СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Будь смелым"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями (страх, фобия, смелость, испуг) для раскрытия сущности страха, вы­явить причины его возникновения, рассмотреть его проявления и последствия; обсудить практические способы преодоления страха.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Будь смелым"»

Класс:________________ Дата:______________

Тема урока: Будь смелым

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями {страх, фобия, смелость, испуг) для раскрытия сущности страха, вы­явить причины его возникновения, рассмотреть его проявления и последствия; обсудить практические способы преодоления страха.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать проявления и последствия страха; сравнивать социальные объ­екты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, допол­нительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристи­ческую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять изученный поня­тийный аппарат; объяснять сущность феномена страха, выявить причины его появления; взаимодействовать в ходе выполнениягрупповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргу­ментировать собственную точку зрения; находить нужную соци­альную информацию;

метапредметные

1) коммуникативные: критично относиться к своему мнению, корректировать его, с до­стоинством признавать его ошибочность;

2)регулятивные: сравни­вать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

4) личностные: сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через ак­тивные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов, цветные карандаши и листы бумаги для рисования.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

Один человек остановился на ночь на постоялом дворе. Поздно вече­ром он поужинал и на следующее утро уехал. Через год он снова оказался на том же постоялом дворе. Увидев его, трактирщик был потрясен.

  • У вас все в порядке? — спросил он путешественника.

  • Все в порядке. А что?

  • Мы очень боялись, — сказал трактирщик. — Видите ли, последний раз, когда вы здесь останавливались, в горшок с пищей, которую вам подали, упала змея. Эту пищу съели еще четыре человека, и они вскоре умерли. Мы не могли себе представить, что случилось с вами, потому что вы уехали так рано. Мы беспокоились о вас.

Услышав это, путешественник сказал:

  • Что? Змея у меня в еде? — и упал замертво. Через год! Он умер от страха.

Вопрос к классу

  • Как вы поняли смысл этой притчи?

(Ответы учеников.)

Повторим пройденный материал, выполнив следующие зада­ния (ответив на вопросы).

  1. Какие человеческие качества можно назвать добрыми? По­чему?

  2. Золотое правило морали возникло в древности в разных странах: Китае, Палестине. Почему люди в разных странах при­шли к одной и той же мысли?

  3. Проанализируйте стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера». Ответьте на вопрос: «Нужно ли требовать благодар­ность за добрый поступок?» Свое мнение обоснуйте.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды (Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка - "

Не жалел и пирожка —

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу. Не влечет.

(Проверка выполнения заданий.)

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 92 учебника.

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Будь смелым».

  • Предположите, о чем мы будем говорить.

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

  1. Что такое страх.

  2. Смелость города берет.

  3. Имей смелость сказать злу «нет».

Проблемный вопрос уроков

  • Почему мы стремимся быть смелыми?

  1. Введение в новый материал

Однажды много достойных воинов собралось для того, чтобы прове­рить, кто из них самый смелый и бесстрашный. Они сражались на мечах, бились на кулаках, ходили с голыми руками на медведя и тигра. Но сколь­ко ни устраивали эти воины себе испытаний, ни одно из них не помогло выбрать самого смелого. И тогда они обратились к юной девушке, наблю­давшей за их состязаниями, с просьбой выбрать самого бесстрашного.

  • Кто расскажет мне о своей слабости, о том, чего он боится в своей жизни больше всего? — спросила у воинов девушка.

Никто из воинов не смог признаться в своих страхах этой юной де­вушке.

— Самый смелый не тот, кто может победить другого человека. Са­мый смелый тот, кто может победить свой страх! — сказала девушка.

На уроке мы раскроем понятие «страх», покажем, как страх влияет на поведение человека и как эта эмоция отражается на на­шем теле. И самое главное — будем учиться побеждать страх.



  1. Работа по теме уроков

  1. Что такое страх

Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъ­емлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль. Но при чрезмерной подат­ливости страху меняется поведение человека. Он становится не­уверенным в себе, а иногда страхи представляют собой кладбище несбывшихся надежд человека.

Задание: разделившись на три группы, составьте список самых распространенных страхов.

Первая группа: Школьники обычно боятся...

Вторая группа: Взрослые обычно боятся...

Третья группа: Учителя обычно боятся...

(Проверка выполнения задания.)

Чувство страха присуще не только человеку, но и животным.

