с учебником, извлекать нужную информацию; осуществлять сравнение, анализ, обобщение, умение строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; самостоятельно определять цель учебной деятельности; самостоятельно организовывать работу в группе, умение общаться; умение выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; владение основами самоконтроля и взаимоконтроля.

Личностные: формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению; умение вести диалог с другими людьми, приводить аргументы, выступать перед аудиторией; воспитание основ экологической культуры; понимание ценности здоровья человека, формирование гигиенических норм для профилактики нарушений осанки и сохранения своего здоровья.

Оборудование: рабочие тетради, учебник биологии для 8 класса, рисунки и таблицы, раздаточный дидактический материал.

Базовые понятия и термины: гиподинамия, сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие.

Урок построен с учетом интеграции различных форм работы, методов, а также активной деятельности учащихся, учитель же выступает в роли координатора. Главная идея урока – учитель не является источником знаний, а лишь создаёт ситуации, ведёт подводящий диалог, а учащиеся в процессе учебной деятельности сами формулируют выводы, находят ответы на вопросы. В процессе урока постоянно происходит смена ситуаций и деятельности, что позволяет развивать личностные качества школьников, а также способствует вовлечению всех учащихся в образовательный процесс.

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин)

Приветствует учащихся, настраивает на плодотворную работу на уроке.

Приветствие учителя, проверка подготовки к уроку.


Регулятивные: организовывают своё рабочее место.

II. Актуализация знаний и умений (7 мин)

Учитель организует работу учащихся; актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях

1. Работа по карточкам. Технология разноуровневого обучения.

2. Приём «Найдите ошибку». Учитель зачитывает утверждения, координирует деятельность учащихся.

3. Приём «Шаг за шагом». Приём интерактивного обучения. Учитель поясняет задание, выборочно приглашает учащихся.

4. Приём «Что за цифра?».

Интерактивный приём. Учитель предоставляет классу лист с определённой цифрой, разъясняет задачу: определить, какому показателю в опорно-двигательной соответствует число.




Применяют приобретённые знания для выполнения заданий в новых условиях; отвечают на вопросы.






Учащиеся, шагая к доске, на каждый шаг называют определённый термин, понятие.



Применяют знания в новой ситуации, аргументируют свой ответ.

Регулятивные: учатся быстро отвечать на вопросы, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: учатся вести диалог; слушать и понимать речь других; выражать свои мысли; учатся культуре общения

Познавательные: развивают навыки анализа и синтеза информации.


III. Целеполагание, формулировка темы урока (2-3 мин)

Организует работу по формулировке цели учебной деятельности.

Приём «Удивляй!»: учитель сообщает факт, организует подводящий диалог:

- О чём мы будем говорить на уроке?

- Какова наша цель?

Отвечают на вопрос, рассуждают; формулируют цель урока и тему; записывают дату и тему в тетрадь.

Регулятивные: учатся самостоятельно определять цель своей деятельности

Коммуникативные: учатся выражать свои мысли.


IV. Изучение нового материала – проблемное изложение (18 мин)

Организует деятельность учащихся; задаёт проблемные вопросы, координирует работу учащихся.

1. Осанка, признаки правильной осанки. Проводит беседу с учащимися, формулирует проблемные вопросы

2. Основные причины нарушений осанки. Сообщает факт, ставит проблемный вопрос. Приём «Собери пазл».

3. Виды искривлений позвоночника. Демонстрирует рисунки, задаёт вопросы, корректирует, при необходимости, ответы учащихся, вводит новые понятия

4. Первичное закрепление полученных знаний. Выявление нарушений опорно-двигательной системы у учащихся класса.

Практическая часть урока. Ведёт подводящий диалог, направляет деятельность учащихся, подводит к формулировке выводов, самооценке своей работы.





1. Работают с учебником, находят нужную информацию, отвечают на вопросы.


2. Самостоятельно ищут ответ на проблемный вопрос; строят логически завершённые предложения, устанавливают причинно-следственные связи.

3. Применяют полученные знания в новой ситуации, отвечают на вопросы; новые понятия записывают в тетрадь.




4. Ведут диалог с учителем, отвечают на вопросы, проводят анализ, делают выводы из наблюдений за своей осанкой, самооценка своей деятельности.

Отвечают на вопросы:

- Есть ли нарушения в осанке?

- Если да, то какого характера?

