СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия по литературному чтению "Заколдованная буква"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 1 Предмет: литературное чтение Тема: «Заколдованная буква» В. Драгунский Цель: формирование условий для ознакомления с рассказом В.Драгунского "Заколдованная буква" Дидактические: познакомить с рассказом и биографией В. Драгунского;  совершенствовать навыки  выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения; Воспитательные: воспитывать культуру речи, способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным. Развивающие: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по литературному чтению "Заколдованная буква"»



Класс: 1

Предмет: литературное чтение

Тема: «Заколдованная буква» В. Драгунский

Цель: формирование условий для ознакомления с рассказом В.Драгунского "Заколдованная буква"


Дидактические: познакомить с рассказом и биографией В. Драгунского;  совершенствовать навыки  выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;

Воспитательные: воспитывать культуру речи, способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным.

Развивающие: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы.






Этап фрагмента урока

Образовательные

задача этапа урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование


Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Этап мотивации

Настроить на работу учащихся.

Словесный (беседа)

Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу,
И друзьям я помогу.

— Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.


Здравствуйте, меня зовут Алина Владимировна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Настраиваются на работу










Фронтальная










Контроль учителя



Мотивация к деятельности







2. Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии.


Создать условия для повторения знаний у обучающихся











Словесный (речевая разминка)











Словесный (беседа)






















- Ребята, для того, чтобы мы с вами сегодня правильно, быстро и хорошо читали, давайте сделаем речевую разминку.

- Обратите внимание на слайд, давайте прочитаем скороговорки.


У Сашки в кармашке шишки, да шашки
Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки 


А сейчас прочитаем эти скороговорки все вместе громко и быстро.

Давайте поиграем в небольшую игру и вспомним, с какими произведениями вы уже знакомы.

Я буду читать отрывки, а вы слушайте внимательно, чтобы смогли ответить, из какого же это произведения.



Тогда давай так: ты начнёшь есть сосиску с одной стороны, а я — с другой. Там, где мы встретимся, и будет как раз середина. (Середина сосиски)



Поросёнок ей попался очень умный и послушный, но почему-то говорить по-человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась – ничего у неё не выходило.
(Как поросенок говорить научился)





— Что же ты оставил мою котлету без присмотра?
— Я её спрятал! — ответил Гав.
— А вдруг её кто-нибудь найдёт?
— Не волнуйся! — уверенно сказал Гав. — Я её очень хорошо спрятал. Я её съел. – (Хорошо спрятанная котлета)


Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово.











Выполняют речевую разминку














Определяют произведение





Определяют произведение











Определяют произведение












Фронтальная
















Фронтальная






Фронтальная












Фронтальная



















Слайд


















Слайд








Слайд














Слайд










Контроль учителя



















Контроль учителя
















Контроль учителя













строить речевое высказывание в устной форме

Р:

понимать и принимать учебную задачу.


К:

строить речевое высказывание в устной форме;


формулировать ответы на вопросы;



Р:

понимать и принимать учебную задачу.


К:

строить речевое высказывание в устной форме;


формулировать ответы на вопросы;















Р:

понимать и принимать учебную задачу.


К:

строить речевое высказывание в устной форме;


формулировать ответы на вопросы;


Познавательные мотивы учебной деятельности

3. Выявления места и причины затруднения.

Создать условия для выявления проблемы

Словесный (ребус)









- Ребята, у нас возникла проблема. Чтобы узнать, что же это за произведение, давайте разгадаем ребус. (Либо сверим предположения, отгадав ребус)

- Обратите внимание на слайд. Какое же произведение там запрятано? (Заколдованная буква)


Отгадывают ребус







Фронтальная









Слайд











Контроль учителя

строить речевое высказывание в устной форме

К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;


Познавательные мотивы учебной деятельности

4.Построение проекта выхода из затруднения

Способствовать постановке цели и темы занятия

Словесный(беседа)




- Итак, тема нашего урока –произведение «Заколдованная буква», а чтобы нам узнать автора данного произведения, давайте разгадаем шифр, в котором запрятано имя писателя.

Обратите внимание на слайд.

(ВИ-ТОР-К

ДРА-КИЙ-ГУН-С)


- Верно, это Виктор Драгунский, - автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся.


Какую же цель мы перед собой ставим?

А что нам необходимо для достижения цели?

