СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект Тема: К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (урок 3)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект Тема: К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (урок 3)»


Ивановская СОШ сп МАОУ Южно – Дубровинской СОШ












Конспект открытого урока

по литературному чтению в 3 классе


Тема: К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

(урок 3)






Разработала и провела:

учитель начальных классов

Михайлова Валентина Николаевна












2022 – 2023 учебный год



Тема: К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (урок 3)

Цель урока:

создать педагогические условия для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.

Задачи урока:

образовательныепродолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, характеризующие героев, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни.

развивающие:  развивать связную речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать  нравственно–эстетическую отзывчивость в детях; развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме; развивать интерес к чтению, учить видеть позицию автора; формировать коммуникативные навыки работы в парах.

воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; любовь, взаимопонимание и уважение в семье; любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к «братьям нашим меньшим»; интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: осмысленно правильно читать; отвечать на поставленные вопросы; соотносить стихотворение и загадку с темой урока; давать оценку героям и их поступкам.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступки.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать свои предположения.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свою точку зрения на происходящие события; договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.

Оборудование : презентация к уроку, рисунок – плакат «воробей», учебник «Литературное чтение»

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.














Ход урока


I. Организационный момент.(1 мин.)

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Будем мы с тобой ….(читать, на вопросы отвечать)

К знаниям скорей стремиться.

Но не будем мы лениться!

         Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.

II. Речевая разминка (5 мин)


Чуть живой. Не чирикает даже. 
Замерзает совсем воробей. 
Как заметит подводу с поклажей, 
И – под крыши бросается к ней! 
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему. 
А гляди, не становится вредным 
Оттого, что так трудно ему…  (чтение стихотворения) Слайд

Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение? Какие слова помогли представить образ воробья?

- Да,  зимой воробьям приходится особенно «туго». Но от холода и голода страдают не только они.


- Прочитайте загадку. Отгадайте, о ком она? Слайд
Окраской – сероватая, 
Повадкой – вороватая, 
Крикунья хрипловатая – 
Известная персона. 
Это….( ворона).


Прочитайте загадку еще несколько раз, изменяя интонацию:

-с вопросительной интонацией.

-с изменением громкости «тихо – громко».
-с ускорением . 
По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне? 


III. Актуализация знаний и постановка целей урока.(5 мин.)

- В каком произведении мы читали о воробье и вороне?

Ребята, а предположите, какова тема сегодняшнего урока? Слайд

- Да, действительно, сегодня на уроке  мы продолжим работу над произведением    К.Г. Паустовского « Растрёпанный воробей». 


- К какому жанру относится это произведение? Почему? Слайд

Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? Делаем вывод: это сказка или рассказ?


Жизнь девочки Маши с мамой и няней вполне могла быть такой, как описана в произведении К. Паустовского. На быль похожи взаимоотношения родителей Маши.

Правдой могло быть и спасение воробья милиционером. Девочка могла выходить и приручить птицу.

Известно, что вороны очень сообразительные птицы и что они тащат в гнездо блестящие предметы. Поэтому эпизод, в котором ворона украла стеклянную брошку, вполне мог произойти на самом деле.

А вот история с возвращением броши — это фантазия автора. Воробей не смог бы понять, о чем говорят люди, проследить, где находится театр и организовать «операцию» по возвращению стеклянного букетика.

Также воробей не мог залететь в зрительный зал и вернуть брошь прямо в руки балерине.

«Растрепанный воробей» — это литературная сказка, так как некоторые события являются художественным вымыслом.

Какие читательские цели поставим перед собой? Слайд


1. учиться понимать поступки и состояние героев;

2. совершенствовать умение давать характеристику персонажу;

3. учиться ориентироваться в тексте.


Ребята, мы с вами постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той   обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Составим характеристики   героев произведения – Маши, воробья Пашки и вороны.


IV. Работа по теме урока (20 мин)

Аналитическое (выборочное) чтение.


Почему сегодня загадки про ворону и воробья?

Назовите и других героев произведения.

Но попробуем мы с вами охарактеризовать героев произведения.

