СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока № 30 С чего начинается Родина по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «30 С чего начинается Родина».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока № 30 С чего начинается Родина по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «30 С чего начинается Родина».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока № 30 С чего начинается Родина по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «30 С чего начинается Родина».»

ОСЭ УРОК № 30 Дата:


Тема урока: С чего начинается Родина

Цель:

  • формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству;

  • уважительного отношения к представителям иных религиозных культур, проживающих в Российской Федерации.

Задачи:

  • сформировать основы российской гражданской идентичности; чувства гордости за свою Родину;

  • реализовать метапредметные связи с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством;

  • сформировать первоначальные представления о национальных традициях, их исторической роли в становлении российского государства;

  • формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих.

Ход урока:

Мотивация и актуализация, направленная на создание эмоционального фона восприятия темы.

Слайд 1 На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом!

Слайд 2 Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…»

Слайды 3-9 Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)

Введение в проблему.

- Какие зрительные образы рождаются у вас, когда вы слышите мелодию песни «С чего начинается Родина?»

Психологический настрой на урок.

- Закройте глаза, загляните внутрь вашей души. Что вы видите?

- Есть ли у вас любимый уголок?

Слайд 10 Давайте составим ассоциативный ряд: «С чего начинается Родина?»






Мой дом Я здесь живу, мои родители. .




Моя школа Место моей учёбы, здесь мои друзья.




Моя Республика Я - …(национальность)


Я Я – гражданин России







Передача новых знаний.

Сегодня у нас с вами необычный урок по основам светской этики. Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами.

Прочитайте тему урока

Слайд 11

Тема урока: С чего начинается Родина

О чём пойдёт речь на уроке? Найдите ключевые слова в названии темы урока.

Ключевые слова: любовь, уважение, Отечество.

Речь пойдёт о любви к Отечеству, об уважении к своей Родине.

Работа над темой урока.

Слайд 12-13

Вставьте слова в круги в зависимости от их значения.

-Какие слова вы записали в синий круг? Почему?

Город Симферополь, Крым, родная сторона, малая родина - это то маленькое место на планете, где человек родился, вырос, где он живёт, учится, где пустил свои корни. Это синий круг ( маленький, внутренний).

-Какие слова вы записали в красный круг? Почему?

Отечество, Отчизна, Родина - это слова синонимы. Это большая наша страна. ( Красный круг)

- Какие слова вы записали в зелёный круг? Почему?

Планета Земля - это дом нашей Родины, а значит наш, всех жителей планеты Земля.

Слайд 14

Наша Родина – Россия – это земля нашего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Наша Родина – это душа нашего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Наша Родина – это традиции и культура наших предков.

Между народами нашей страны много общего.

Слайд 15

Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.

Слайд16

- Продолжите предложения…

Образ Родины.

В фольклоре славянских народов — сказках, загадках, заговорах — нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков.

Посмотрите на доску. Дерево - это образ нашей Родины. Каждый листик- это семья. Все листочки разные: есть большие, а есть и маленькие, как и семьи. Но все мы связаны друг с другом, так как у нас одна Родина.

Слайд 17-19

- Что нас объединяет?

Культурные традиции, историческая память, вера, язык.

Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. А корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас, так как именно человек является носителем исторической памяти.

Слайд 20

Значение слов «любовь», «уважение».

- Что значит любить Родину, любить своё Отечество.

Защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников.

- Что значит уважать Отечество?

Помнить о прошлом.

Помогать фронтовикам и пенсионерам.

Почитать традиции родителей.

Изучать историю своей Родины.

Помнить

Помогать

Почитать

Изучать

Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.

- Скажите, как назвать человека, который любит свою Родину - любит свою историю, национальные традиции, знает и изучает их?..

Слайд 22

Наше происхождение уходит корнями в глубокую древность, и нам не страшны никакие бури и ураганы, потому, что наш народ крепок духом и силой воли. И никакой враг не заставит русский народ встать на колени, потому что наш народ очень любит свою Родину.

- Кем гордится каждый человек нашей Родины?

Ю.А.Гагарин- первый космонавт, А.Невский, Владимир Красное Солнышко, А.С.Пушкин , нашей Армией, фронтовиками, героями труда и т.д.

- Что значит уважать Отечество?

- Что же нас объединяет?

Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык.

Общая история.

Слайд 23

Звучит музыка, игра на гуслях

- Послушайте музыку. Ответьте на вопросы.