Рабочий материал

Слайд 1. Тихое кваканье лягушек — один из привычных сельских звуков, но очень немногие слышали, как лягушки кричат. Сохранился рассказ одного натуралиста о том, как его дети, поймав лягушку, поса­дили ее в высокий стакан и оставили посреди лужка. К стакану подо­шла кошка и стала тщательно обнюхивать прозрачные стенки тюрьмы амфибии. Может быть, кошка, смотревшая сквозь изогнутое стекло, показалась лягушке особенно страшной в увеличенном виде, а может, ее просто охватил ужас при виде давно известного врага, поэтому с гром­ким пронзительным криком она выскочила из стакана, это так испугало кошку, что та, совершив сальто-мортале в воздухе, поспешила удалиться. Опомнившись, кошка последовала за лягушкой, продолжавшей страшно кричать. Дети поймали кошку, но слишком поздно — лягушка уже умерла от страха.

Слайд 2. Наблюдая за боем быков, многие не только слышали, как не­счастные лошади кричали от ужаса, но и видели, как они, дрожа от страха, до такой степени ослабевали, что их задние ноги совершенно подгибались, когда пикадор поворачивал их к быку. Можно даже заметить, что первый удар быка заставляет лошадь прийти в себя — раненая лошадь, казалось, переставала бояться, она бесстрашно шла навстречу своему врагу, пока

наконец его рога не наносили ей смертельной раны. Не менее сильно дей­ствует на многих людей и смерть быка. Когда матадор наносит ему послед­ний удар, в глазах животного появляется выражение страха. Бык кружится, со всхлипыванием падает на землю, старается подняться и снова падает; с отчаянным ужасом он оглядывается кругом и наконец умирает.

Слайд 3. Трусость овец вошла в поговорку, и их действительно не­трудно испугать. Они легко заражаются страхом друг от друга. При этом овцы стараются держаться поближе одна к другой и в панике бегут за во­жаком. В горной Шотландии чужая охотничья собака ворвалась в овечий хлев и принялась гоняться за овцами. Они пришли в такой ужас, что, на­жав случайно на дверь, отворили ее и помчались через холмы, не заметив обрыва, они свалились с кручи и погибли все до одной.

Слайд 4. Мышь бесстрашно бежала через клетку змеи, но вдруг пре­смыкающееся подняло голову и устремило на маленького зверька свои блестящие глаза. Мышь мгновенно остановилась и оцепенела на не­сколько секунд, потом с жалобным писком поползла, шатаясь и падая, вокруг своего страшного врага, делая все сужающиеся круги. Наконец она очутилась так близко от открытых челюстей, что змея легко схватила ее своими ядовитыми зубами.

Задание: прочитайте п. 1 § 11 учебника и выполните приве­денные в нем задания. Свой выбор объясните.

(Проверка выполнения задания.)

Народная мудрость гласит: «У страха глаза велики».

— Какие пословицы о страхе знаете вы?

(Ответы учеников.)

Необычные страхи и редкие фобии могут приносить их об­ладателю не меньше душевных страданий, чем банальный страх высоты или боязнь громких звуков. Окружающие потешаются, услышав о наличии «столь незначительных страхов», что может вылиться у их обладателя в еще одну фобию — страх на реакцию окружающих людей.

Рабочий материал

Фобии и страхи

Слайд 1. Арифмофобия. Люди, испытывающие арифмофобию — бо­язнь цифр, могут опасаться конкретного числа или нескольких чисел, которые, по их мнению, могут принести им неприятности. Это не толь­ко пресловутое число «13» или «666» — число дьявола. У каждого из нас могут быть свои несчастливые цифры. Так, если вы несколько раз отме­тили, что именно второго числа с вами происходят необъяснимые вещи: то потеряли ключи, то порвали любимую одежду, то стали участником ссоры и т. д., ваше воображение может раздуть эту проблему до огромных масштабов, и эта цифра попадет в разряд несчастливых дней. Настраивая себя на неприятности, будьте готовы к тому, что они действительно будут вас преследовать.

Слайд 2. Номофобия. Одним из самых распространенных человече­ских страхов может стать номофобия — боязнь остаться без своего мо­бильного телефона и оказаться оторванным от внешнего мира. Даже дети, для которых мобильный телефон становится важной частью жизни, начинают страдать этим заболеванием. Люди, испытывающие номофо- бию, вряд ли отправятся без телефона даже в ванную, а если обнаружат разряженный аккумулятор, то могут впасть в настоящую панику. Многие из нас привыкли проверять свой телефон каждые две минуты, причем независимо от того, прозвучал сигнал о сообщении или звонке или нет.

