8 класс
Алгебра
Урок № ___
Тема: Решение систем неравенств с одной переменной.
Тип: урок изучения нового материала.
Основные дидактические цели и задачи урока: изучить понятие решения системы неравенств с одной переменной; получить и закрепить навык решения систем неравенств с одной переменной.
Материал подготовил: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель и ученики приветствуют друг друга. Проверяется готовность к уроку. Выявление отсутствующих на уроке.
II. Проверка домашнего задания
Учитель берёт тетради для проверки выполнения домашнего задания у 2–3 учащихся.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
– Какую тему мы проходили на прошлом уроке?
– Уверены ли вы, что до конца научились решать неравенства с одной переменной?
– Сейчас мы это и проверим. А сделаем мы это с помощью самостоятельной работы, которую вы должны будете выполнить в течении 3–5 минут.
Ученики достают двойные листочки, на которых они будут выполнять самостоятельную работу. Учитель раздаёт карточки с заданиями:
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 |
1. Выберите числовой промежуток, который будет являться решением неравенства 9х: а) (– , 7); б) (7, ); в) [7, ); г) (– , 7]. 2. Напишите числовой промежуток, который является решением неравенства х–20 45. 3 . Выберите неравенство, ответом которого будет являться данная иллюстрация: а) 8х 21; в) 4х24; г) 4х+51. | 1. Выберите числовой промежуток, который будет являться решением неравенства 7х63: а) (– , 9); б) (9, ); в) [9, ); г) (– , 9]. 2. Напишите числовой промежуток, который является решением неравенства х+12 31. 3. Выберите неравенство, ответом которого будет являться данная иллюстрация: а) 12–3х16; в) 5х+13; г) 5х |
IV. Изучение нового материала
1. Рассмотрим задачу:
Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 3 см, а его периметр больше 8 см. Какую длину может иметь основание треугольника.
Решение
Пусть основание – х см. Значение х должно удовлетворять нескольким условиям:
1) Периметр должен быть больше 8 см. Получаем неравенство 3 + 3 + х 8, которое поле упрощения принимает вид 6 + х 8.
2) Должно выполняться равенство треугольника (каждая сторона треугольника должна быть меньше суммы двух других сторон), т.е. х 3 + 3, что означает х6.
Требуется найти те значения х, при которых верны неравенства 6 + х 8 и х6. Нам надо найти общее решение этих неравенств. В таких случаях говорят, что надо решить систему неравенств, и используют запись с фигурной скобкой. Запишем получившуюся систему неравенств: .
В первом неравенстве перенесём число 6 направо: , и после упрощения получим систему: . Значит х должно удовлетворять условию 2 х 6. Получили, что основание треугольника больше 2 см, но меньше 6 см. Мы нашли решение системы неравенств.
Решением системы неравенств с одной переменной называется значение переменной, при котором верно каждое неравенство системы.
В задаче, которую мы рассмотрели, решение системы
удовлетворяет двойному неравенству 2 х 6. Если
изобразить его на числовой прямой, то ответ можно
записать в виде интервала (2; 6).
2. Решим систему методом последовательного упрощения неравенств.
1) Раскроим скобки:
2) Перенесём слагаемые с переменными налево, а слагаемые без переменных направо, не забывая при переносе менять знак слагаемого: .
3) После приведения подобных слагаемых получим: .
4) Разделив обе части первого неравенства на -2, а обе части второго неравенства на 7, получим: .
И зобразим решение каждого неравенства
на одном чертеже. Для этого воспользуемся
геометрическими моделями каждого числового
промежутка. Найдём пересечение, полученных числовых множеств. Запишем ответ в виде промежутка.
Ответ: (2; 3 ].
V. Закрепление изученного материала. Решение упражнений
1. Решение упражнений из учебника
№ 875 – решатся устно
№ 876 – решают два ученика возле доски, а остальные – в тетради.
№ 878 – два учащихся, сидя за партой, решают и диктуют остальным учащимся решение.
№ 879 – решают два ученика возле доски, а остальные – в тетради.
2. Решение упражнений из доп. литературы
1) Решите системы неравенств
а) ; б) .
2) Решите неравенство |12 + y| 5.
VI. Рефлексия учебной деятельности
– Что такое решение системы неравенств с одной переменной?
– Понадобятся ли нам решения систем неравенств с одной переменной при решении геометрических задач? А при решении бытовых задач?
VII. Анонс домашнего задания
Прочитать п. 35
Решить № 874, 877, 880
VIII. Подведение итогов урока
Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке, тем самым подводит итоги урока.