СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект родительского собрания Тема: Плохие оценки: беда или вина. Что делать, если ребёнок не хочет учиться

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка родительского собрания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания Тема: Плохие оценки: беда или вина. Что делать, если ребёнок не хочет учиться»

Конспект родительского собрания

Тема: Плохие оценки: беда или вина. Что делать, если ребёнок не хочет учиться

Класс: 3

Цель: Педагогическое просвещение родителей по проблеме мотивирования обучающихся к учебной деятельности и выявление причин отсутствия у них мотивации к учебной деятельности.

Задачи:

- привлечь внимание родителей к проблеме воспитания у обучающихся интереса к знаниям;

- выявить представление родителей об организации учебной работы обучающихся дома.

- дать рекомендации родителям о том, как формировать у обучающихся навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;

- показать важность и необходимость решения данной проблемы;

- способствовать формированию доброжелательных отношений между родителями;

- выработать рекомендации по мотивации обучающихся к учебной деятельности.

Форма: деловая игра.

Оборудование: ПК, презентация, памятка, папки с заданиями.

Список используемой литературы:

  1. Бурцев, К.Л. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия / К.Л. Бурцев — М.: Просвещение, 1996.

  2. Виноградова, Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. (УМК «Начальная школа XXI века»). // Начальная школа. – 2006 - №15. – с. 4-5.

  3. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития школьников // Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студентовпед.ин-тов / Л.С. Выготский, Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. - с.377-383.

  4. Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. [Текст] Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. – М.: Академия, 2005. – 176с.

Подготовительная работа:

- подготовка приглашений для родителей;

- проведение предварительного анкетирования родителей;

- разработка сценария родительского собрания;

- оформление кабинета для проведения родительского собрания;

- подготовка памятки для родителей.

Ход собрания

  1. Организационный момент (3 мин.)

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше собрание пройдёт в форме деловой игра. Для начала, я бы хотела провести с вами психологическую разминку. Для этого вам нужно поменяться друг с другом местами в связи с теми или иными причинами. Давайте попробуем. Поменяйтесь местами те, кто любит своих детей; кто получал в школе плохие отметки; кто считает, что в таких случаях нужна требовательность со стороны родителей.

- Теперь, узнав друг друга получше, мы можем разделиться на команды, называя по очереди слова: «дети», «родители», «учителя». Именно эти роли вы будете исполнять на сегодняшней деловой игре.

  1. Сообщение темы и цели урока (5 мин.)

- В начале собрания я предлагала вам поменяться местами по тем или иным озвученным причинам. С чем были связаны эти причины? (С плохими оценками.)

  1. Проведение тренинга (40 мин.)

- Верно. Давайте познакомимся поближе с понятиями «отметка» и «оценка». Как вы думаете, что такое отметка? (Отметка – обозначение оценки знаний обучающихся (цифровая).

- Что такое оценка? (Оценка – мнение о качествах, достоинствах, знаниях ученика (словесная) (Слайд 2)

- Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет главную роль в жизни ваших детей и семьи в целом.

- Ранее вам было предложено пройти анонимное анкетирование об отношениях к отметкам. Вот что показывает анализ анкет. (Слайд 3)

- Откройте папки на ваших столах. Давайте вместе попробуем выполнить первое задание. Вам нужно письменно ответить на вопрос: «Задачи родительского собрания?». Не забывайте, что при ответе вам стоит придерживаться своей роли. (Поделимся причинами получения плохих отметок; выработаем методику мотивирования детей на учебную деятельность с положительными результатами; научимся правильно реагировать на плохие отметки своих детей.)

- Не могу с вами не согласится! Вы правильно сформулировали наши задачи и не отошли от своих ролей. Давайте двигаться дальше. Посмотрите на следующее задание в ваших папках. Каждой команде нужно ответить на индивидуальные вопросы. На выполнения этого задания даётся 5 минут. (Родители выполняют задание по командам.)

