СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема: «Произведение Л. Н. Толстого Акула»

Цель: Ознакомление с биографией Льва Николаевича Толстого и его произведением «Акула».

Задачи:

Дидактические: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению;

Развивающие: научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг;

Воспитывающие: посещение в дальнейшем по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения;

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по литературному чтению»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

“Карасукский педагогический колледж”





Конспект учебного занятия

По литературному чтению

В_____МБОУ ________________

Студентки 301 группы

Карасукского педагогического колледжа

Зыковой Анастасии Викторовны

Урок будет дан 08.04.2021

Методист: Радушкина Валентина Михайловна





_________________________

(подпись методиста)





Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема: «Произведение Л. Н. Толстого Акула»

Цель: Ознакомление с биографией Льва Николаевича Толстого и его произведением «Акула».

Задачи:

Дидактические: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению;

Развивающие: научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг;

Воспитывающие: посещение в дальнейшем по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения;


Методы и приёмы

работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные


I.Организационный момент. Психологический настрой

- Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Я тоже рада вас видеть, садитесь.

Здороваются с учителем, настраиваются на работу

Фронтальная



Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Устойчивая положительная мотивация к деятельности;



Выделение главного из текста

II.Актуализация знаний

- Ребята, кто изображён на слайде? (Ответы детей, писатель Лев Николаевич Толстой) Верно, сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно в тексте выделить нужную информацию о писателе. Потом один из вас расскажет.

Рассуждают, отвечают на вопрос учителя

В паре работают над текстом




Парная

Презентация

Карточки с текстом

Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению);

Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.);

С гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов;

Словесный
















Частично-поисковый

III. Целеполагание

- Как вы поняли сегодня, мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого. А вот с каким вы узнаете, отгадав загадку:

Эта хищница морская

Ох и шустрая какая!

У неё зубастый рот

И прожорливый живот.

Если уж кого поймает,

На кусочки растерзает.

Вот вдали она мелькнула,

Берегись, плывёт…(Акула)

- Правильно, какая тема нашего урока? (Произведение Льва Николаевича Толстого «Акула») Какую цель поставим на урок? (Прочитать «Акулу»)

- Для достижения любой цели необходим план, на столах у вас лежат конверты в них пункты плана. В паре составьте план урока.

ПЛАН

  1. Ознакомление с некоторыми видами акул

  2. Чтение текста

  3. Деление текста на части

  4. Озаглавливание частей

  5. Характеристика героя

  6. Вывод по произведению

  7. Работа в группах по вопросам

  8. Подобрать пословицу к тексту

Отвечают на вопросы учителя










Определяют тему урока, ставят цель



В паре составляют план урока

Фронтальная
















Парная




Презентация













Конверты с пунктами плана

План на доске

Пользоваться элементарными приёмами анализа и синтеза;

Формулировать учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; в паре составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; не конфликтовать, использовать вежливые слова;

Продолжить развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Наглядный




Словесный




















Словесный

IV. Открытие новых знаний

- Ребята, что вы знаете об акулах? (Ответы детей) Давайте посмотрим видеоролик, после него я задам вам вопросы.

- Сколько видов акул было в ролике? (5 видов)

- Назовите эти виды. (Рифовая, тигровая акулы, акула-молот, белая акула и китовая акула)

- Какие акулы представляют опасность для человека? (Тигровая и белая акула)

- Белая акула это хищное животное? (Да) Почему? (Она питается мясом и охотиться на других животных)

- Какая акула не представляет никакой опасности для человека? (Китовая акула) Почему? (Она как и кит питается планктоном)

- Давайте проведём речевую разминку:

Книга-учитель,

Книга-наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота – набить бы живот.

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признает.

Книга – советчик,

Книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец,

Книга – нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец…

  • Прочитайте медленно «жужжащим чтением».

  • Коллективное плавное чтение.

  • Выразительное чтение.

- Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя

Смотрят, анализируют видеоролик

Делают речевую разминку

















Делают речевую разминку

Фронтальная


Видеоролик





Презентация


















Презентация

Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.);



Наглядный, словесный


Выборочное чтение














Выборочное чтение


























Выборочное чтение



























Выборочное чтение




















Чтение по цепочке

Выборочное чтение
























Словесный















Аналитический











Наглядный









Словесный, частично-поисковый




































Мозговой штурм







Наглядный








V.Первичное применение знаний

- Откройте учебники на странице 152. Читаем громко, выразительно.

(Чтение первой части) 1 абзац 
- Найдите в тексте ответы на вопросы и зачитайте их.

- Где стоял корабль?

-Как Толстой описывает погоду в этот день?

- Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом).

-Как бы вы озаглавили эту первую часть? (Корабль у берегов Африки)

(Чтение второй части) 2 абзац 
- Где матросы решили искупаться?

- Как бы мы озаглавили эту часть? (Купание в парусе)

(Чтение третьей части) 3 абзац
- Найдите в тексте ответы на вопросы и зачитайте их.

- Кто же был с матросами на корабле? (Два мальчика)

-Почему дети решили поплавать в открытом море?

- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море, что написано в тексте? (Он пишет, что вздумали.) Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)

-Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит?

