СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Дисперсные системы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит полную классификацию дисперсных систем. Предназначен для студентов колледжа "Технология продукции общественного питания".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дисперсные системы"»

УРОК

Тема: «Понятие о дисперсных системах. Коллоидные системы».

« Классификация и характеристика дисперсных систем»

Цели: 1.ознакомить обучаемых с коллоидными растворами, как одним из видов дисперсных систем. 2. Показать практическое применение дисперсных систем в технологии продукции общественного питания и в промышленности.

Методы обучения: словесные (лекция), наглядные (демонстрационный опыт).

Оборудование: образцы дисперсных систем.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Изложение нового материала.

Системы, в которых одно вещество распределено в среде другого в виде очень мелких частиц, называются дисперсными системами (диспергировать – значит измельчать).Такие системы состоят из двух фаз. Фазой называют совокупности частей системы, тождественных по составу, физическим и химическим свойствам и отделенных от других частей системы поверхностью раздела.

Измельченное вещество называется дисперсной фазой, а то вещество, в котором распределяются частицы, называется дисперсионной средой. Например, крахмал в холодной воде. Крахмал – дисперсная фаза, вода – дисперсионная среда. Следовательно, все дисперсные системы являются гетерогенными системами. Коллоидные системы представляют собой частный вид дисперсных систем.

Коллоидная химия – это наука о дисперсных системах и протекающих в них процессах. Коллоидная химия изучает свойства и поведение систем, в состав которых входят частицы относительно больших размеров.

Коллоидные процессы лежат в основе хлебопечения, виноделия, пивоварения, кондитерского и других пищевых производств.

Некоторые вещества, нерастворимые в воде, могут все же в известных условиях образовывать вполне однородные по внешнему виду растворы. Такие растворы по многим свойствам обнаружили существенные отличия от обычных растворов. Эти вещества были названы коллоидами – по названию клея (по- гречески – колла), как одного из представителей таких веществ.

Объектами современной коллоидной химии служат дисперсные системы. Дисперсные системы окружают нас всюду. Наша Земля является большой дисперсной системой. Земная атмосфера, разнообразные водоемы, почва, облака, гранит, дерево – все это дисперсные системы. Продукты питания тоже являются дисперсными системами. Это - хлеб, молоко, мясо, масло, рыба, сахар, майонез, маргарин, мармелад, студни, желе. Пожалуй, нет ни одной сферы деятельности человека, которая не связана с многочисленными дисперсными системами.

Стакан с водой – это гетерогенная система, одну фазу которой составляет вода, а другую – стекло. Однако стакан с водой еще не будет дисперсной системой, Если в воде будут находиться частицы песка, то подобная смесь (песок – вода) представляет собой дисперсную систему. Песок нерастворим в воде. В отличие от песка сахар (или соль) в воде дробится до молекул, растворяется и образует истинный раствор, а не дисперсную систему.

Необходимыми признаками дисперсных систем являются гетерогенность и раздробленность, а вещества дисперсной фазы нерастворимы или ограниченно растворимы в дисперсионной среде.

Дисперсных систем множество. Сочетание одного из трех агрегатных

состояний дисперсной фазы и дисперсионной среды определяет возможность образования восьми видов дисперсных систем (система газ – газ маловероятна).

Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния

Дисперсионная среда

Твердая

дисперсная фаза

Жидкая

дисперсная фаза

Газообразная дисперсная фаза

Жидкая

Т/Ж. Золи, суспензии, гели, пасты

Ж/Ж. Эмульсии

Г/Ж. Газовые эмульсии, пены

Твердая

Т/Т. Твердые золи, сплавы, минералы: опалы, яшмы, агаты.

Ж/Т. Твердые эмульсии, пористые тела.

Г/Т. Твердые пены, пористые тела.

Газообразная

Т/Г. Дымы, пыли.

Ж/Г. Туманы

Г/Г. Системы маловероятны.


Подавляющее большинство дисперсных систем состоит из двух и больше фаз, но есть и исключение. Возможно существование дисперсной системы из одной фазы. На высоте 300 км от поверхности Земли нет воздуха, космическая пыль и метеориты существуют в вакууме.

Часто встречаются сложные дисперсные системы. Тесто можно представить как систему Ж, Г/Т. (в числителе указывается агрегатное состояние дисперсной фазы, а в знаменателе – дисперсионной среды). В твердую консистенцию вкраплены частицы жира и воды, а также пузырьки углекислого газа и воздуха. Почва относится к сложной дисперсной системе типа Г, Ж/Г: ее твердая дисперсионная среда пронизана пространством, заполненным воздухом и водным раствором. Смог – система Т, Ж/Г.

Частицы дисперсных систем можно видеть невооруженным глазом или при помощи приборов. Сахаринки, частицы муки воспринимает глаз. Эритроциты крови видны через микроскоп. Размеры частиц в значительной степени определяют свойства дисперсной системы. В зависимости от размеров частиц различают высоко-, средне- и грубодисперсные системы.

Классификация дисперсных систем

в зависимости от размеров частиц

Класс

систем

Размер частиц

в мкм

Размер частиц

в м

Отдельные представители

Высокодисперсные

0,001 – 0,1

10-9 – 10-7

Сок растений, космическая пыль

Среднедисперсные

0,1 - 10

10-7 – 10-5

Растворимый кофе, эритроциты крови

Грубодисперсные

Свыше 10

Свыше 10-5

Сахар, пены, грунт

Мкм – микрон или микрометр, равный 1*10-6 метра.

Иногда трудно провести границу между классами систем. Например, частицы пшеничной муки высшего сорта имеют размеры от 1 до 30 мкм. Данный сорт муки одновременно принадлежит к средне- и грубодисперсным системам. То же можно сказать и о сахарной пудре.

По отношению к жидкой фазе, в которой они распределены, коллоидные частицы можно разбить на две большие группы:

  1. Лиофильные (для воды – гидрофильные) – хорошо адсорбируют на своей поверхности молекулы вещества окружающей среды и образуют с ними прочные комплексы – сольватные оболочки.

  2. Лиофобные (гидрофобные) – не адсорбируют молекулы жидкой фазы. Отдельные частицы не окружены пленкой жидкой фазы.


  1. Задание на дом.



Выучить конспект.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!