Слайд 3. Интернетофобия. Люди, страдающие боязнью выхода в Интернет, опасаются не только спама и вирусов, но и того, что могут стать жертвами преступников, использующих возможности всемирной паутины. Например, получив доступ к личной информации, которую приходится оставлять клиентам страховых, медицинских, финансовых и торговых компаний.

Слайд 4. Метрофобия. Это не боязнь подземки, как вы могли по­думать, а страх поэзии. Метрофоб не может читать стихотворения или слушать, как их читают другие, его бросает в дрожь от любого четверо­стишия.

Слайд 5. Наполеон боялся лошадей. Один из самых великих историче­ских персонажей, Наполеон Бонапарт, боялся белых лошадей. Много­численные полотна, где Бонапарт изображен верхом на белой лошади, не что иное, как фантазия художника. Этих животных не было в его ко­нюшнях.

Слайд 6. Петр I избегал свободного пространства. При посещении домика Петра I и его летнего дворца в Санкт-Петербурге поражает скром­ность самодержца: низкие потолки, маленькие комнаты. В летнем доми­ке устроен так называемый фальш-потолок: к более высокому подвешен более низкий, создающий ощущение шкатулки. Дело в том, что Петр I не мог чувствовать себя комфортно в больших, просторных помещениях с высокими потолками.

Слайд 7. Страхи генералиссимуса. И.В. Сталин боялся отравления, а его знаменитые ночные бдения позволяют подозревать сомнифобию (боязнь ложиться спать). Известно, что засыпал он в состоянии полного истощения, до которого себя доводил по ночам. Сталин патологически боялся авиаперелетов (авиафобия). Так, будучи главнокомандующим, он ни разу не был на фронте. А в Потсдам на мирную конференцию отпра­вился на поезде под усиленной охраной.

Слайд 8. Страхи Николая Гоголя. Гоголь с юности страдал татефоби- ей - боязнью быть заживо погребенным. Он неоднократно давал пись­менное поручение хоронить его только тогда, когда появятся признаки явного разложения.

— Что представляет собой страх?

Страх — это состояние ожидания какой-либо грозящей опас­ности. Страх перед чем-либо не проходит бесследно для нашего здоровья. Он может спровоцировать головокружение, тошноту,

учащенное сердцебиение. Тревога увеличивает уровень кортизола (гормона стресса), который влияет на работу нашей иммунной си­стемы. Организму становится сложнее бороться с вирусами и бак­териями, мы рискуем заболеть не только простудой, но и чем- нибудь более серьезным.

С детства нас учат, что страх — это признак слабости. Идеалом детей становятся бесстрашные герои сказок, способные и драко­на победить, и с несправедливостью бороться. А отрицательным персонажам остается только бояться, дрожать, испытывать ужас перед расплатой. На протяжении многих столетий это чувство считалось недостойным уважаемого человека, однако у страха есть и положительное назначение.

Проблемное задание. Разделившись на две группы, докажи­те правильность следующих утверждений. Приведите не менее 5 доказательств.

Первая группа: страх — полезное чувство;

вторая группа: страх — вредное чувство.

(Проверка выполнения задания.)

  • Как сделать так, чтобы страх не брал верх над человеком?

(Ответы учеников.)


  1. Смелость города берет

  • Как вы думаете, смелость — это врожденное качество?

(Ответы учеников.)

Турист обратился к горцу: «Послушай, почему ты так легко ходишь по узким, скользким тропинкам над пропастью, тогда как я, двигаясь по ним, буквально трясусь от страха и чувствую, что мое сердце вот-вот выпрыгнет?» Горец усмехнулся: «Все очень просто: когда я иду на ту сто­рону, я иду за водой, без нее моя семья и я погибнем от жажды, а когда возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу».

Не героизм, а жгучее желание или крайняя нужда заслоняют страх и заставляют забыть о том, что ты идешь над пропастью. Не зря говорят: смелость — не что иное, как хорошо тренирован­ная трусость. Смелыми люди не рождаются. Смелость воспиты­вается. Умение владеть собой перед лицом страха — вот главное свойство смелого человека.

Задание: подберите синонимы к слову «смелость». Ответьте на вопрос, приведенный на с. 94 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

И в мирной жизни во многих профессиях, связанных с рис­ком, смелость — это необходимое качество.

  • О каких профессиях идет речь?

  • (Ответы учеников.)

  • Задание: работая в группах, выберите черты характера, кото­рые составляют смелость.

  • (Во время выполнения задания на доске составляется логи­ческая схема.)



