СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Биология 7 кл. Отряды млекопитающих Грызуны Зайцеобразные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Биология 7 кл. Отряды млекопитающих Грызуны Зайцеобразные»

Тема: «Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные»

Целевая аудитория: 7 класс

Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о представителях изучаемых отрядов, особенностях строения и жизни, о значении в природе и жизни человека грызунов и зайцеобразных животных.

Формируемые УУД:

Личностные:

  1. 1.Формировние ценностного отношения к природе.

  2. Развитие навыков коммуникации и сотрудничества в группе.

Регулятивные:

  1. Самостоятельно оценивать свои результаты

  2. Выбирать способы достижения цели (освоения знания).

  3. Контролировать ответы других учащихся, корректировать и дополнять их.

Познавательные:

  1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

  1. 2.Устанавливать причинно следственные связи в строении и функциях живых организмов, классифицировать грызунов и зайцеобразных млекопитающих, формулировать определения биологических понятий, делать выводы, основываясь на полученные знания.

Коммуникативные:

  1. Вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. Выдвигать гипотезы и доказательства.

  1. 2.Умение работать в парах.

Оборудование: интерактивная доска, таблицы, иллюстрации животных, тесты, цветные карточки.

Межпредметные связи: география, экология

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, усвоенных на прошлом занятии.

Организационный момент

  • Приветствие класса.

  • Отчет дежурных об отсутствующих.

  • Готовность к уроку, настроение.

Проверка домашнего задания

Задание-1

Из перечисленных признаков выберите характеризующие представителей млекопитающих. Если согласны ставите "Х", не согласны ставите "0"

  1. 1.Млекопитающие выкармливают детенышей молоком.

  2. Для млекопитающих характерен волосяной покров.

  3. Органы дыхания - лёгкие.

  4. Органы дыхания - жабры.

  5. Сердце двухкамерное.

  6. Органы чувств не развиты.

  7. Кровь движется по двум кругам кровообращения.

  8. Живут в самых разнообразных сферах: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде.

  9. Млекопитающие - теплокровные животные, имеющие постоянную температуру тела.

  10. Все млекопитающие яйцекладущие.

Взаимопроверка. Варианты ответов на доске. Выставили баллы за правильный ответ - 1 балл. Подсчитали общее число баллов.

1-Х; 2-Х; 3-Х; 4-0; 5-0; 6-0; 7-Х; 8-Х; 9-Х; 10-0.

10 баллов-«5»

8-9 баллов –«4»

6-7 баллов –«3»


Фронтальный опрос.

Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне:

    1. Приведите примеры животных отряда рукокрылых. Назовите общие для них признаки.

    2. Чем питаются летучие мыши? Какую роль они играют в природных сообществах и жизни человека?

    3. С помощью, каких органов летучие мыши ориентируются в пространстве и находят добычу?

    4. Как летучие мыши переносят неблагоприятное время года?

    5. Каковы особенности строения насекомоядных животных? Каких представителей отряда вы знаете?

    6. Проанализируйте следующие факты: а) землеройка в сутки съедает корма в 4 раза больше собственного веса; б) в рацион ее питания входят такие животные, как бабочки, слизни, жуки-листоеды, слепни и др. Какой вывод о роли землеройки в лесной экосистеме можно сделать на основании данных фактов?


Вопросы и задания повышенного уровня:

  1. Почему выхухоль стала редким животным?

  2. Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы, ни была голодна. Почему?

  3. Чем отличается крыло летучих мышей от крыла птиц? Могли ли летучие мыши произойти от птиц?

  4. С наступлением зимы одни виды летучих мышей нашей страны улетают на юг, а другие остаются зимовать в состоянии спячки. Какое значение в жизни летучих мышей имеют спячка и миграции? Приведите примеры известных вам животных, впадающих в спячку; совершающих миграции.

2 этап. Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивация)


Задание-2. Каких животных, изображенных на рисунке, можно объединить в одну группу? Как называется эта группа?

Работа в парах .(3мин.)  6-пар.

Первая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Однопроходные (утконос, ехидна, проехидна.)


Вторая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей  отряда - Сумчатые.(Коала, сумчатый волк, серый кенгуру, сумчатый муравьед.)  


Третья группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Насекомоядные  (ёж обыкновенный, крот, выхухоль, путорак, землеройки.)


Четвёртая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Рукокрылые (рыжая вечерница, обыкновенная ночница, большой подковонос, гигантская вечерница.)


- Какие животные у вас остались, которые не входят в ранее изученные отряды? Где вы встречали этих животных?

- Как вы думаете, что объединяет этих животных?

- Как вы думаете это представители, каких отрядов? Вы можете сказать тему урока?

Тема нашего урока (ответы детей.)  Класс Млекопитающие: Грызуны,  Зайцеобразные.

Как вы думаете, что мы должны узнать об этих отрядах?


3 этап. Осмысления (получение новой информации соотнесение с имеющимися знаниями)

Задание - 3. Работа в парах с текстом учебника, заполняется таблица.

Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

Пользуясь текстом учебника на стр. 164 – 170 заполните таблицу:




Признаки сравнения

Отряд Грызуны

Отряд Зайцеобразные

1.Где встречаются.

На открытых пространствах, в лесах, на деревьях, полуподземный образ жизни, связаны с водой

Всюду кроме Антарктиды. В Австралию завезли кроликов. На открытых пространствах, по опушкам, заросли кустарника

2. Перечислите общие черты внешнего строения зверей этого отряда

Строение зубов: по два резца на верхней и нижней челюсти

Две пары резцов на верхней и одна пара на нижней челюсти. Растут в течении всей жизни. Задние ноги длиннее передних

3. Размеры, самый крупный представитель

Водосвинка 1,5м и 60 кг. Тушканчик трехлапый карликовый 4-5см.

Длинна 30-75см

4. Чем питаются

Растениями и животными, всеядны

Твердой пищей растительной

5. Особенности размножения

Высокая плодовитость, быстрый рост, раннее половое созревание

В помете 4-5 детенышей

6. Значение в природе

Корм для хищных млекопитающих, птиц. Являются пищевой цепочкой. Переносить споры и семена растений на большие территории.

Корм для хищных млекопитающих. Являются пищевой цепочкой. Переносить споры и семена растений на большие территории.

7. Значение в жизни человека

Являются переносчиками возбудителей инфекционных опасных заболеваний.

Истребляют запасы.

Объект лабораторных исследований.

Эстетическое наслаждение.

Человек отлавливает ради охотничьего азарта, меха, мяса.

Наносят значительного ущерба садоводству и лесному хозяйству.

Являются переносчиками возбудителей инфекционных опасных заболеваний.

Эстетическое наслаждение

8. Назовите некоторых представителей отряда



Проверка и дополнение таблицы.


4 этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала.)

Задание -4.

  1. Дети представляют выполненные задания инструктивной карточки, отвечают на вопросы.

  2. Обсуждение результатов работы по инструктивной карточке.

Грызуны – это наиболее многочисленный по числу видов и особей отряд млекопитающих. По данным разных авторов, известно от 2,5 до 3 тысяч видов.
Итак, в отряд грызунов и зайцеобразные объединяются животные, имеющие своеобразную зубную систему, чем она отличается?  
Главные зубы зайцеобразных – резцы  одна пары на нижней и две пары на верхней челюсти, расположены в два ряда, непрерывно стираются, но и непрерывно растут. Если заяц почему-то станет питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта. Губы у зайцеобразных раздвоены спереди и очень подвижны.
Питаются зайцеобразные, главным образом, растительными кореньями, листьями, цветами, тонкими побегами, плодами, овощами и др.

У Грызунов по два резца на верхней и нижней челюсти, зубы очень острые, не имеют корней, т.е. растут в течение всей жизни; удлинился кишечник, длинная слепая кишка, в которой находятся бактерии-симбионты, переваривающие целлюлозу. Некоторые грызуны едят не только растительную, но и животную пищу, в отличие от зайцеобразных. А крыс и мышей можно считать всеядными животными.

Многие грызуны живут парами, другие – семействами, некоторые соединяются в многочисленные общества, тогда как зайцеобразные ищут пару только в период размножения.
Зайцеобразные очень плодовиты. У некоторых из них детеныши рождаются по нескольку раз в год. Точными наблюдениями установлено, что от одной пары зайца-русака в течение года может вывестись несколько поколений, а общее число потомков в первый год может достигнуть 6-8 штук.
Отряд грызунов включает в себя более 40 семейств. Мы познакомимся лишь с некоторыми представителями беличьих, мышиных, бобровых.

Вывод:

Грызуны – наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих. Причинами биологического процветания данного отряда являются: высокая интенсивность размножения, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежишь, разнообразие видов пищи. Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищных животным; некоторые виды – объекты промысла, другие – вредители сельскохозястенных растений, переносчики заболеваний.

Зайцеобразные – малочисленная группа млекопитающих имеющая сходные черты с грызунами. Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, являются объектом пушного промысла, занимают определенное место в цепи питания, являются переносчиками инфекционных заболеваний. Дикий кролик – предок домашних кроликов.

Задание – 4. Экспертиза текста

1. Грызуны самый малочисленный отряд из класса Млекопитающих. 2. В его состав входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи, Беличьи. 3. У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти, не имеющие корней. 4.  У зайцеобразных резцы и коренные зубы имеют ограниченный рост.


Задание-5. Рефлексия.

Спасибо всем за участие в уроке, у нас остался последний этап этого урока – заполнить в листочке на парте 5 строчек синквейна и нарисовать рожицу вашего настроения.

Составление синквейна

  1. Первая строка – одно слово, существительное

  2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признаки данного предмета (как описание).

  3. Третья строка – три слова – глаголы, описывающие, что делает предмет.

  4. Четвертая строка – фраза из 4-х слов, ключевая фраза на тему (1 предложение как вывод).

  5. Пятая строка – пять слов, суть предмета, синонем. Существительное или словосочетание – синоним названия синквейна.

Домашнее задание.

Комментарий к домашнему заданию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!