- Насколько выражены?

Регулятивные: учатся работать согласно озвученному заданию, управлять своей деятельностью; учатся осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности


Коммуникативные: учатся взаимодействовать друг с другом при выполнении учебных заданий; слушать и понимать речь других учащихся; грамотно выражать свои мысли.


Познавательные: учатся ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию;

учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; делать выводы.


V. Физкультминутка (2 мин)

Проводит физкультминутку. Объясняет принцип выполнения упражнений; зачитывает утверждения.

Выполняют упражнения, одновременно применяют полученные знания ранее: при верных утверждениях (ответ «да») – хлопают в ладоши на головой, ошибочные (ответ «нет») – приседают с выпрямленными руками.

Регулятивные: учатся снимать мышечное напряжение; сочетать работу с кратковременным отдыхом

Познавательные: осознавать необходимость физических и эмоциональных разгрузок

VI. Закрепление полученных знаний и умений (4 мин)

Организует работу учащихся в группах, раздаёт задания. озвучивает учебную цель.

Разделяются на группы, организуют работу в группе; выполняют полученные задания, строят рассуждения, делают выводы; учатся применять полученные знания в новых ситуациях.

Представители от групп выступают перед классом, формулируют выводы.

Регулятивные: учатся управлять своей деятельностью; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

Коммуникативные: учатся взаимодействовать друг с другом, организовывать работу в группе; слушать и понимать речь других учащихся, учитывать разные мнения; грамотно выражать свои мысли.

Познавательные:  учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; делать выводы.

VII. Рефлексия (3 мин)

Организует проведение рефлексивного приёма «Мысли во времени». Называет ключевое слово, соответствующее тематике урока.

В течении 1 минуты записывать свои мысли, связанные с заданным ключевым словом. Затем читают записи про себя, мысленно отвечают на поставленные вопросы.

Проводят самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

Регулятивные: дают оценку своей деятельности на уроке, учатся осуществлять контроль и коррекцию индивидуальной и совместной деятельности.

Познавательные: учатся применять полученные знания на практике

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание (2 мин)

Комментирует деятельность учащихся, благодарит за работу, объявляет домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневники.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: саморегуляция.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин).

Здравствуйте, ребята! Прошу вас настроиться на работу, проверьте своё рабочее место.

II. Актуализация знаний и умений (7 мин).

Учитель: Ребята, строение какой системы органов мы изучили? (опорно-двигательной) Сегодня на уроке мы с вами выясним как эти знания вы сможете применить в жизни для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний опорно-двигательной системы. Но, давайте, вначале повторим изученный материал.

1. Работа по карточкам. Приём технологии разноуровневого обучения. Учитель предлагает некоторым учащимся в классе выполнить индивидуальные задания; раздаёт карточки и объявляет время выполнения заданий (Приложение 1). Такой приём позволяет учитывать интересы учащихся, развивать в меру их сил и способностей, а также реализовывать личностно-ориентированное обучение [1]. Такая форма работы даёт возможность, например, оценить учащихся, которые менее активны на уроке.

2. Приём «Найдите ошибку». Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся, формирует умение критически оценивать полученную информацию. Форма организации деятельности – фронтальная. Учитель зачитывает тезисы, задача учащихся найти ошибки. Если утверждение ошибочное – хлопают в ладоши, поясняя свой выбор.

1. Позвоночник человека имеет 4 плавных изгиба.

2. Во время бега скелетные мышцы выполняют статическую работу.

3. Скелет человека выполняет кроветворную функцию.

4. Неподвижное соединение костей называется суставом.

5. Сводчатая стопа смягчает удары, толчки при ходьбе, беге.

6. Рост костей скелета человека продолжается до 20-25 лет.

7. Органические вещества придают костям гибкость и упругость.

8. Лобная кость относится к лицевому отделу черепа.

9. Рост костей в толщину происходит за счёт эпифизарных хрящей.

10. Все позвонки у человека имеют одинаковую массу и размеры.

Ответы: 1-да, 2-нет, 3-да, 4-нет, 5-да, 6-да, 7-да, 8-нет, 9-нет, 10-нет.