Люди, воспитавшие в себе эти качества, могут называть себя смелыми. В словаре В. Даля говорится, что смелый — это неустра­шимый, безбоязненный, отважный, храбрый и решительный че­ловек.

Предлагаю познакомиться с примерами смелых поступков.

Рабочий материал

Слайд 1. Девятилетняя Маруся Мельникович из села Либохора Львовской области — гордость односельчан. Эта мужественная девочка не только не перепугалась, когда начался пожар, но и кинулась спасать своего 4-летнего братика. Когда в доме начался пожар, Маруся выбила окно и успела вынести малыша из горящего дома.


Слайд 2. В 1941 г. польский священник Максимилиан Кольбе оказал­ся в Освенциме. Однажды один из заключенных сбежал, и заместитель коменданта лагеря отобрал десятерых узников, которые должны были за это расплатиться — умереть голодной смертью. Один из обреченных — польский сержант Франтишек Гаевничек — стал рыдать, выкрикивая имена своей жены и детей. Тогда Кольбе вышел и предложил свою жизнь в обмен на жизнь Гаевничека. Его жертва была принята. В жутком зло­вонном месте, куда бросили умирать всех десятерых, Кольбе продолжал поддерживать собратьев по несчастью — молитвой и песнями. Спустя три недели он был все еще жив, и нацисты решили сделать ему смертельную инъекцию. В 1982 г. католической церковью он был причислен клику святых.


Слайд 3. В 2009 г. на Филиппинах произошла серия наводнений. Во время одного из них 18-летний Муэльмар Магалланс спас членов своей семьи, а потом кинулся вытаскивать соседей из близлежащих до­мов. Он не останавливался, пока не выдохся, и тут увидел, что его мать с младшим ребенком уносит течением. Он нырнул еще раз, но выплыть уже не смог. Муэльмар спас больше 20 человек.


Слайд 4. Николай Николаевич Раевский (1771-1829) вошел в ис­торию Отечественной войны 1812 г., совершив воинский подвиг в сра­жении при Салтановке. Русские армии под командованием Барклая де Толли и Багратиона отступали. Это сражение позволило отбросить противника и воссоединиться двум армиям. Когда казалось, что фран­цузы берут верх, Раевский лично повел пехоту в атаку. По свидетельству очевидца: «Генерал Раевский вывел вдело двух, еще почти малолетних сыновей своих в сражение под Салтановкой, июля 11 дня... и при этом случае упомянут и подвиг 16-летнего юнкера, ровесника с Раевским, нес­шего впереди знамя полка, при переходе через греблю, под убийственным огнем; и когда младший из Раевских (Николай) попросил у него знамя, под предлогом, что тот устал — “Дайте мне нести знамя” — юнкер, не от­давая оного, отвечал: “Я сам умею умирать”».



Вопросы к классу

  • Что объединяет всех этих людей?

  • Почему они совершили такие поступки?

(Ответы учеников.)

Задание: прочитайте материал рубрики «Жил на свете чело­век» на с. 94 учебника, ответьте на вопросы.

  • О ком вы узнали?

  • Почему Е.Н. Чернышева можно назвать смелым человеком?

(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите материал рубрики «Картинная галерея» на с. 95 учебника и выполните задание к ней.

Предлагаю познакомиться с практическими приемами пре­одоления страха.

Упражнения по преодолению страха

  1. Начните с актерских техник: примите позу очень испуганного человека — втяните голову в плечи, сожмитесь, согните колени и поста­райтесь почувствовать или восстановить те чувства, которые испытывали в ситуации, когда боялись. Если боялись агрессии, вспомните этот слу­чай, переживите все заново. Добавьте чувства страха. Еще! Чем явствен­нее вы почувствуете страх, тем лучше.

Распрямите плечи и примите позу счастливого человека, улыбайтесь во весь рот, смейтесь. Вы должны действительно почувствовать радость.

  1. Поиграйте с партнером: пусть он покажет вам страх, а вы проявите агрессию. Потом поменяйтесь ролями. Если занимаетесь единоборства­ми, попробуйте сыграть это на ринге.

  2. Бить другого для многих так же страшно, как и быть битым. Зай­дите в боксерскую секцию. В стрельбе страх прорабатывается стрельбой

по фотографиям. Стрельба предполагает уничтожение противника. Пред­ставьте, что этот противник — ваш страх.