(правила работы в парах)

План:

1. Познакомиться с биографией автора

2. Познакомиться с произведением «Заколдованная буква»

3. Применить полученные знания









Отгадывают шифр







Формулируют ответы на вопросы



Составляют план

Фронтальная






















Парная

Слайд
























Пункты плана

Контроль учителя





















Взаимоконтроль


Р:

понимать и принимать учебную задачу.


К:

строить речевое высказывание в устной форме;


формулировать ответы на вопросы;







Оценивают свою деятельность

Индивидуальная


Листы Самооценивания

самоконтроль





5. Реализация построенного проекта





























Познакомить с рассказом и биографией В. Драгунского












































































совершенствовать навыки  выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;

















Словесный (рассказ)























Словесный (рассказ)















Словесный (беседа)
















Словесный (беседа)








Наглядный (анимированная аудиокнига)












Словесный (беседа)






Практический (чтение)




Словесный (беседа)








Словесный (беседа)






Практический (чтение)















Словесный (беседа)





















- Сейчас внимательно послушайте биографию писателя, после нее я задам вам вопросы.


Виктор Драгунский родился 1 декабря 1913 года в городе Нью-Йорке, куда его родители переехали из России. Вскоре, после рождения сына, семья вернулась на родину. Трудовую деятельность Виктор Драгунский начал в 16 лет. Так как семья Виктора находилась в тяжелом материальном положении, ему пришлось рано пойти работать. Драгунский посещал литературно - театральные мастерские, работал актером в театре и в цирке. Одновременно он занимался литературным творчеством, создавая юмористические эстрадные монологи и сценки для клоунов.

Его первые рассказы были опубликованы в журнале "Мурзилка" в 1959 году. 

А в детской литературе Драгунский известен как автор серии добрых, остроумных и поучительных произведений под общим названием "Денискины рассказы», где автор от лица самого Дениски ведет рассказ. Произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться, входит в этот сборник.


- Итак, ребята, где же родился Виктор Драгунский?

- Чем он занимался в юности?

- Благодаря какому сборнику рассказов он известен? (Денискины рассказы)



Какой пункт плана мы с вами выполнили?



Откройте учебник на странице 55. Обратите внимание на иллюстрацию.


Как вы думаете, о чем будет это произведение? 


- Как вы думаете, какую роль здесь играет заколдованная буква?

- Хотите узнать?

- Кто здесь главные герои?

- Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем, после знакомства с
произведением.


Сейчас мы послушаем это произведение. Ваша задача внимательно послушать, уловить интонацию героев, после этого мы поговорим о том, что услышали.


- Какие ваши впечатления от рассказа? Сверим наши предположения.


- Как зовут главных героев?

(Аленка, Мишка, Дениска.) (если затруднения, то вернемся к биографии Драгунского, как назывался сборник и от чьего лица велись рассказы)


- Как они оказались у ёлки?


- Что привлекло их внимание?


- Какая же буква здесь оказалась заколдованной?

Почему?


Давайте же теперь выразительно прочитаем рассказ по цепочке, я начинаю.

- Как выглядела ёлка? Найдите в тексте и прочитайте.

- Кто первый из ребят сказал слово шишки не правильно?

- Как Мишка и Дениска на это отреагировали?


- Как они смеялись? Что они при этом изображали? Найдите и прочитайте. (стр. 55. «мы с Мишкой так и покатились»)

Давайте немного отдохнем и выполним физминутку.

Давайте теперь прочитаем рассказ по ролям.

- Почему же ребята смеялись друг над другом?

Как назвала Алёнка слово «шишки? (Сыски)

- А как это заколдованное слово произнёс Мишка? Найдите и зачитайте. (стр.57)

- Почему же Алёнка обрадовалась?

- Смог ли кто-то из них справиться с этим словом?

- Что о ребятах подумал Дениска? Найдите в тексте и прочитайте.

- Можем ли мы героев рассказа назвать настоящими друзьями? Почему?

- Какой урок можно извлечь из этой истории?

Не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь.

Какой пункт плана мы с вами выполнили?














































Формулируют ответы на вопросы








Анализируют текст учебника





Формулируют ответы на вопросы























Формулируют ответы на вопросы





Анализируют текст учебника




Формулируют ответы на вопросы





Формулируют ответы на вопросы


Выполняют физминутку


Анализируют текст учебника






Формулируют ответы на вопросы





Формулируют ответы на вопросы






















Фронтальная










































Фронтальная



















Фронтальная






Фронтальная

















Фронтальная
























Фронтальная









Фронтальная

















Фронтальная

























Слайд


























Слайд

























Пункты плана




Учебник (стр. 55)
















Анимированная аудиокнига

























Учебник




























Учебник































Пункты плана
















Контроль учителя









































Контроль учителя


























Контроль учителя
















Контроль учителя


























Контроль учителя
























Контроль учителя









Взаимоконтроль














осознанно, правильно, выразительно читать;


понимать смысл произведения.






























































































осознанно, правильно, выразительно читать;


понимать смысл произведения

































































































Р:

понимать и принимать учебную задачу.