3. Приём «Шаг за шагом». Приём интерактивного обучения, используется для активизации ранее полученных знаний. Учащиеся, шагая к доске, на каждый шаг называют определённый термин, понятие. Учитель приглашает учащихся выборочно, по очереди; предлагает, шагая к доске, на каждый шаг называть:

а) названия костей черепа;

б) названия костей, входящих в состав скелета туловища;

в) названия скелетных мышц человека;

г) названия костей добавочного скелета.

4. Приём «Что за цифра?».

Приём интерактивного обучения, позволяет применить полученные знания в новой, нестандартной ситуации, также развивает логическое мышление. Учитель показывает классу лист с определённой цифрой, задача учащихся – выявить как связана данная цифра с изученным материалом, какому показателю в строении опорно-двигательной системы данная цифра соответствует.

  1. 7 (число шейных позвонков)

  2. 12 (число грудных позвонков)

  3. 24 (рёбра)

  4. 600 (примерное количество скелетных мышц)

  5. 33-34 (количество позвонков в позвоночнике)


III. Целеполагание, формулировка темы урока (2-3 мин).

Приём «Удивляй!». Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель сообщает классу следующий факт: «Ребята, согласно статистики, спина только одного школьника из четырёх не вызывает у врачей вопросов» [2]. О чём это говорит? Как вы считаете, что будет предметом нашего разговора на уроке? (учащиеся высказывают предположения). Учащимися под контролем учителя формулируется тема урока, его цели; записывают дату, тему урока в рабочую тетрадь.


IV. Изучение нового материала – проблемное изложение (18 мин).

1. Осанка, признаки правильной осанки.

Учитель проводит беседу с учащимися, формулирует проблемные вопросы, отвечая на которые учащиеся развивают мыслительную деятельность, учатся формулировать и высказывать свои мысли, стоить логические связи, развивать речь. Задача: во время беседы выявить признаки правильной осанки, её значение для здоровья, а также актуальность данной проблемы в современном обществе.

Учитель: Найдите информацию в учебнике (стр. 56) и через минуту ответьте на вопросы:

Что такое осанка? Каковы же признаки правильной осанки? [3]

Учащиеся работают с учебником, отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Ребята, неправильная осанка, её нарушения, влияют на внешность человека? (учащиеся - да, это не эстетично, малопривлекательно)

Учитель: Ну ладно, пусть и ходит себе человек сутулый, с дефектами осанки, может его всё устраивает? (предполагаемый ответ: это негативно сказывается на здоровье)

Учитель: А как именно неправильная осанка влияет на здоровье? (деформация органов, защемление нервных окончаний, нарушение кровоснабжения внутренних органов)

2. Основные причины нарушений осанки.

Учитель сообщает факт, ставит проблемный вопрос.

Учитель: «Ребята, врачи сообщают, что сколиоз получил широкое распространение по всему миру. Меньшая частота встречаемости сколиоза наблюдается лишь у жителей стран Африки и Азии, где большая часть населения не получает образования или оно ограничивается двумя-тремя классами [4]. Как данный факт можно объяснить?»

(предположительный ответ – дети стран Африки и Азии меньше времени проводят за партами, письменными столами, компьютерами и планшетами, больше ходят пешком, больше двигаются) Итак, мы можем назвать главную причину искривлений позвоночника – низкая двигательная активность, или гиподинамия.

Ребята, почему ещё несколько десятков лет назад, обычные люди и не слышали о таком состоянии как гиподинамия? Почему её часто называют «болезнь 21 века»? (учащиеся высказывают предположения) Предполагаемый ответ: достижения технического прогресса: транспорт, бытовая техника, телевидение, интернет, механизация производства, робототехника и т.д.

Приём «Собери пазл». Интерактивный приём, позволяет активизировать деятельность учащихся. Объединяя слова в логически завершённое предложение, развивается мыслительная деятельность, эффективнее запоминается материал. Учитель называет слова (либо они изображаются на слайде), задача – связать их по смыслу в предложение.

Учитель: Каковы же ещё причины нарушений осанки? Давайте их назовём.

- стол, ученик, искривление, сидеть, позвоночник;

- высота, сидеть, стол, стул, соответствие;

- тяжесть, груз, носить, две руки, одна рука, правильно, распределение, не правильно;

- мягкий, сон, кровать;

- витамин Д, микроэлементы, пища, недостаток.

3. Виды искривлений позвоночника.