-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

- Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул? (Это означит не сдаваться, постараться победить)

-Что выражает лицо артиллериста?

-Как мы озаглавим эту часть? (Плавание наперегонки в открытом море)

(Чтение четвертой части) 4 абзац

- Найдите в тексте ответы на вопросы и зачитайте их.

-Что увидели матросы с палубы?

- Какими словами автор называет акулу? Почему? (Морское чудовище, потому что акула – хищница)

- Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.

- Как отреагировали дети на его слова?

- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)

- Какие слова говорят о пережитых им чувствах?

-Как матросы решили помочь мальчикам?

-На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

-Как озаглавим эту часть? (Появление морского чудовища)

(Чтение пятой части). 5 абзац
- Найдите в тексте ответы на вопросы и зачитайте их.

-Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик? (Визг - это  пронзительный, резкий крик)

- Представьте, что чувствовали ребята…

-Как озаглавим эту часть? (Пронзительный визг)

-Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел)

- Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)

(Чтение шестой части). (до слов «Но когда дым разошелся…»)
- Найдите в тексте ответы на вопросы и зачитайте их.

-Как подействовал визг мальчика на отца?

-Как он все делал? (Он делал все быстро)

-Какое решение принимает артиллерист?

-Какой будет темп чтения? Какое чувство? (Чувство страха, отчаяния, волнения)

-Как действует команда? Почему все замерли от страха?

-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

- Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

- На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части,  почему? Докажите.

- Как бы мы озаглавили эту часть? (Выстрел)

(Чтение рассказа до конца. 7 часть)

-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

- Какое он сейчас он испытывает чувство? (Чувство счастья, успокоения)

-Что его успокоило?

- Как бы мы озаглавили эту часть? (Мальчики на корабле)

Характеристика главного героя.

-Ребята, кто главный герой этого рассказа? (Главный герой - это старый артиллерист)

-Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он сильный, храбрый, мужественный)

- Сейчас выполните работу в паре. Из предложенных критериев, подчеркните те, которыми вы и ваш товарищ посчитаете нужными, верными, подходящими, правильными.

Характеристика  героя: сильный духом, мудрый, трусливый, мужественный, лживый, опытный, находчивый, глупый, решительный, смелый, вредный, бывалый, отрицательный герой.

- Проверьте по слайду:

•        сильный духом

•        мудрый

•        мужественный

•        опытный

•        находчивый

•        решительный

•        смелый

•        бывалый

Вывод:

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? Какой урок хотел нам преподнести? (Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести)

- Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа. Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет  находчивость в трагические моменты. В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно действовать, не терять самообладание)

- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях)

- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера: решительность, находчивость, самообладание
, помогают человеку в экстремальных ситуациях)

- На странице 155 есть вопросы. Первой группе вопросы 1, 3 и 6. Второй группе 2, 4 и 5. Ответьте на них в группе. Обсудите ответы, варианты ответов и выберите лидера в группе, тот, кто будет отвечать по завершению работы. Потом буду спрашивать лидеров групп.

Работа с пословицами:

- А сейчас мы с вами прочитаем пословицы с экрана и выберем из них ту, которая подходит к нашему рассказу:
Не зная броду, не суйся в воду.
Берегись бед, пока их нет.

Не буди лих, пока оно тихо.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему вы так думаете?

Читают текст



Анализируют текст и отвечают на вопросы







Читают текст

Отвечают на вопросы

Читают текст

Анализируют текст и отвечают на вопросы






















Читают текст

Анализируют текст и отвечают на вопросы























Читают текст

Анализируют текст и отвечают на вопросы

















Читают текст по цепочки

Анализируют текст и отвечают на вопросы



















Читают текст

Отвечают на вопросы








Анализируют, сравнивают и отвечают на вопросы


Работают в паре по карточкам




















Делают вывод по изученному произведению и отвечают на вопросы































Работают в группе, обсуждают, принимают решения, работают с текстом учебника









Рассуждают, объясняют свой выбор пословицы

Фронтальная








































































































































Парная






















Фронтальная




































Групповая







Фронтальная

Учебник













Учебник



Учебник


























Учебник



























Учебник





















Учебник
























Учебник
















Карточки











Презентация














































Учебник, карточки









Презентация

Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной; осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; давать название заголовоку текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм; пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла; соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах; самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме; прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, использовать вежливые слова; в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

На основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка); с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях o Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;


VI.Итог

- Какова была цель? Достигли ли мы её?

- А теперь поиграем в игру «Кубик Блума» (на своём примере учитель показывает и рассказывает правила игры)

Подводят итоги по работе на уроке


Фронтальная

Индивидуальная



Кубик Блума





VII.Рефлексия

Листы самооценки:

1) Ознакомление с некоторыми видами акул

2) Чтение текста

3) Деление текста на части

4) Озаглавливание частей

5) Характеристика героя

6) Вывод по произведению

7) Работа в группах по вопросам

8) Подобрать пословицу к тексту

По ходу урока ученики ставят в листах самооценки плюсики в нужных колонках, в конце урока показывают листы учителю.

Оценивают свою деятельность на уроке

Индивидуальная

Листы самооценки

Формировать умение делать выводы и умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Формировать навыки самооценивания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!