П:

понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения


К:

строить речевое высказывание в устной форме;


формулировать ответы на вопросы.



Р:

понимать и принимать учебную задачу.


П:

понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения


К:

строить речевое высказывание в устной форме;


формулировать ответы на вопросы.




Р:

понимать и принимать учебную задачу.


П:

понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения


К:

строить речевое высказывание в устной форме;


формулировать ответы на вопросы.




Р:

понимать и принимать учебную задачу.


П:

понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения


К:

строить речевое высказывание в устной форме;


формулировать ответы на вопросы.




Р:

понимать и принимать учебную задачу.


П:

понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения


К:

строить речевое высказывание в устной форме;


формулировать ответы на вопросы.




Р:

понимать и принимать учебную задачу.



К:

строить речевое высказывание в устной форме;



положительная мотивация к урокам литературного чтения, формирование эстетических чувств и представлений;


развитие дружеского отношения к другим детям.






положительная мотивация к урокам литературного чтения, формирование эстетических чувств и представлений;


развитие дружеского отношения к другим детям.








































положительная мотивация к урокам литературного чтения, формирование эстетических чувств и представлений;


развитие дружеского отношения к другим детям.








































положительная мотивация к урокам литературного чтения, формирование эстетических чувств и представлений















































6.Первичное закрепление с проговариванием

Выявить уровень усвоения нового материала

Практический (задание)













-Сейчас вы поработаете в группах. Я раздам каждой группе конверт, в котором находятся пословицы. Ваша задача подобрать одну пословицу, которая подходит к рассказу «Заколдованная буква»

Один ряд – одна группа. Вы можете встать, объединиться в круг, чтобы вам было удобнее совещаться.

Прежде, чем приступим к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

На выполнение дается 3 минуты.


  • Прежде чем людей судить - на себя посмотри.

  • Других не суди, на себя погляди.

  • Не смейся над другим, на себя оборотись.


Молодцы, вы верно выполнили задание! Садитесь на свои места.


Вспоминают правила работы в группах













Выполняют задание на карточках






Групповая




























Конверты с пословицами


























Взаимоконтроль



















Р: понимать и принимать учебную задачу


П: понимать содержание текста, интерпретировать смысл


К:слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник



7. Самостоятельные работы с проверкой по эталону

Выявить уровень усвоения нового материала

Практический (тест)

Выполните самостоятельно тест, выбирая правильный вариант ответа. Не забудьте подписать свое имя и фамилию на обратной стороне листка.


Обратите внимание на слайд, сверьте правильные ответы со своими ответами.

Если у вас 1 ошибки, поставьте себе отметку 4. Если у вас 3-4 ошибки, это тройка. Ошибок нет – отметка 5. Эти листы вы потом отдадите учителю.


Какой пункт плана мы с вами выполнили?


Выполняют тест






Индивидуальная









Тест













Самоконтроль

























Р: понимать и принимать учебную задачу


П: понимать содержание текста, интерпретировать смысл



с

8. Включения в систему знаний и повторения


Создать условия для анализа усвоения материала

Словесный (Беседа)

- Давайте подведем итоги.

- Какова была цель нашего урока? (Познакомиться с произведением)

- Чему учит этот рассказ?

- Как нужно вести себя с товарищами? (не смеяться

над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не

получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай

другим того, чего себе не желаешь)

- Почему рассказ назван «Заколдованная буква»?


Рассуждают, делают выводы о проделанной работе

Фронтальная


Контроль учителя


Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем

Формировать учебно-познавательный интерес к предмету; воспитывать способность к самооценке;

9. Рефлексия


Учить детей оценивать свою работу на уроке

Обобщение

Ребята обратите внимание слайд и продолжите фразы.

Какую бы отметку вы сегодня себе поставили?


Дома прочитайте этот же рассказ выразительно.

Урок окончен, всем спасибо.

Оценивают собственную деятельность

Индивидуальная

Листы самооценки

Самоконтроль

Научить анализировать и оценивать содержание занятия.

Р: оценивать собственную деятельность

Навык самооценки






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!