Введение новых понятий. Используется частично-поисковый метод обучения, степень самостоятельности учащихся повышена, учитель координирует работу и дополняет. Учитель демонстрирует рисунки (Приложение 2). Учащиеся самостоятельно находят патологические изменения на рисунках, определяют отдел позвоночника, где наблюдается искривление.

Учитель: Внимательно рассмотрите каждый из рисунков. Где вы наблюдаете отклонения от нормы? В каком из отделов позвоночника?

Рисунок 1: Лордоз – чрезмерный изгиб в поясничном отделе позвоночника вперёд.

Рисунок 2: Кифоз – чрезмерный изгиб в грудном отделе позвоночника назад.

Рисунок 3: Сколиоз – боковое искривление позвоночника.

Рисунок 4: Плоскостопие – понижение свода стопы.

«Новости науки» Приём, который можно использовать на любом этапе урока, сообщается какой-либо установленный факт, краткое сообщение и т.п. Таким образом, достигается несколько целей: повышается мотивация учащихся, познавательный интерес, расширяется кругозор. Данную работу учитель адресует самим учащимся (кто-то из класса получает опережающее задание), которые работают с дополнительной литературой.

Выступление одного из учащихся:

«Многие врачи сегодня склоняются к мысли, что сколиоз - это наследственная болезнь. В 92% случаев наблюдается нарушение осанки у детей, чьи родители тоже в той или иной степени подвержены сколиозу. При этом вовсе необязательно, что сколиоз будет развиваться в той же форме, как у родителей. Но он будет обязательно. Поэтому родителям, имеющим деформацию позвоночника, надо с маленьких лет наблюдать за физическим развитием своего ребенка. Не надо ждать, когда у ребенка уже появятся сколиотические деформации в той или иной степени» [5]


4. Выявление нарушений опорно-двигательной системы у учащихся класса.

Исследовательский метод. В исследовательской деятельности активно проявляется инициатива, самостоятельность. Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определенный, но ограниченный срок.

В данном случает задание делится на два этапа: 1) домашнее задание – учащиеся получают задание дома провести исследования на выявление нарушений осанки; методику проведения исследований учащиеся получают заранее, составляют небольшую таблицу; 2) работа в классе – под контролем учителя самостоятельно определяют вид исследуемых нарушений осанки, формулируют выводы.

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами перейдём от теории к практике. Завершим наш «медосмотр». На прошлом уроке вы получили задание дома провести определённые исследования. Откройте таблицу, сейчас каждый определит, есть ли у вас нарушения осанки.

Итак, в первом случае если между стеной и поясницей проходит свободно кулак, расстояние превышает 2,5 см – значит есть нарушения. В каком отделе позвоночника? (учащиеся – поясничном). Значит какой вид нарушения мы определяем? (лордоз)

Во втором случае, если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная, а если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника и развивается …? (учащиеся сами продолжают - кифоз).

В третьем случае, расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково. Если же расстояния отличаются, значит развивается …? (учащиеся - сколиоз)

Теперь посмотрим на ваши отпечатки стоп! Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

А теперь ребята, проанализируйте полученные результаты, сделайте выводы.



Таблица 1

Вид нарушений

Методика проведения

Результат

измерений

Вывод

(есть ли отклонения от нормы)

Лордоз

Встать спиной к стене, чтобы прикасались лопатки, ягодицы и пятки.



Кифоз

Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем по груди.



Сколиоз

Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике.



Плоскостопие

Взять лист белой бумаги, положить его на пол. Встать на него мокрой ногой. Контуры следа обвести простым карандашом.



V. Физкультминутка (2 мин)

Учитель: Правильная осанка обеспечивается прежде всего правильным тонусом всех мышц опорного скелета, и начинать надо с икроножной мышцы. Встаньте на «носочки» и сделайте глубокий вдох, почувствовали, как расправляются плечи и спина?

Учащиеся выполняют упражнения, одновременно применяют полученные знания ранее: при верных утверждениях (ответ «да») – хлопают в ладоши над головой, ошибочные (ответ «нет») – приседают с выпрямленными руками.

Учитель зачитывает:

1 - у человека более 600 костей;

2 - можно постоянно ходить в кроссовках;

3 - у человека 12 пар рёбер;

4 - гиподинамия опасна для нашего сердца;

5 - шов – это подвижное соединение костей;

6 - атлант – это первый шейный позвонок;

7 - спать всё время на мягкой постели полезно для здоровья;

8 - сколиоз – очень редкое заболевание;

9 - четыре плавных изгиба в позвоночнике взрослого человека – это норма;

10 – нельзя носить постоянно рюкзак на одном плече.

