СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. 6- класс математика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по математике 6 класс. Тема "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. 6- класс математика»

МКОУ « Цинитская средняя общеобразовательная школа

имени Магомедова А.М»










План-конспект урока по математике

в 6 классе





на тему: «Прямая и обратная пропорциональная зависимости»












Выполнила: учитель математики : Алимагомедова Насижат Абдурахманов





2022г




Тема: Прямая и обратная пропорциональная зависимости

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.

Вид урока: урок-дискуссия с применением сказочных героев.

Цель: отрабатывать умение решать задачи с помощью пропорции.

Задачи:

Обучающие:

-закрепить понятия отношения и пропорции, представление о прямой и обратной пропорциональных величин;

-отрабатывать умение решать задачи с помощью nponoрции: выделять в условиях задач две величины, устанавливать вид зависимости между ними, делать краткую запись условия задачи и составлять пропорцию, упрощать отношения и находить неизвестные величины;

- дальнейшее развитие вычислительных навыков и умений решать задачи.

Развивающие:

- развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;

-включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;

-развить воображение, математическую интуицию, память, мышление, сформировать правильную математическую речь;

-поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности.

Воспитательные:

-Воспитывать умения выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;

-прививать культуру общения;

-повышать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, ноутбуки (12 шт.)

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута).

Наличие в классе учащихся. Готовность к уроку.

Обстановка у нас непривычная, но работаем как обычно,

Приложим вместе старания и в дискуссии получим и закрепим новые знания,

Проверим, всё ли на партах в порядке,

Готовы ль к работе ручки, тетрадки…

Я- ваш учитель, вы улыбнитесь.

Здравствуйте, садитесь.

Давайте начнём наш урок словами великого сыщика Шерлока Холмса (презентация слайд1):

«Всякая задача кажется очень простой после того как вам её растолкуют»

Шерлок Холмс

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний, умений и навыков. (6 минут)

1. Найдите пропущенные числа и узнай слово (слайд 2, устно).

слово

:5

+37

:3

-101


200



.2

:100

+4,1

.0,3


3



.2

+2,7

.6

:9


0,45



:26

+4,8

:20

:0,7


5,6




Выбор ответа с соответствующей буквой загаданного слова:

17-в; 7-л; 0,1-и; 14-с; 0,2-а; 25-к.

Какое слово получилось?

Получилось слово сила.

Девиз урока: «Сила- в знаниях! Я ищу- значит учусь!» (слайд 2)

С оставьте пропорции из получившихся чисел. (14:7=0,2:0,7 и т.д.)

2. Укажите верную пропорцию: (презентация слайд 3, устно):

а) 2 : 3 = 5 : 10; б) 5 : 10 = 8 : 4; в) 2 : 3 = 10 : 15;

г) 3 : 5 = 10 : 12; д) 16 : 6 = 8 : 3.












3. Найдите неизвестный член пропорции: (презентация слайд 4, устно):

а) 18 : х = 6 : 0,1; б) у : 2,5 = 40 : 0,2. в)


III. Сообщение темы и цели урока. (1 минута)

— Ребята, сегодня мы продолжим решать задачи на прямую и обратную пропорциональности с помощью пропорции.

IV. Актуализация знаний. (5 минута)

1. У каждого на партах есть карточка №1 (Приложение1). Заполните таблицу (презентация слайд 5).


-Определите, какая зависимость между массой упаковок и количеством упаковок? (Прямая пропорциональная зависи­мость.)

2. У каждого на партах есть карточка №2 (Приложение1). Заполните таблицу, вставив пропущенные данные, если значение пути не меняется (презентация слайд 6).

-Какая зависимость между скоростью и временем? (Обратная пропорциональная зависимость.)

-Как характеризуются прямо пропорциональные величины? Обратно пропорциональные величины?

V. Физминутка (1 минута)

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Положите голову на парту. Закройте глаза. Расслабьтесь. Вспомните самое приятное, что с вами произошло во время зимних каникул. Потянитесь как маленькие котята. Улыбнитесь. И с таким приятным настроением продолжим работу.

VI. Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость. (16 минут)

1. Домашним заданием на прошлом уроке было: девочкам придумать сказку на прямую пропорциональную зависимость; мальчикам -на обратную пропорциональную зависимость. Давайте послушаем, что у вас получилось.

Слушаем девочек, анализируем что у них получилось. Решаем одну из задач. Автор задачи показывает решение у доски, а остальные решают в тетрадях.

Текст задачи: Зайчик посеял капусту для своих зайчат. Пришёл на свой участок и видит, что не вся капуста взошла. Идёт медведь и спрашивает: «Что ты зайчик печалишься?». Зайчик отвечает: « Капуста не вся взошла. Я сеял 200 семян, а взошло 170». Медведь почесал затылок и подумал, какой же это процент всхожести?

Решение.

Пусть х%- взошло капусты.

капуста проценты

посеял 200 семян 100%

взошло 170 семян x%

Зависимость прямо пропорциональная.

П ропорция:

%


Ответ: 85% всхожести.

Слушаем мальчиков, анализируем что у них получилось. Решаем одну из задач. Автор задачи показывает решение у доски, а остальные в решают в тетрадях.

Текст задачи: 7 леших со всего леса решили помочь Бабе-Яге построить избушку на курьих-ножках. Они подсчитали, что построят её за 15дней, но на строительство пришли только 5 леших. Сколько дней им потребуется для постройки избушки?

Решение.

Пусть за х дней построят избушку 5 леших.

лешие дни

I 7 леших 15 дней

II 5 леших x дней

Зависимость обратно пропорциональная.

Пропорция:

дней потребуется 5 лешим, чтобы построить избушку.

Ответ: 21 день.