- Давайте послушаем какие вопросы были у первой команды «Дети» и как они их решили. («Дети» озвучивают ответы на вопросы.)

- Очень интересное предположение. Есть ли у остальных команд вопросы к озвученным ответам или комментарии? (Родители делаться своим мнением, дискутируют между собой и с классным руководителем.)

- Сейчас я бы хотела вам показать причины получения плохих оценок, по мнению одного из обучающихся нашего класса. (Слайд 5)

- Давайте послушаем, какие вопросы были у второй команды «Родители» и как они их решили. («Родители» озвучивают ответы на вопросы.)

- Вы так хорошо ответили на эти вопросы, что мне и добавить нечего. А что же думают остальные команды? (Родители делаться своим мнением, дискутируют между собой и с классным руководителем.)

- Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.

- Давайте послушаем какие вопросы были у «Учителей» и как они их решили. («Учителя» озвучивают ответы на вопросы.)

- С точки зрения педагогики, ваши ответы сформулированы верно. А что думают другие команды? (Родители делаться своим мнением, дискутируют между собой и с классным руководителем.)

- Один известный педагог писал: «Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения». Оценивание, отметка оказывают огромное воздействие на ученика.

- Главным недостатком существующей системы оценок и отметок является (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

- Социально – психологическая служба проводила недавно опрос среди обучающихся начальных классов. Цель анкетирования: определить, насколько дети видят разницу между оценкой и отметкой. Результаты анкетирования показал: большинство обучающихся (72,4%) не видят разницу между этими понятиями, но подчеркивают их важность для человека.

- Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому, что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими.

- Посмотрите в свои папки. Там вас уже ждёт следующее задание. Ваша задача проанализируйте педагогические ситуации с точки зрения исполняемой роли. На это задание отводится 5 минут. (Родители анализируют ситуации по командам.)

- Какие ситуации попались «Родителям»? Как вы к ним относитесь? Что в таком случае предпримите? («Родители» анализируют ситуации. Остальные группы слушают и комментируют по мере необходимости.)

- Довольно интересно разбирать те или иные ситуации и быть к ним готовыми. Вы отлично справились с этим заданием!

- Какие ситуации попались «Учителям»? Как вы к ним относитесь? Что в таком случае предпримите? («Учителя» анализируют ситуации. Остальные группы слушают и комментируют по мере необходимости.)

- Интересно, а какие ситуации попались «Детям»? Как вы к ним относитесь? Что в таком случае предпримите? («Дети» анализируют ситуации. Остальные группы слушают и комментируют по мере необходимости.)

- Все мы когда-то были детьми и получали отметки. Посмотрите на слайд. Перед вами две картины. Узнали их? (Картина «Опять двойка» Фёдора Решетникова и «Опять пятерка» Николая Заболотского.) С точки зрения своих ролей опишите происходящее на любой из картин. На это задание даётся также 5 минут. (Слайд 6)

- Какую картину выбрала команда «Дети»? Почему вы выбрали именно эту картину? Что по-вашему здесь происходит? Что чувствуют герои картин? Что произойдёт дальше?

- Какую картину выбрали «Родители»? Почему вы выбрали именно эту картину? Какие эмоции испытывают герои данной картины? Что произойдёт потом? Почему картина нарисована в таких оттенках?

- Какую картину выбрали «Учителя»? Почему вы выбрали именно эту картину? Что на ней происходит? Чем её демонстрация может быть полезна для детей? Чтобы вы сделали, на месте героев этой картины?

- Я бы хотела зачитать вам описание картины «Опять двойка» со слов детей: «В квартиру из школы зашёл мальчик с опущенной головой. Его собака, которая очень любила хозяина, бросилась к нему, пытаясь развеселить хозяина. Но мальчик не смотрел на собаку, он только думал: «За что, за что мне двойка». Пионерка, младший брат и мать, глядя на эту картину, обо всем догадались. Вздохнув, мать покачала головой и подумала: Что – то с отметками не так». Мальчик, с поникшей головой всё продолжал думать об ужасной отметке. Ему было жалко, что его дневник пачкают плохими отметками. Старшая сестра отвлеклась от домашнего задания, собака по-прежнему верила, что она своим лаем сможет осушить слёзы, которые пробивались сквозь пушистые ресницы. Не снимая пальто, несчастный ребёнок стоял перед всеми в обиде и горе. Была абсолютная тишина, лишь вздохи мамы, всхлипы мальчугана и тиканье старого маятника слышались вокруг».