(Маша, Ворона, Воробей Пашка)

Характеристика Маши, подтверждая каждое качество выборочным чтением:  Маша – добрая, любознательная, впечатлительная (работа в группах). Слайд


1)Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». (с.18)

Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».(с.19)

 Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…».(с.14)

Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.(с.19)

Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». (с.21)

Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».(с.21)


2) – Переходим к птицам. Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой? (короткий пересказ некоторых эпизодов текста)

– Сначала дадим характеристику  вороне: какая она? Что про нее говорят?

– Что вызывает она у Маши?

(Ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной,  загадочной. Маша, вместе с Петровной, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна, «… непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу». Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.)


Ребятки, а чтобы вам запомнить этого героя ( ворону) , вы сейчас поработайте над составлением синквейна.

Составление синквейна.


Таблица – памятка «Правила составления синквейна» (Слайд)

Составление синквейна. Работают над характеристикой героя.


1. Ворона.

2.Воровитая, сварливая.

3.Тащила, спала, охраняла.

4. Была очень хитрой.

5. Букетик.



– Ребята , вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние 

(маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове).

А каким же был Пашка?

Ребята, обратите внимание на доску, на доске вы видите изображение воробья, к нему вы будете прикреплять перышки, на, которых характеристика героя, но вам нужно выбрать только те перышки, которые по вашему мнению, относятся к нашему воробью.


Прикрепляют перышки Добрый, смелый, бесстрашный, хитрый, благодарный, чуткий и т.д.


Ситуация «Оживим воробья».

Рисунок – плакат «воробей» кластер подготовить перышки, рисунок воробья

Приём «Кластер» (фронтальная работа):






На доске кластер(приём сбора и обобщения информации об объекте, вещи и т.д., в котором главное понятие в середине, а вокруг ключевого понятия располагаются ассоциации, «гроздь»)


Физкультминутка (1 мин)

- В произведении встречаются два вида птиц: ворона и воробей. Если я буду читать слово, которое можно отнести к характеристике воробья, вы подпрыгиваете и хлопаете ладошками над головой. Если слово относится к характеристике вороны – присаживаетесь.

Маленький, голодный, скупая, растрепанный, смелый, сварливая, жадная, благодарный, хитрая, безжалостная, решительный, злая, отважный.

VII. Итог урока. (5 мин)


Что является главным чудом в рассказе?

        (Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни. ) _

Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?

(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)  


Ребятки, а как вы думаете какова главная мысль сказки и чему учит нас это произведение ? Слайд

Основная мысль сказки «Растрепанный воробей» - если вы сделали кому-то доброе дело, оно обязательно вернется к вам обратно. Сказка также учит нас быть благодарными другому человеку за проявленные заботу, сочувствие и доброту.

Учит бороться за справедливость.

Учит любить животных и помогать попавшим в беду.

Слайд

Плакат – утреннее послание «Благодарность — прекраснейший из цветков души. … Жан-Жак Руссо.»

Ребята, сегодня до уроков вы познакомились с «утренним посланием». Но оно было необычно. Первое слово закрыто. Благодарность — прекраснейший из цветков души. … Жан-Жак Руссо. Здесь скрыто одно из замечательных качеств человека. Какое? Теперь вы догадались? Французский философ Жан-Жак Руссо называл прекраснейшим из цветков души – БЛАГОДАРНОСТЬ (открывается). Какой литературный персонаж обладает данным качеством? Хотели бы вы иметь такого друга?

Подумайте, а вы ТАКОЙ друг?


Самооценка


Рефлексия:

На доске прикреплён круг от солнышка, у вас на партах лежат лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Слайд


VIII. Домашнее задание (1 мин) Слайд


Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду и пересказать его

Спасибо за урок!











Лист самооценки


Ф.И. ____________________________________



Критерии

Моя оценка (+ ;-)

Я помогал группе определить тему и цели урока


Активно работал в группе над текстом произведения


Помогал группе в составлении синквейна


Помогал группе составить кластер


Помогал группе определить главную мысль произведения


Оценка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!