СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Схватить мгновенье". 11 класс. МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку МХК в 11 классе по программе Ю.А. Солодовникова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Схватить мгновенье". 11 класс. МХК»

МХК

Класс: 11Б

Дата: 18.01.2021г.

Урок 17

Тема: Схватить мгновенье

Цели урока:

Образовательные: показать на примере Франции, как формируются и укрепляются новые тенденции в изобразительном искусстве второй половины XIX в.

Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом; развивать навык работы с различными источниками информации; на основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения; рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса; развитие познавательных интересов учащихся.

Воспитательные: обогащение внутреннего духовного мира учащихся через произведения искусства, пополнение знаний о мировой культуре, привитие эстетического вкуса; развивать кругозор учащихся.

Планируемые результаты:

Знать/понимать: новаторские приёмы французских художников-импрессионистов; чем обусловлено преобладание индивидуального начала в творчестве французских художников; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства; основные жанры и виды искусства.

Уметь: узнавать изученные произведения искусства и соотносить их с определенной эпохой; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; понимать термины, уметь толковать и приводить примеры деятелей культуры, науки, искусства.

Применять в практической жизни приобретенные знания и умения.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: презентация «Схватить мгновенье», мультимедийное оборудование; дополнительная литература, наглядный материал.


Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.


2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания – сообщение – 2-3 обучающихся.


- Как вы понимаете смысл понятий импрессионизм, постимпрессионизм?

- Имена каких художников этих направлений вы можете назвать?


3. Изучение нового материала.

Слайд 2. Париж, любимейший город всей Франции, никогда не засыпал. Завсегдатаями дешевых забегаловок обычно были люди свободных профессий – писатели, поэты, художники, журналисты и критики. Чтобы не раздражать почтенных горожан, шумная компания молодых и задиристых художников каждую неделю собиралась в кафе «Гербуа», находившемся на авеню Клиши. Они горячо жаждали обновления и нещадно ругали выставки, которые ежегодно устраивала Парижская академия художеств.


Слайд 3. Кумиром молодого поколения был Эдуард Мане. Он почти ежегодно участвовал в Салонах и всегда находил, чем шокировать публику. Особенно раздражал «Завтрак на траве». Через два года Э. Мане нанёс еще одну звонкую пощёчину консерваторской публике. Это была «Олимпия».

Демократичность и человечность образов, созданных Э. Мане, больше всего и возмущала парижскую публику.


Слайд 4. Впрочем, молодые художники, заполнявшие столики кафе «Гербуа», уже готовы были и сами бросить вызов академическим вкусам. Что может быть прекраснее действительности, если увидеть в ней тонкие цветовые нюансы? Они писали все, что было освещено ярким солнечным светом.

Как оказывается, много цветовых пятен на одеждах людей, катающихся на качелях, от солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву. Не миф, не исторический сюжет, не античные герои, а сама жизнь стала темой искусства. Объект изображения теперь лишь повод для решения живописных задач.


Слайд 5. Когда работ у художников накопилось достаточно много и было найдено полное взаимопонимание, стало ясно, что пора объединиться. В 1874 г. для первой выставки картин новой группы фотограф Надар предоставил своё ателье. Среди работ было произведение К. Моне, названное им «Впечатление. Восходящее солнце». По-французски слово «впечатление» звучит как «impression». Критик, в насмешку назвавший эту экспозицию выставкой импрессионистов, и не подозревал, что выдуманное им слово станет обозначением целого направления.

Слайд 6. Художники, которых теперь называли импрессионистами, сделав действительность в самых разнообразных её проявлениях темой своего творчества, стремились передать всю свежесть своих впечатлений и открывающееся перед ними красочное богатство видимого мира.

Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах.


Слайд 7. Эдгар Дега. Голубые танцовщицы.


Слайд 8. Конечно, все художники давно знали. Что поверхность предмета окрашена. Но, выйдя на пленэр и начав работать на открытом воздухе, они заметили множестве удивительных вещей. Оказывается, природа есть не что иное, как постоянное взаимодействие цвета и воздуха и цвет и свет способны изменить окраску предмета. Художники с удивлением обнаружили, что небо не всегда голубое, а тень на зеленой траве может быть синего цвета. Изучением этого явления последовательно занимался К. Моне.

Цвет, а не форма предмета стал для Моне главным.

Абсолютизируя цвет, увлекшись формально-техническими приёмами, художники-импрессионисты потеряли не только предмет и форму, но и саму жизнь.


Слайд 9. История импрессионизма как художественного явления была очень короткой. По существу, это всего восемь выставок, которые проходили в Париже с 1874 по 1886 г. Количество их участников менялось. Иногда их было около двадцати, иногда не более трёх. Несмотря на известную ограниченность творческого метода, бесспорное завоевание импрессионистов заключалось в том, что они не только открыли влияние световоздушной среды на форму и цвет предмета. Высветлив красочную гамму, они навсегда избавили живопись от музейного колорита прошлого, приучив зрителя наслаждаться не только сюжетом, но и самой живописью.


Слайды 10-11-12. Удивительно, как много можно сделать, живя в Париже, и как притягателен был этот город для тех, кто хотел сделать еще больше!

Три самых известных художника Франции – Поль Сезанн, Поль Гоген и Винсент Ван Гог не были рождены в этом великолепном городе. Обучаясь совсем не живописным специальностям, они всё свободное время отдавали рисованию.

Поль Сезанн, живя в Эксе, изучал юриспруденцию и банковское дело.

Голландец В. Ван Гог происходил из религиозной семьи и начинал самостоятельную жизнь миссионером в Бельгии.

Самая бурная биография была, пожалуй, у Поля Гогена. Сначала он был матросом, потом биржевым маклером и только в возрасте 38 лет отправился в Бретань, чтобы заняться живописью.


Слайд 13. Независимо друг от друга примерно в одно и тоже время эти люди приехали в Париж, чтобы оставшуюся жизнь полностью отдать сжигавшей их непреодолимой страсти. Не испорченные академическим образование, они самостоятельно овладевали живописным мастерством. Импрессионисты удивили их свежестью своих полотен, но ни П. Сезанн, ни В. Ван Гог, ни П. Гоген не стали ни их поклонниками, ни их последователями.

Не создавая никаких групп, каждый из них пошел в искусстве своей дорогой.


4. Домашнее задание.

  1. Эдуард Мане - ____________________________________

  2. Клод Моне - ____________________________________

  3. Пьер Огюст Ренуар - ____________________________________

  4. Эдгар Дега - ____________________________________

  5. Камиль Писсаро - ____________________________________

  6. Поль Сезанн - ____________________________________

  7. Поль Гоген - ____________________________________

  8. Винсент Ван Гог - ____________________________________


5. Итоги урока. Рефлексия.

- Как возникло понятие импрессионизм и что оно обозначает? Какую группу художников он объединил?

- В чём заключалось новаторство художников-импрессионистов? Чему они отдали предпочтения – живописи как такой или сюжету?


- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?

- Сегодня я узнал/а…

- Мне было интересно…

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!