2. Нам пришло 2 письма от сказочных героев. Давайте посмотрим от кого письма, и что они нам пишут?

Первое письмо от Чебурашки (презентация слайд 7): «Мы с крокодилом Геной решили расчистить площадку для строительства дома, в котором будут жить друзья. Для этого три экскаватора работали 350 минут. За сколько минут эту площадку расчистили бы десять экскаваторов?»

(после разбора, решить самостоятельно, а затем прокомментировать с места)

Вопросы к учащимся:

-Прочитайте задачу.

-Что неизвестно в задаче?

- Чего нужно найти?

-Какая зависимость между рассматриваемыми величинами? (обратно пропорциональная.)

-Составьте краткую запись в виде таблицы.

-Самостоятельно решите задачу.

Решение. (презентация слайд 8)

Пусть х мин –время работы 10 экскаваторов.

Число экскаваторов время

I 3 350 мин

II 10 x мин

; мин необходимо 10 экскаваторам, чтобы расчистить площадку.

Ответ: 105 мин.

Второе письмо от дяди Фёдора из Простоквашино (презентация слайд 9): «Хозяйственный кот Матроскин завел корову и решил делать сливочное масло. Из молока получается 4% масла. Сколько молока нужно Матроскину, чтобы получить 100 кг масла?»

(после разбора, решить самостоятельно, а затем прокомментировать с места)

Вопросы к учащимся:

-Прочитайте задачу.

-Что неизвестно в задаче?

- Чего нужно найти?

-Какая зависимость между рассматриваемыми величинами? (прямо пропорциональная.)

-Составьте краткую запись в виде таблицы.

-Самостоятельно решите задачу.

Решение. (презентация слайд 10)

Пусть х кг необходимо молока.

Масса процент

молоко x кг 100%

масло 100 кг 4%

; молока нужно Матроскину, чтобы получить 100 кг масла.

Ответ: 2500 кг молока.

VII. Физминутка. (1 минута)

Текст

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Встали.

Руки вверх, в стороны, вперёд, назад.

Повороты вправо, влево.

Сели.


VIII. Самостоятельная работа. (10 минут)

Выполнение теста по вариантам за ноутбуками. Тест составлен в exsel (приложение 2). Дети садятся за ноутбуки. Сильные учащиеся по одному человеку и выполняют свой вариант, а слабые учащиеся садятся парами и выполняют один и тот же вариант.

Дети пишут свою фамилию и имя, нажимают кнопку пуск, выполняют тест, нажимают кнопку результат. Программа автоматически выполняет проверку, выставляет оценку и показывает правильный ответ. Ребята могут сравнить свой ответ с правильным.

Тест

I вариант

II вариант

I. Укажите верную пропорцию

1). ; 2). 20:30=3:2; 3). ; 4).2:3=20:30

I. Укажите верную пропорцию

1). ; 2). 4:5=20:25; 3). ; 4).20:25=5:4

II. Закончите предложение. Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая ….

  1. увеличивается во столько же раз;

  2. уменьшается во столько же раз;

  3. может как увеличиваться, так и уменьшаться;

  4. остаётся неизменной.

II. Закончите предложение. Две величины называют прямо пропорциональными, если при уменьшении одной из них в несколько раз другая ….

  1. уменьшается во столько же раз;

  2. увеличивается во столько же раз;

  3. может как увеличиваться, так и уменьшаться;

  4. остаётся неизменной.

III. Закончите предложение. Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая ….

  1. увеличивается во столько же раз;

  2. может как увеличиваться, так и уменьшаться;

  3. уменьшается во столько же раз;

  4. остаётся неизменной.

III. Закончите предложение. Две величины называют обратно пропорциональными, если при уменьшении одной из них в несколько раз другая ….

  1. уменьшается во столько же раз;

  2. может как увеличиваться, так и уменьшаться;

  3. увеличивается во столько же раз;

  4. остаётся неизменной.

IV. На изготовление 14 деталей расходуется 16,8 кг металла. Сколько потребуется металла на изготовление 27 таких деталей?

Укажите верную пропорцию и ответ на вопрос.

1.

2.

3.

4.

IV. На изготовление 8 деталей расходуется 1,2 г серебра. Сколько серебра потребуется на изготовление 12 таких деталей?

Укажите верную пропорцию и ответ на вопрос.

1.

2.

3.

4.

V. 24 человека за 6 дней пропололи участок клубники. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с такой же производительностью?

Укажите верную пропорцию и ответ на вопрос.

1.

2.

3.

4.

V. Определённую работу 8 человек выполняли за 25 дней. За сколько дней эту же работу выполнят 10 человек, работая с той же производительностью?

Укажите верную пропорцию и ответ на вопрос.

1.

2.

3.

4.


Ответы: I вариант 4,1,3,2,1; II вариант 2,1,3,1,2.




IX. Итоги урока. (2 минуты) (Презентация слайд 11,12)

Из сказки в страну «Фантастики».

Представьте себе, что вы попали на планету, на которой нарушились математические и физические законы (произошла «путаница»). Для процессов, описываемых прямой пропорциональностью, используют обратную и наоборот, поэтому на планете говорят:

- Чем больше ты купил конфет, тем меньше заплатил денег.

- Чем дольше горит свеча, тем длиннее она становится.

Обоснуйте, правильно ли на этой планете говорят?


X. Оценки за урок. (1 минута)

Выставление оценок и их комментарий.

XI. Домашнее задание. (1 минута) (Презентация слайд 13)

- № 794 [1];

-Придумать фразы наподобие тех, которые говорят в стране «Фантастики» и обоснуйте их неправильность.




Список литературы:

  1. Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6 класс.-М.: Просвещение, 2009. -288с.

  2. Интернет-ресурсы:

Приложение:

  1. Презентация.

  2. Приложение 1.

  3. Приложение 2.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!