- Отличается ли ваше восприятие картины от восприятие её детьми? В чём?

  1. Подведение итогов (5 мин.)

- Уважаемые родители! Какой же вывод можно сделать, подводя итоги этого собрания? И «двоечникам», и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. О том, как это дозировать мы можем узнать со слайда. (Слайд 7)

- Так же я предлагаю вам взять с собой своего рода памятку и внимательно ознакомиться с ней дома.

  1. Принятие решения родительского собрания (5 мин.)

- Дозировать похвалу и наказание за плохие отметки и совместно с детьми выявлять их причину.

- Помогать своему ребёнку в учебной деятельности.

- Изучить и использовать информации из памятки.

  1. Рефлексия (3 мин.)

- А теперь я вас попрошу высказать свое мнение о нашем сегодняшнем мероприятии. Предлагаю вам 3 вопроса к сути:

Я узнал, что…

Новым для меня стало то, …

Я убедился, что…

Меня не смогли убедить в том, что…

Я категорически против того, что…(Слайд 8)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание папок

«Дети»

Причины получения плохих отметку?

Что делать если получил плохую отметку?





Дети сами хотят отметок?



Проанализируйте ситуации с точки зрения исполняемой роли.

  1. Ребёнок пишет плохо, неаккуратно, из-за этого получает плохие отметки.

  2. Ребёнок прячет дневник от родителей.


«Родители»

Что нужно, чтобы ребёнок не приносил плохих отметок?

Как следует реагировать родителям на отрицательные и положительные отметки детей?





Как заинтересовать ребенка в получении высоких отметок?



Проанализируйте ситуации с точки зрения исполняемой роли.

  1. Ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и ждёт родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.

  2. Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполнение задания плохой отметкой.


«Учителя»

Что может сделать учитель для улучшения отметок обучающихся?

Кто виноват в отсутствие у обучающихся мотивации к учебной деятельности?





Стимулирует ли оценка знания учеников?



Проанализируйте ситуации с точки зрения исполняемой роли.

  1. Ребёнок получил плохую отметку, а говорит родителям, что получил отличную. Это повторяется довольно часто.

  2. Ребёнок обвиняет учителя в том, что он не справедлив к оценке его знаний


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей

Анонимная анкета для родителей

Вопросы

Ответы

Часто ли ваш ребёнок приносит плохие отметки?


Какова ваша реакция на плохие отметки у ребёнка?


Помогаете ли вы своему ребёнку с уроками?


Занимается ли ваш ребёнок познавательной деятельностью помимо заданной в школе?


Отметьте, пожалуйста, фразы, которые вы чаще всего используете со своим ребёнком, анализируя его учение:

  1. Что ты сегодня получил?

  2. Ничего, не расстраивайся, у нас есть ещё время всё исправить.

  3. Я так и знала. И в кого ты такой уродился?

  4. Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

  5. Ты ведь умница! И в следующий раз учительница в этом убедиться.

  6. Сколько можно тебе это объяснять?

  7. Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь всё сделать самостоятельно?

  8. Кто – то ещё получил отметку лучше, чем ты?

  9. Садись и учи ещё раз, а я потом проверю!

  10. Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.

  11. Знаешь, когда я была маленькой, мне тоже этот материал давался с трудом.

  12. Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, это нам поможет.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Памятка для родителей

Памятка для родителей

Рекомендации родителям, у кого дети уже получали или могут получить двойки.

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой математике и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам!

Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «Ты дурак!» или «Ты не знаешь русский язык!».

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.

Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда.

Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!