Ивановская СОШ сп МАОУ Южно – Дубровинской СОШ
Конспект открытого урока
по литературному чтению в 3 классе
Тема: К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
(урок 3)
Разработала и провела:
учитель начальных классов
Михайлова Валентина Николаевна
2022 – 2023 учебный год
Тема: К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (урок 3)
Цель урока:
создать педагогические условия для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
образовательные: продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, характеризующие героев, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни.
развивающие: развивать связную речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно–эстетическую отзывчивость в детях; развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме; развивать интерес к чтению, учить видеть позицию автора; формировать коммуникативные навыки работы в парах.
воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; любовь, взаимопонимание и уважение в семье; любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к «братьям нашим меньшим»; интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: осмысленно правильно читать; отвечать на поставленные вопросы; соотносить стихотворение и загадку с темой урока; давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступки.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать свои предположения.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свою точку зрения на происходящие события; договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
Оборудование : презентация к уроку, рисунок – плакат «воробей», учебник «Литературное чтение»
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.(1 мин.)
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Будем мы с тобой ….(читать, на вопросы отвечать)
К знаниям скорей стремиться.
Но не будем мы лениться!
Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.
II. Речевая разминка (5 мин)
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
И – под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему… (чтение стихотворения) Слайд
Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение? Какие слова помогли представить образ воробья?
- Да, зимой воробьям приходится особенно «туго». Но от холода и голода страдают не только они.
- Прочитайте загадку. Отгадайте, о ком она? Слайд
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это….( ворона).
Прочитайте загадку еще несколько раз, изменяя интонацию:
-с вопросительной интонацией.
-с изменением громкости «тихо – громко».
-с ускорением .
По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне?
III. Актуализация знаний и постановка целей урока.(5 мин.)
- В каком произведении мы читали о воробье и вороне?
Ребята, а предположите, какова тема сегодняшнего урока? Слайд
- Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского « Растрёпанный воробей».
- К какому жанру относится это произведение? Почему? Слайд
Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? Делаем вывод: это сказка или рассказ?
Жизнь девочки Маши с мамой и няней вполне могла быть такой, как описана в произведении К. Паустовского. На быль похожи взаимоотношения родителей Маши.
Правдой могло быть и спасение воробья милиционером. Девочка могла выходить и приручить птицу.
Известно, что вороны очень сообразительные птицы и что они тащат в гнездо блестящие предметы. Поэтому эпизод, в котором ворона украла стеклянную брошку, вполне мог произойти на самом деле.
А вот история с возвращением броши — это фантазия автора. Воробей не смог бы понять, о чем говорят люди, проследить, где находится театр и организовать «операцию» по возвращению стеклянного букетика.
Также воробей не мог залететь в зрительный зал и вернуть брошь прямо в руки балерине.
«Растрепанный воробей» — это литературная сказка, так как некоторые события являются художественным вымыслом.
Какие читательские цели поставим перед собой? Слайд
1. учиться понимать поступки и состояние героев;
2. совершенствовать умение давать характеристику персонажу;
3. учиться ориентироваться в тексте.
Ребята, мы с вами постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Составим характеристики героев произведения – Маши, воробья Пашки и вороны.
IV. Работа по теме урока (20 мин)
Аналитическое (выборочное) чтение.
Почему сегодня загадки про ворону и воробья?
Назовите и других героев произведения.
Но попробуем мы с вами охарактеризовать героев произведения.
(Маша, Ворона, Воробей Пашка)
Характеристика Маши, подтверждая каждое качество выборочным чтением: Маша – добрая, любознательная, впечатлительная (работа в группах). Слайд
1)Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». (с.18)
Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».(с.19)
Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…».(с.14)
Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.(с.19)
Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». (с.21)
Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».(с.21)
2) – Переходим к птицам. Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой? (короткий пересказ некоторых эпизодов текста)
– Сначала дадим характеристику вороне: какая она? Что про нее говорят?
– Что вызывает она у Маши?
(Ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша, вместе с Петровной, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна, «… непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу». Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.)
Ребятки, а чтобы вам запомнить этого героя ( ворону) , вы сейчас поработайте над составлением синквейна.
Составление синквейна.
Таблица – памятка «Правила составления синквейна» (Слайд)
Составление синквейна. Работают над характеристикой героя.
1. Ворона.
2.Воровитая, сварливая.
3.Тащила, спала, охраняла.
4. Была очень хитрой.
5. Букетик.
– Ребята , вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние
(маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове).
А каким же был Пашка?
Ребята, обратите внимание на доску, на доске вы видите изображение воробья, к нему вы будете прикреплять перышки, на, которых характеристика героя, но вам нужно выбрать только те перышки, которые по вашему мнению, относятся к нашему воробью.
Прикрепляют перышки Добрый, смелый, бесстрашный, хитрый, благодарный, чуткий и т.д.
Ситуация «Оживим воробья».
Рисунок – плакат «воробей» кластер подготовить перышки, рисунок воробья
Приём «Кластер» (фронтальная работа):
На доске кластер(приём сбора и обобщения информации об объекте, вещи и т.д., в котором главное понятие в середине, а вокруг ключевого понятия располагаются ассоциации, «гроздь»)
Физкультминутка (1 мин)
- В произведении встречаются два вида птиц: ворона и воробей. Если я буду читать слово, которое можно отнести к характеристике воробья, вы подпрыгиваете и хлопаете ладошками над головой. Если слово относится к характеристике вороны – присаживаетесь.
Маленький, голодный, скупая, растрепанный, смелый, сварливая, жадная, благодарный, хитрая, безжалостная, решительный, злая, отважный.
VII. Итог урока. (5 мин)
Что является главным чудом в рассказе?
(Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни. ) _
Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?
(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)
Ребятки, а как вы думаете какова главная мысль сказки и чему учит нас это произведение ? Слайд
Основная мысль сказки «Растрепанный воробей» - если вы сделали кому-то доброе дело, оно обязательно вернется к вам обратно. Сказка также учит нас быть благодарными другому человеку за проявленные заботу, сочувствие и доброту.
Учит бороться за справедливость.
Учит любить животных и помогать попавшим в беду.
Слайд
Плакат – утреннее послание «Благодарность — прекраснейший из цветков души. … Жан-Жак Руссо.»
Ребята, сегодня до уроков вы познакомились с «утренним посланием». Но оно было необычно. Первое слово закрыто. Благодарность — прекраснейший из цветков души. … Жан-Жак Руссо. Здесь скрыто одно из замечательных качеств человека. Какое? Теперь вы догадались? Французский философ Жан-Жак Руссо называл прекраснейшим из цветков души – БЛАГОДАРНОСТЬ (открывается). Какой литературный персонаж обладает данным качеством? Хотели бы вы иметь такого друга?
Подумайте, а вы – ТАКОЙ друг?
Самооценка
Рефлексия:
На доске прикреплён круг от солнышка, у вас на партах лежат лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Слайд
VIII. Домашнее задание (1 мин) Слайд
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду и пересказать его
Спасибо за урок!
Лист самооценки
Ф.И. ____________________________________
Критерии | Моя оценка (+ ;-) |
Я помогал группе определить тему и цели урока | |
Активно работал в группе над текстом произведения | |
Помогал группе в составлении синквейна | |
Помогал группе составить кластер | |
Помогал группе определить главную мысль произведения | |
Оценка | |