VI. Закрепление полученных знаний и умений (12-14 мин)

Работа в малых группах. Класс делится на группы по 4 человека: предлагается для экономии времени на уроке - ученики за первой партой разворачиваются ко второй, и т.д. (или работают в парах – на усмотрение учителя). Групповая работа способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, вести дискуссию. В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию [6]. Учащиеся получают задания по рядам, время обсуждения – 3-4 минуты, затем представители от группы выступают, дополняют друг друга.

1) Ситуационные задания (Приложение 3)

2) Составьте правила профилактики нарушений осанки.

3) Определить причины развития плоскостопия (Приложение 4)

VII. Рефлексия (2 мин)

Приём «Мысли во времени» Рефлексивный прием, способствует развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту. Учитель называет ключевое слово. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связанные с заданным словом. Затем ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы:

Почему я записал именно эти слова?

О чем я думал, когда писал эти слова?

Чтобы я хотел в записях изменить?

Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание (1 мин)

Учитель благодарит за работу на уроке, комментирует деятельность учащихся; объявляет домашнее задание. Кроме чтения параграфа учитель предлагает творческое задание: составить «мини-проект»: подумать и записать, что бы вы предложили молодым людям, школьникам в современных условиях жизни, для того, чтобы избежать негативных последствий гиподинамии.

Список использованных источников:

  1. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии. – 1995. - №2. – С.37-38.

  2. https://www.1tv.ru/news/2010-01-25/152046-u_bolshinstva_rossiyskih_shkolnikov_est_problemy_s_osankoy_i_pozvonochnikom

  3. Учебник: Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 159, [1] с.: ил. – (Сферы).

  4. http://www.medklinika.spb.ru/o-kompanii/stati/statistika-po-rasprostraneniyu-skoli.html

  5. http://meduniver.com/Medical/profilaktika/skolioz_i_ego_vlianie_na_zdorovie.html

  6. Мойсеюк Н. Е. Педагогика: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. – К., 2001.



Приложение 1

Карточка №1

Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы к рисунку (напротив буквы запишите цифру ответа, например, А-1, Б-4):


1 2 3 4


А) Под каким номером представлена плоская кость?

Б) Кость, которая относится к поясу верхних конечностей обозначена под буквой …?

В) Какая кость является длинной трубчатой?

Г) Какая кость входят в состав скелета туловища?

Д) Какая кость принадлежит к лицевому отделу черепа?


Карточка №2

Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы к рисунку (напротив буквы запишите цифру ответа, например, А-1, Б-4):



А) Под каким номером обозначена затылочная кость?

Б) Под какими номерами указаны парные кости?

В) Какая кость соединена подвижно?

Г) Каким номером обозначена скуловая кость?

Д) Как называется тип соединения между костями 1 и 2?






Приложение 2

Виды искривлений позвоночника

1

2

3

(Рис. 1 – сколиоз, рис. 2 – лордоз, рис. 3 - кифоз)














Приложение 3

Ситуационные задания.

1. В одной из московских школ проходят обычные уроки. Только вместо задних парт – конторки, за которыми занимаются ученики стоя на коврике с деревянными шариками. Через 10 минут ребята возвращаются на своё место. Объясните, для чего так организовали урок?

2. Ученик долгое время ходил в школу с папкой, в которую помещались все его учебники. На уроках сидел вполоборота. Однажды на уроке физкультуры он пожаловался на боль в спине. Учитель заметил, что правое плечо и лопатка были выше левых, и посоветовал обратиться к врачу. Какой вид искривления возможен у мальчика? Что стало причиной? Что вы бы посоветовали этому ученику?
















Приложение 4

Задание для работы в группе:

Рассмотрите предложенные рисунки, а также используя текст учебника (стр.57), составьте схему-кластер «Причины плоскостопия». Предположите, как влияет на состояние и здоровье человека плоскостопие?


(Предположительный вариант ответа:

Причины:1) неправильно подобранная обувь (тесная обувь, обувь на высоком каблуке, обувь без каблука); 2) длительное хождение или стояние; 3) избыточная масса тела.ьПри плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы; стопа расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре, пояснице; плоскостопие может явиться причиной развития сколиоза)

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!