Урок № 3 | 10А от 14.09. | 10Б от 17.09. | 10В от 14.09. | 2021 |
Тема | Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении |
Цель урока: | расширить и углубить общие сведения о русском языке, о его месте среди языков народов мира; дать понятие "мировые языки". |
Задачи: |
предметные: | определить место и назначение русского языка в современном обществе; закрепить умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы русского языка; повторить ранее известные сведения о функциях русского языка; расширить и углубить общие сведения о языке, познакомить с понятием «мировые языки»; |
метапредметные: | воспитывать: интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему функций русского языка в современном мире; языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности: лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной; развивать: память, логическое мышление, речь, способности, эмоции; формировать умения самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, а также навыков продуктивного интеллектуального труда школьников. |
личностные: | воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа. |
Тип урока: обобщение ранее изученного. |
Методы урока: теоретический с элементами практики. |
Технология: педагогического сотрудничества. |
Оборудование: текст для анализа, учебник. |
ХОД УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Организационный этап |
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока |
Объявление тетрадей, темы урока, цели, задач. Оформление журнала приема-передачи. | Оформление записей. |
Мотивация УУД |
Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражании, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии. Проспер Мериме На доске записаны слова А.Н.Толстого: "Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара". Учащиеся читают высказывание А.Н.Толстого. Вопрос: "Сбылись ли пророческие слова А.Н.Толстого?" -Какова тема нашего урока? -Каковы цели? | Запись эпиграфа. |
Работа над темой урока |
М.В.Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, италианским – с женским полом говорить прилично…». - С кем, по мнению Ломоносова, можно говорить на русском языке? «Но если бы он российскому был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». | Высказы-вают предполо-жения. |
Чтение истории Всем понятный Маленький чукча собирался в Артек. Он спросил отца: « Как же я буду говорить там с грузином? Ведь я же не знаю по-грузински ни слова». « Не беспокойся, - ответил отец, ты знаешь язык, который понятен грузину». Маленький грузин тоже собирался в Артек. Он тоже спросил отца: « Как же я буду говорить там с латышом? Ведь я не знаю по-латышски ни слова». И ему ответил отец: « Не беспокойся, ты знаешь язык, который понятен башкиру». Вопрос. - Как называется этот всем понятный в СНГ язык? ( Русский язык) Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения в нашем многонациональном государстве. |
Сегодня русский язык – один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым языков Европы . По данным ученых, в конце XX века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек. Русский язык вместе с английским, французским, испанским, китайским, японским является рабочим и официальным языком Организации Объединенных Наций. На нем написаны важнейшие международные договоры и соглашения, он используется на научных конференциях, в которых участвуют ученые разных стран. Русский язык. Мы можем гордиться работами великих людей, написанными на русском языке. Это произведения великой русской литературы, труды ученых, хорошо известных в других странах. Многие изучают русский язык, чтобы читать в оригинале произведения Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя и других русских писателей. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Словарь В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов. Словарный запас великих мастеров художественного слова: Пушкин - более 21тысяч слов; Есенин - 18 890 слов; Сервантес - около 17 тысяч слов: Шекспир - около 15 тысяч слов; Гоголь - около 10 тысяч слов. К.Г.Паустовский отмечал, что для всего существующего в природе - воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Богатство языка. |
Работа учащихся с Энциклопедическим словарём юного филолога. Понятие «мировые языки». Р. Обучение самостоятельной работе с текстовой информацией. Учитель. - Итак, русский язык является одним из мировых языков. - А как в Энциклопедическом словаре юного филолога трактуется понятие «мировые языки»? (Учащиеся находят в словаре ответ: «Мировыми языками называются некоторые наиболее распространённые языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные».) Учитель. Вы, наверное, слышали о существовании генеалогической (родословной) классификации языков по родственным связям между ними. - А кто знает, к какой языковой семье относится русский язык? (Индоевропейская семья.) Индоевропейская семья языков самая многочисленная семья, она объединяет около 100 языков. - Рассмотрите генеалогическое древо и ответьте на вопросы: - Какие из перечисленных языков: немецкий, финский, итальянский, литовский, эстонский, армянский, азербайджанский, английский, шведский, сербский, чешский, румынский – родственны русскому? (Родственными русскому являются следующие языки: немецкий, итальянский, литовский, армянский, английский, шведский, сербский, чешский, румынский. Все эти языки, в том числе и русский, относятся к индоевропейской семье языков. Не являются родственными русскому языки: финский, эстонский (финно-угорские языки), азербайджанский (тюркские языки). - На какие 3 группы делятся славянские языки? - В какую группу входит русский язык? |
