СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока   по технологии (индустриальные технологии) в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока .»

Конспект урока

по технологии (индустриальные технологии) в 6 классе.


Тема: Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: работа в группах.

Цели урока:

образовательные:

  • закрепление знаний об устройстве и характеристиках линейки;

  • совершенствование умений измерения линейкой;

  • формирование знаний о назначении и основных частях штангенциркуля;

  • освоение технологии выполнения измерений и чтения показаний штангенциркуля;

развивающие:

  • развитие умений по актуализации полученных ранее знаний и умений, функций мышления (анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы), структурных элементов деятельности (целеполагание, саморегуляция);

воспитательные:

  • развитие и совершенствование таких качеств личности как аккуратность, усидчивость, терпение, технологическая культура, ответственность за результаты своего труда, бережное отношение к оборудованию и материалам.

Задача урока: научиться производить замеры с помощью штангенциркуля.

Оборудование: штангенциркуль ШЦ-1, образцы изделий для за­мера.

План

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного материала.

3.Актуализация опорных знаний.

4.Мотивация и целеполагание.

5.Изучение нового материала.

6.Физкультминутка

7.Практическая часть занятия.

8.Закрепление изученного материала.

9Постановка домашнего задания.

10.Итог урока.

11.Рефлексия.

Ход урока

1.Организационный момент (1 мин).

2.Повторение пройденного материала (3 мин).

Учитель задаёт вопросы:

1.Что такое сортовой прокат?

2.Назовите основные профили сортового проката?

3.Дайте определение технологической операции?

4.Каким образом получают нужный прокат?


3.Актуализация опорных знаний (3 мин).

1. Измерительная линейка применяется для …

для выполнения измерений

2. Знать размеры детали необходимо для …

точного изготовления детали

3. Основным элементом измерительной линейки является

шкала

4. Одно деление на шкале линейки соответствует …

5. Длинный штрих без числа обозначает …

5 мм

6. Числа на линейке обозначают …

сантиметры

7. При измерениях необходимо …

первый штрих (0) прикладывать к краю детали

8. Деталь призматической формы имеет …

3 измерения

9. Деталь цилиндрической формы имеет …

2 измерения

10. Для перевода сантиметров в миллиметры необходимо …

А. число сантиметров умножить на 10

4.Мотивация и целеполагание (2 мин).

Рассмотрите внимательно изделия, расположенные на столе (измерительная линейка, деталь призматической формы, деталь цилиндрической формы). Ответьте на вопросы:

  • Все ли их размеры можно определить при помощи линейки? (Нет)

  • В чем трудность измерения детали цилиндрической формы? (невозможно при измерении диаметра детали приложить 0 линейки к краю детали)

  • Известны ли нам технологии проведения измерения подобных деталей? (Нет)

  • Должны ли мы научиться производить такие измерения? (Несомненно)

Формулировка темы урока: ИЗМЕРЕНИЕ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ШТАНГЕНЦИРКУЛЯ {записать в тетрадях}

Задание: внимательно прочитайте тему и сформулируйте задачи нашего урока.

(На уроке нам предстоит изучить устройство штангенциркуля, и научиться с его помощью определять размеры деталей)


5.Изучение нового материала (15 мин).

Штангенци́ркуль (от нем. Stangenzirkel) — универсальный инструмент, предназначенный для высокоточных измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.

Штангенциркуль — один из самых популярных инструментов измерения во всём мире, благодаря простой конструкции, удобству в обращении и быстроте в работе.


История Деревянные штангенциркули использовались уже в начале XVII века. Первые настоящие штангенциркули с нониусом появились только в конце XVIII века в Лондоне. В Россию пришел гораздо позже.

Виды штангенциркулей

1.Нониусный.

2.Цифровой.

3.Стрелочный.


