Класс ______Урок №___ Дата:____________ Учитель
Тема: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цель урока: повторить материал по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление учащихся; показать необходимость знания математики при решении жизненных задач.
Оборудование: доска, мел, тетради, таблицы с формулами, карточки с домашним заданием.
I Организационный этап.
II Мягкая посадка:
Что вы можете сказать об арифметической прогрессии?
Что вы можете сказать о геометрической прогрессии?
а) Перед вами последовательности чисел:
1) 7; 7; 7;… | 4) 0,5; 1; 1,5; 2;… |
2) 1; 4; 9; 16;… | 5) – 2; 8; –12; 28;… |
3) 4; – 4; 4; – 4; 4… | 6) 1; 2; 4; 8; 16;… |
Под каким номером записана геометрическая прогрессия? Укажите знаменатель геометрической прогрессии.
Ответы: 1) 7; 7; 7;… , q = 1
3) 4; – 4; 4; – 4; 4…, q = –1
6) 1; 2; 4; 8; 16;…, q = 2
Под каким номером записана арифметическая прогрессия? Укажите разность арифметической прогрессии.
Ответы: 1) 7; 7; 7;…,d = 0
4) 0,5; 1; 1,5; 2;…, d = 0,5.
б) Рассмотрим геометрическую прогрессию 1; 2;…
Укажите ее девятый член. (b9 = 1∙28 = 256).
Найдите сумму первых 10 ее членов. ( ).
в) Рассмотрим арифметическую прогрессию 0,5; 1;…
Укажите ее шестой член. (a 6 = 0,5 + 0,5∙5 =3).
Найдите сумму семи первых ее членов. ( ).
г) Из предложенных формул выберите ту, которая является характеристическим свойством арифметической прогрессии (4);
Из предложенных формул выберите ту, которая является характеристическим свойством геометрической прогрессии (8);
1) а n = a 1 + d (n – 1) | 5) |
2) | 6) |
3) | 7) |
4) | 8) |
д) Известно, что (bn) – геометрическая прогрессия, b3 = 4, b5 =16, q0. Какой член стоит между ними? Чему равен четвертый член этой прогрессии?
b4 = ; b4 =
е) Дано: (аn) – арифметическая прогрессия, а3 =4, а5 =16. Найдите а4 .
а4 = ; а4 = .
III Домашняя работа.
1.У геометрической прогрессии первый член 9, второй 3. Найдите знаменатель геометрической прогрессии.
2. Является ли последовательность четных чисел геометрической прогрессией?
3. У геометрической прогрессии первый член 8, второй 4. Найдите третий член этой прогрессии.
4. В арифметической прогрессии а1 = –4; d = 2. Найдите а11.
5. В геометрической прогрессии b1 =4, b3 = 9. Найдите b2.
6. Найдите второй член арифметической прогрессии, если а1 = 4, а3 =9.
Ответы: 1) ;
2) нет;
3) 2;
4) 16;
5) 6;
6) 6,5.
IV Решение задач
Найдите сумму первых 20 нечетных чисел.
Решение.
1; 3; 5; …, (аn) –арифметическая прогрессия, а1 =1; а2 =3; d =2; S20 =
Найдите сумму 2+5+8+…+32, если известно, что ее слагаемые являются последовательными членами арифметической прогрессии.
Решение.
а1 =2; d = 3; аn = 32;
32 = 2+ 3∙(n – 1),
32 = 3n – 1,
n = 11.
S11 = .
Я хочу открыть в банке счет «студенческий» для своей дочери. Банк обещает 22 % годовых. Если я внесу 2000 рублей , то сколько денег будет на счете через 3 года?
Решение.
Через год 100%+22%=122%
q=
b3 =2000∙1,223 =3631,696 (руб)
В геометрической прогрессии со знаменателем – 2 сумма первых восьми ее членов равна 85. Найдите первый член этой прогрессии.
Решение.
b1 -?, q = – 2, S8 =85;
85 = ;
85 = ;
b1 .
VI Итог урока
Сегодня на уроке мы обобщили знания по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», повторили формулы для вычисления n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, формулы для вычисления суммы n первых членов этих прогрессий. На самостоятельной работе увидим уровень усвоения этой темы.
Выставление отметок, выявление затруднений у учащихся.
Домашняя работа.
1.У геометрической прогрессии первый член 9, второй 3. Найдите знаменатель геометрической прогрессии.
2. Является ли последовательность четных чисел геометрической прогрессией?
3. У геометрической прогрессии первый член 8, второй 4. Найдите третий член этой прогрессии.
4. В арифметической прогрессии а1 = –4; d = 2. Найдите а11.
5. В геометрической прогрессии b1 =4, b3 = 9. Найдите b2.
6. Найдите второй член арифметической прогрессии, если а1 = 4, а3 =9.
Домашняя работа.
1.У геометрической прогрессии первый член 9, второй 3. Найдите знаменатель геометрической прогрессии.
2. Является ли последовательность четных чисел геометрической прогрессией?
3. У геометрической прогрессии первый член 8, второй 4. Найдите третий член этой прогрессии.
4. В арифметической прогрессии а1 = –4; d = 2. Найдите а11.
5. В геометрической прогрессии b1 =4, b3 = 9. Найдите b2.
6. Найдите второй член арифметической прогрессии, если а1 = 4, а3 =9.
Домашняя работа.
1.У геометрической прогрессии первый член 9, второй 3. Найдите знаменатель геометрической прогрессии.
2. Является ли последовательность четных чисел геометрической прогрессией?
3. У геометрической прогрессии первый член 8, второй 4. Найдите третий член этой прогрессии.
4. В арифметической прогрессии а1 = –4; d = 2. Найдите а11.
5. В геометрической прогрессии b1 =4, b3 = 9. Найдите b2.
6. Найдите второй член арифметической прогрессии, если а1 = 4, а3 =9.
Домашняя работа.
1.У геометрической прогрессии первый член 9, второй 3. Найдите знаменатель геометрической прогрессии.
2. Является ли последовательность четных чисел геометрической прогрессией?
3. У геометрической прогрессии первый член 8, второй 4. Найдите третий член этой прогрессии.
4. В арифметической прогрессии а1 = –4; d = 2. Найдите а11.
5. В геометрической прогрессии b1 =4, b3 = 9. Найдите b2.
6. Найдите второй член арифметической прогрессии, если а1 = 4, а3 =9.
Домашняя работа.
1.У геометрической прогрессии первый член 9, второй 3. Найдите знаменатель геометрической прогрессии.
2. Является ли последовательность четных чисел геометрической прогрессией?
3. У геометрической прогрессии первый член 8, второй 4. Найдите третий член этой прогрессии.
4. В арифметической прогрессии а1 = –4; d = 2. Найдите а11.
5. В геометрической прогрессии b1 =4, b3 = 9. Найдите b2.
6. Найдите второй член арифметической прогрессии, если а1 = 4, а3 =9.