Лекция учителя с элементами беседы. Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединённых Наций. Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Помимо русского, ООН официальными языками признаёт английский, французский, испанский, арабский, китайский, хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках. Мировое значение русского языка обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Богатство русского языка заключается и в исключительном многообразии его стилистических возможностей, в его способности выражать мысли по-разному в зависимости от цели, характера и даже условий речевого общения. - Вспомните, как, например, по-английски звучит слово «мать» (mother). - И сколько вариантов этого слова в русском языке! Назовите синонимы к слову «мать». (Мама (разг.), матерь (высок.и трад.-поэт), матушка (устар. и нар.-поэт.), мамаша (устар.), матка (прост. и обл.), родимая (нар.-поэтич.), родительница (уст. и шутлив.). - Небольшой тест. Как вы думаете, слово МАТЬ является: а) исконно русским; б) общеславянским; в) общеиндоевропейским; г) заимствованным. Аргументируйте свой ответ. ( Слово мать является индоевропейским. Сравните созвучные корни: старославянский - мати, литовский - motа, санскрит - matar, греческий - mater, латинский - mater, французский - mere, английский - mother, немецкий - Mutter). Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны ещё в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы. Первым её президентом был академик В.Виноградов. - Что означает слова ассоциация? Проверьте себя по толковому словарю. (Ассоциация – объединение лиц или учреждений одного рода деятельности) Задача МАПРЯЛ – объединять преподавателей русского языка за рубежом, оказывать им методическую помощь. Ассоциация издаёт в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку. |
Работа у доски. Тематический словарный диктант с дополнительным заданием. Расширение словарного запаса учащихся. Контроль правописной компетенции. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Ещё в 16-17 веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, кафтан, копейка, блин, квас др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан. А с изменениями в общественно-политической жизни России в языки мира вошли слова перестройка, гласность и др. Точно так же в русский язык вошли иностранные слова. Задание: замените предложенные вам иноязычные (интернационалистические) лингвистические термины русскими (слова записываются под диктовку); составьте 1 предложение с любым (любыми) словом (словами) на тему урока: алфавит, императив, лингвистика, префикс, флексия, адекватный, авторитет, ассимиляция. (Азбука, повелительное наклонение, лингвистика, приставка, окончание, вполне соответствующий, общее уважение, уподобление.) Вопрос для размышления. Формирование коммуникативной компетентности учащихся. Обучение мини-реплике. Воспитание уважительного и бережного отношения к родному языку. - Всегда ли уместно и необходимо использование в речи слов иноязычного происхождения? (Мини-реплика – не более двух фраз, в которые вложить своё понимание главной мысли.) (После прослушивания 2-3 ответов учащихся ещё раз читаем высказывание П.Мериме о богатстве русского языка и делаем вывод о необходимости требовательного отношения учащихся к собственной речи.) |
Заключительное слово учителя с элементами беседы. Формирование патриотического и эстетического восприятия высказываний о русском языке. Учитель. Сегодня мы говорили о международном значении русского языка, о месте русского языка среди языков народов мира. Но, прежде всего, язык – это средство общения, а потому мы просто обязаны помнить о культуре общения, о том, что «Слово – дело великое…словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти…» - это сказал великий гуманист Л.Н.Толстой. Наверное, уместным будет вспомнить легенду о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, который был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф попросил Эзопа приготовить для гостей самое лучшее, и Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». А в другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчаются и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Задание. Сопоставьте мысли Эзопа с высказыванием Л.Н.Толстого. Учитель. И всё же язык – это огромное богатство, «достояние, переданное нам нашими предшественниками». Именно высказыванием И.С.Тургенева мне и хотелось бы завершить сегодняшний урок. (Открываем вторую запасную доску): «БЕРЕГИТЕ НАШ ЯЗЫК, НАШ ПРЕКРАСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК, ЭТОТ КЛАД, ЭТО ДОСТОЯНИЕ, ПЕРЕДАННОЕ НАМ НАШИМИ ПРЕДШЕСТВЕННИКАМИ». - Как вы думаете, почему я выбрала именно эту цитату? |
Рефлексия |
- Какие выводы вы сделали после урока? - Над чем задумались? | Анализируют, делают выводы. |
Д/з., оценивание |
Выполнить синтаксический разбор предложения (высказывание И.Тургенева). Перспективное домашнее задание: подготовьте индивидуальное сообщение или небольшую компьютерную презентацию об учёных (М.Ломоносов, Ф.Буслаев, В.Даль, В.Виноградов, С.Ожегов и др.), которые внесли свой вклад в развитие науки о языке. (По одному выступлению на уроке в течение месяца) | Запись в дневник. |