Устройство Штангенциркуль, как и другие штангенинструменты (штангенрейсмас, штангенглубиномер), имеет измерительную штангу (отсюда и название этой группы) с основной шкалой и нониус — вспомогательную шкалу для отсчёта долей делений. Точность его измерения — десятые доли миллиметра.

На примере штангенциркуля ШЦ-I :

  1. штанга

  2. подвижная рамка

  3. шкала штанги

  4. губки для внутренних измерений

  5. губки для наружных измерений

  6. линейка глубиномера

  7. нониус

  8. винт для зажима рамки

НОНИУС (верньер), вспомогательная шкала, при помощи которой отсчитывают доли делений основной шкалы измерительного прибора. Прототип современного нониуса предложен французским математиком П. Вернье, поэтому нониусы часто называют верньером. Нониус получил название по имени португальца П. Нуниша (P. Nunes, латинизированное имя Nonius)

Для измерения десятых долей миллиметра служит вспомога­тельная шкала, называемая нониусом, длина которого равна 19 мм и поделена на десять делений. При сомкнутых губках нулевые штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают, а десятый штрих нониуса совме­щается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы.

Обрати внимание на то, что первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2-1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.

При измерении штангенциркулем целое число милли­метров отсчитывают по миллиметровой шкале штанги до ну­левого штриха нониуса, а десятые доли миллиметра — по шка­ле нониуса от нулевой отметки до того штриха нониуса, который совпадает с каким-либо штрихом миллиметровой шкалы.

Порядок отсчёта показаний штангенциркуля по шкалам штанги и нониуса:

  • читают число целых миллиметров, для этого находят на шкале штанги штрих, ближайший слева к нулевому штриху нониуса, и запоминают его числовое значение;

  • читают доли миллиметра, для этого на шкале нониуса находят штрих, ближайший к нулевому делению и совпадающий со штрихом шкалы штанги, и умножают его порядковый номер на цену деления (0,1 мм) нониуса.

  • подсчитывают полную величину показания штангенциркуля, для этого складывают число целых миллиметров и долей миллиметра.

Далее учитель совместно с учащимися определяет величину размера.


2. Основные правила обращения со штангенциркулем:

1)перед началом работы протирайте штангенциркуль чистой тканью;

2)не кладите инструмент на нагревательные приборы;

3)измеряйте только чистые детали, не имеющие задиров, за­усенцев, царапин;

4)губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при измерении соблюдайте осторожность;

5)не допускайте перекоса губок штангенциркуля, фиксируйте положение зажимным винтом;

6)при чтении показаний штангенциркуль держите прямо перед глазами.

Уход

В условиях активной работы со штангенциркулем рекомендуется протирать его салфеткой, смоченной в водно-щелочном растворе, затем вытирать насухо, а по окончании работ — укладывать в чехол. Не желательно допускать при эксплуатации грубых ударов или падения инструмента во избежание изгибов штанги, а также царапин на измерительных поверхностях или их трения об измеряемую деталь.

6.Физкультминутка (1 мин).

А теперь все по порядку

Встанем дружно на зарядку

Руки в стороны, согнули

Вверх подняли и махнули,

Спрятали за спину, оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое ещё!

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз

!

7.Практическая часть занятия (10 мин).

 Класс делится на группы по два человека.

Измерение элементов деталей.

- Каждая пара учащихся получает болт и гайку.

- Производят измерения и заполняют таблицу.

Наименование детали

Длина детали

Диаметр детали

Длина резьбы

Диаметр отверстия







8. Закрепление изученного материала.(8 мин).

- Учащиеся отвечают на вопросы теста.

9Постановка домашнего задания (1 мин).

§17. Устно ответить на вопросы 1-5.

Индивидуальные задания:

Составить кроссворд по изученной теме

Подготовить сообщение: интересные факты о штангенциркуле

Подготовить сообщение: люди каких профессий пользуются штангенциркулем.

10.Итог урока (2 мин).

-Оценка практической работы обучающихся.

11.Рефлексия (1 мин).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!