Наглядный Словесный Словесный | IV. Открытие новых знаний - Ребята, что вы знаете об акулах? (Ответы детей) Давайте посмотрим видеоролик, после него я задам вам вопросы. - Сколько видов акул было в ролике? (5 видов) - Назовите эти виды. (Рифовая, тигровая акулы, акула-молот, белая акула и китовая акула) - Какие акулы представляют опасность для человека? (Тигровая и белая акула) - Белая акула это хищное животное? (Да) Почему? (Она питается мясом и охотиться на других животных) - Какая акула не представляет никакой опасности для человека? (Китовая акула) Почему? (Она как и кит питается планктоном) - Давайте проведём речевую разминку: Книга-учитель, Книга-наставница, Книга – близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, высыхает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук. Бедным считайте такое жилище, Где вся забота – набить бы живот. Где калорийная вкусная пища Пищу духовную не признает. Книга – советчик, Книга – разведчик, Книга – активный борец и боец, Книга – нетленная память и вечность, Спутник планеты Земля, наконец… Прочитайте медленно «жужжащим чтением». Коллективное плавное чтение. Выразительное чтение. - Молодцы! | Отвечают на вопросы учителя Смотрят, анализируют видеоролик Делают речевую разминку Делают речевую разминку | Фронтальная | Видеоролик Презентация Презентация | Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; | Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.); | |
Наглядный, словесный Выборочное чтение Выборочное чтение Выборочное чтение Выборочное чтение Чтение по цепочке Выборочное чтение Словесный Аналитический Наглядный Словесный, частично-поисковый Мозговой штурм Наглядный | V.Первичное применение знаний - Откройте учебники на странице 152. Читаем громко, выразительно. (Чтение первой части) 1 абзац - Найдите в тексте ответы на вопросы и зачитайте их. - Где стоял корабль? -Как Толстой описывает погоду в этот день? - Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом). -Как бы вы озаглавили эту первую часть? (Корабль у берегов Африки) (Чтение второй части) 2 абзац - Где матросы решили искупаться? - Как бы мы озаглавили эту часть? (Купание в парусе) (Чтение третьей части) 3 абзац - Найдите в тексте ответы на вопросы и зачитайте их. - Кто же был с матросами на корабле? (Два мальчика) -Почему дети решили поплавать в открытом море? - Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море, что написано в тексте? (Он пишет, что вздумали.) Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка) -Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? -Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? - Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул? (Это означит не сдаваться, постараться победить) -Что выражает лицо артиллериста? -Как мы озаглавим эту часть? (Плавание наперегонки в открытом море) (Чтение четвертой части) 4 абзац - Найдите в тексте ответы на вопросы и зачитайте их. -Что увидели матросы с палубы? - Какими словами автор называет акулу? Почему? (Морское чудовище, потому что акула – хищница) - Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда. - Как отреагировали дети на его слова? - С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань) - Какие слова говорят о пережитых им чувствах? -Как матросы решили помочь мальчикам? -На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят? -Как озаглавим эту часть? (Появление морского чудовища) (Чтение пятой части). 5 абзац - Найдите в тексте ответы на вопросы и зачитайте их. -Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик? (Визг - это пронзительный, резкий крик) - Представьте, что чувствовали ребята… -Как озаглавим эту часть? (Пронзительный визг) -Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел) - Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела) (Чтение шестой части). (до слов «Но когда дым разошелся…») - Найдите в тексте ответы на вопросы и зачитайте их. -Как подействовал визг мальчика на отца? -Как он все делал? (Он делал все быстро) -Какое решение принимает артиллерист? -Какой будет темп чтения? Какое чувство? (Чувство страха, отчаяния, волнения) -Как действует команда? Почему все замерли от страха? -Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся? - Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына. - На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части, почему? Докажите. - Как бы мы озаглавили эту часть? (Выстрел) (Чтение рассказа до конца. 7 часть) -Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал? - Какое он сейчас он испытывает чувство? (Чувство счастья, успокоения) -Что его успокоило? - Как бы мы озаглавили эту часть? (Мальчики на корабле) Характеристика главного героя. -Ребята, кто главный герой этого рассказа? (Главный герой - это старый артиллерист) -Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он сильный, храбрый, мужественный) - Сейчас выполните работу в паре. Из предложенных критериев, подчеркните те, которыми вы и ваш товарищ посчитаете нужными, верными, подходящими, правильными. Характеристика героя: сильный духом, мудрый, трусливый, мужественный, лживый, опытный, находчивый, глупый, решительный, смелый, вредный, бывалый, отрицательный герой. - Проверьте по слайду: • сильный духом • мудрый • мужественный • опытный • находчивый • решительный • смелый • бывалый Вывод: -Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? Какой урок хотел нам преподнести? (Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести) - Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа. Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты. В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание) - Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях) - В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера: решительность, находчивость, самообладание , помогают человеку в экстремальных ситуациях) - На странице 155 есть вопросы. Первой группе вопросы 1, 3 и 6. Второй группе 2, 4 и 5. Ответьте на них в группе. Обсудите ответы, варианты ответов и выберите лидера в группе, тот, кто будет отвечать по завершению работы. Потом буду спрашивать лидеров групп. Работа с пословицами: - А сейчас мы с вами прочитаем пословицы с экрана и выберем из них ту, которая подходит к нашему рассказу: Не зная броду, не суйся в воду. Берегись бед, пока их нет. Не буди лих, пока оно тихо. Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему вы так думаете? | Читают текст Анализируют текст и отвечают на вопросы Читают текст Отвечают на вопросы Читают текст Анализируют текст и отвечают на вопросы Читают текст Анализируют текст и отвечают на вопросы Читают текст Анализируют текст и отвечают на вопросы Читают текст по цепочки Анализируют текст и отвечают на вопросы Читают текст Отвечают на вопросы Анализируют, сравнивают и отвечают на вопросы Работают в паре по карточкам Делают вывод по изученному произведению и отвечают на вопросы Работают в группе, обсуждают, принимают решения, работают с текстом учебника Рассуждают, объясняют свой выбор пословицы | Фронтальная Парная Фронтальная Групповая Фронтальная | Учебник Учебник Учебник Учебник Учебник Учебник Учебник Карточки Презентация Учебник, карточки Презентация | Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной; осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; давать название заголовоку текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм; пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; | Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла; соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах; самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме; прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, использовать вежливые слова; в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности; | На основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка); с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях o Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; |