- Как называется инструмент, на котором играет исполнитель? (Гусли)

- Что исполняется? (Былина – особая песня, рассказывающая о героических событиях, которые произошли давным-давно).

-Имя человека, который пел былины в древней Руси? (Боян – древнерусский певец и сказитель)

- О ком сказывалось в былине? (О богатыре Илье Муромце.)

Слайд 24 Кого можно называть богатырем?

Слайд25 «Богатыри» В. Васнецова.

Вслушайтесь в слово “богатырь”.

От какого слова оно произошло? (Свободные высказывания детей)

Оказывается, от слова – “Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом даный дар”

- Каков же дар дан каждому из богатырей?

Работа в тетради

Илья Муромец – сила, Добрыня Никитич – ум, Олег Попович – доброта.

Всё вместе делает человека поистине богатым. Смелость, мужество, находчивость, сила духа и физическая сила богатырей не раз спасали Россию от иноземных захватчиков.

– Так кого же можно назвать богатырем?

– Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели правила в применение силы, провозгласили правила честного поединка.

– Какие же это были правила?

Слайд 26 Правила честного поединка.

Соблюдение этих правил подчеркивало высокие нравственные качества воинов

Слайд 27 Просмотрите отрывок из мультфильма «Ослябя и Пересвет»

– Соблюдали ли воины Пересвет и Чулубей правила честного поединка на Куликовом поле? (Обмен мнениями)

- Как вы, думаете, во все ли времена на земле русской жили богатыри?

Слайд28 Александр Невский.

- Кто этот воин? (Александр Невский. Репродукция русского художника XX века Павла Корина.)

Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников земли Русской. - - Чем же он заслужил такую славу? Он со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский...

– Прослушайте отрывок из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева “Вставайте, люди русские!”

– Можно ли Александра Невского отнести к богатырям Земли русской? Почему? (Высказывания детей)

– Кого бы вы еще отнесли к богатырям Земли русской? Почему? (Выслушивается 2-3 ответа)

- Кого можно называть богатырем? (Смелого, защищает свою родину)сильного, умного, доброго человека, который

- Как вы, думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово «Богатырь»?

– Назовите современных богатырей. (Обмен мнениями)

Слайд 29 Современные богатыри.

Во все времена люди русские готовы встать на защиту своей родины.

Слайд 30. Составьте синквейн со словом «богатырь»

- Каким перед вами предстает нравственный образ богатыря? (Дети зачитывают свои синквейны)

– В наши дни мы можем сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую!"?

– Ребята, мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.

Итог урока

Песня Е. Плотникова «Счастье русской земли»

6. Домашнее задание стр. 140-143 ответить на вопросы

•Назовите современных богатырей. Почему вы считаете, что он богатырь?

•Если мальчик в вашем окружении, которого можно назвать богатырем? Какими качествами он обладает?


Ответы

Задание 2.

1. (2) (Микула Селянинович)

2. (4) (Садко)

3. (5) (Святогор)

4. (1) (Вольга Всеславьевич)

5. (7) (Илья Муромец).

Задание 3.

Кто смел, тот на коня сел.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На Руси не все караси, есть и ерши.

Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

Богатырь умрёт — имя его останется.

Славна богатырями земля русская.







































Урок 30. С чего начинается Родина.

Образ богатыря.

Задание 1. Прочитай отрывок из «Хрестоматии по этике» В.А. Сухомлинского

Когда я слышу слово «Родина», вспоминается старинная дедова колыбель.

Отчизна — это люди, которые жили на нашей земле до нас. Они пахали землю и сеяли, радовались и плакали, пели песни. Это наши предки.

Мы должны знать прошлое нашей Родины. Кто забыл о колыбели, в которой лежал его дедушка, тот не может быть настоящим патриотом.

А наша колыбель — это родной город, родной дом, мать и отец. Из родного дома начинается для меня Отчизна.

Как называется человек, любящий свою Родину? ___________________________________

Задание 2. Проверь себя. Игра “Богатыри земли русской”









2

3

4

1







5

6

7




1.О чьей силе говорится в былине: “Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает” ___________________________________________

2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. ________________________

3.Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович? __________________________

4. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную Салтанову силу в Золотой орде? _____________________________________________________________________

5. Какому богатырю передал Святогор свой меч – кладенец? _____________________________

Задание 3. “Собери пословицу”. Части пословицы раскрась одним цветом. Раскрась богатыря.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!