  1. Имей смелость сказать злу «нет»

Задание: познакомьтесь с текстом п. 3 § 11 на с. 96—97 учебни­ка, дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Дорога добра и дорога зла

Однажды путешественник остановился на развилке двух дорог: ле­вая спускалась куда-то вниз, а правая вела все время вверх. Не знал он, что один путь назывался дорогой зла и приводил всех людей к смерти, а другой вел к жизни и назывался дорогой добра.

  • По какому же пути мне дальше идти? — долго раздумывал человек, а потом решил: Зачем мне лишние трудности, выберу-ка я ту дорогу, которая полегче. — И стал спускаться вниз под горку.

Легкой и ровной казалась дорога вначале. Одно только было плохо: чем ниже она спускалась, тем дальше было солнце и тем темнее и страш­нее становилось вокруг. Через несколько дней по сторонам от дороги стали появляться зловещие тени и откуда-то задуло холодом. Настрое­ние путешественника стало безрадостным, но возвращаться назад ему не хотелось. Ведь это было бы трудно: все время идти вверх. И он решил продолжать свой путь до конца, чтобы посмотреть, куда же приведет эта дорога. Он часто спотыкался и падал, от этого все больше сердился на все вокруг. В конце концов стало так темно, что человек перестал видеть дорогу. Теперь он шел медленно и, перед тем как сделать шаг, осторожно трогал ногой землю впереди себя. И вдруг его нога почувствовала пустоту. Впереди не было ничего твердого, на что можно было бы опереться. Пу­тешественник присел, нащупал рукой позади себя камень и швырнул его вперед, но удара об землю не послышалось. Он бросил еще один камень, побольше — опять тишина. Казалось, что камень летел и летел в какую-то черную бездну. С ужасом понял человек, что стоит на краю бездонной пропасти. Испугался он, повернулся и торопливо пошел обратно. Трудно было идти вверх, но человек теперь знал, что другого пути у него нет. Постепенно начинало светлеть, дорогу уже можно было разглядеть.

  • Сколько же неосторожных людей выбрало легкий путь и погибло, свалившись в эту бездну, — возвращаясь, думал путешественник. — Как же мне повезло, что я вовремя остановился и не сделал последнего шага в своей жизни.

Через много дней он подошел к тому месту, откуда начинал путь вниз. Теперь, уже не раздумывая и не останавливаясь, пошел по дороге, ведущей вверх.

Чем выше поднимался человек, тем ярче светило солнце, под его лучами искрились струи водопадов, радостно щебетали птицы, а такого богатого разнообразия цветов он никогда не видел. Казалось, все вокруг стремилось к солнцу и радовалось его теплым лучам. Да, дорога вверх была тяжелее, но окружающая красота помогала путешественнику от­влечься от трудностей и не думать о них. С каждым днем вокруг стано­вилось все прекраснее, и от этого сердце человека наполнялось радостью и счастьем, он становился лучше и добрее.

  • Как было бы хорошо, если бы этот путь не кончался! — громко и радостно воскликнул он.

  • Никогда, никогда, никогда, — ответило ему эхо.

  • Неужели не кончится никогда? — громко переспросил человек.

  • Не кончится никогда, не кончится никогда, не кончится нико­гда, — повторило эхо.

Вопросы к классу

  • Почему человек сначала выбрал дорогу зла? (Она была проще и легче.)

  • Почему человек сначала не хотел идти вверх, а потом все- таки пошел? {Понял, куда приводит дорога зла.)

  • Можно ли идти все время тяжелой дорогой добра вверх, если знать, что впереди будет все лучше?

  • Что лучше: легкий путь зла или тяжелый путь добра? (Ответы учеников.)

Творческое задание. Перед вами на столах лежат карандаши и листы бумаги. Разделите лист пополам и на одной стороне на­рисуйте страх, а на другой — смелость. Презентуйте свою работу. (Проверка выполнения задания.)

  1. Рефлексия

Предлагаю ответить на следующие вопросы.

  • Что мы хотели выяснить на уроке?

  • Что нам удалось узнать?

  • Мы ответили на поставленный вопрос?

  • Что было самым важным на уроке?

  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?

(Ответы учеников.)

  1. Подведение итогов уроков

Проверим себя и выполним несколько заданий.

  1. Задание 2 рубрики «В классе и дома» на с. 98 учебника. Предложите свой вариант речи в защиту смелости. Приведите примеры из личного опыта.

  2. Задание 5 рубрики «В классе и дома» на с. 98 учебника.

  3. Задание 7 рубрики «В классе и дома» на с. 98 учебника. (Проверка выполнения заданий).

Домашнее задание

  1. Прочитать § 11 учебника.

  2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 11 учебника (задание 1, 2 или 4).



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!