Занятие. «Семья – начало всех начал».
Цель: 1. Формирование нравственной позиции по отношению к семье.
Развитие положительных эмоций и чувств, связанных с семьей.
Обучение коммуникативным отношениям со сверстниками.
План проведения занятия:
1.Вступление.
2. Сегодняшнее занятие посвящено семье. Слова «отчий дом» и «семья» неразделимы. Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как Вы думаете, почему слово «семья» состоит из семи «я»?
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя…?
-«Я, я, я» - Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
3. «Разведение очага»:
А сейчас закройте глаза и попытайтесь, пожалуйста, представить чистый, уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов. Поднимаемся по ступенькам резного крылечка и попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе. Осмотритесь кругом, каждый из вас увидит в доме что-то свое. Откройте глаза. Вам понравился дом? Чем? (опрос участников).
А теперь разведем очаг и согреем наш дом. (включается искусственный костер, на поленьях надписи.) У нас есть дрова, их нужно положить в камин и развести огонь. Девочки поочередно выходят и зачитывают надпись на дровах. Все вместе обсуждают на ком лежит эта обязанность.
Надписи на поленьях:
1.Стирать.
2.Приготовить обед.
3.Мыть обувь.
4.Ухаживать за домашними животными.
5.Готовить завтрак.
6.Пылесосить в доме.
7.Готовить ужин.
8.Поливать комнатные растения.
9.Заниматься с младшими детьми.
10.Вынести мусор.
11.Подоить корову.
12.Сходить в магазин.
13. Прополоть грядку.
14.Отнести бабушке продукты.
15.Вымыть посуду.
16.Вымыть полы.
17.Вскопать грядки.
В камин положены все дрова.
«Весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом. Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в семье. Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония. Там, где все заботы лежат на плечах женщины, там царит раздражение, непонимание, разрыв в отношениях.»
4.Упражнение «Придумай прилагательное к слову «Семья».
Команда «С» - счастливая, славная, спортивная и т. д.
Команда «Е» - единая, единственная, единомыслящая и т. д.
Команда «М» - маленькая, милая, мечтательная, многодетная и т. д.
Команда «Я» - яркая, ясная, языковедческая и т. д.
5. В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить:
- в гостях хорошо, а дома лучше.
- дом вести, не бородой трясти.
- без хозяина дом сирота.
- дом невелик, да лежать не велит.
- дом построить-не шапку на голову надеть.
- домой придешь – хлеб-соль найдешь.
- домом жить – обо всем тужить.
- не красна изба углами, а красна пирогами.
(Тихо начинает звучать начало песни «Погода в доме».)
- в семье разлад, так и дому не рад.
- семья без детей, что цветок без запаха.
- согласную семью и горе не берет.
- не нужен клад, когда в доме лад.
Упражнение «Сильная семья»
В каждой семье ее члены связаны друг с другом, все вступают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. Данное упражнение помогает представить отношения в семье. Для работы надо приготовить отрезок веревки длиной один метр для каждого участника, а также моток веревки и ножницы для каждой «семьи».
Участники обвязываются вокруг пояса короткой веревкой. После этого «семьи» становятся в круги на расстоянии вытянутой руки друг от друга, и каждый привязывает к веревке на поясе концы отрезанных от мотка длинных веревок так, чтобы быть связанным с каждым членом семьи. Не должно остаться ни одного свободного конца. (Для семьи из трех человек достаточно трех веревок, для четырех человек их понадобится шесть, для пяти - десять.)
Это не значит, что вы каждый день ходите на привязи, но вы ощущаете эти незримые семейные связи. Представьте себе какую-то повседневную ситуацию и начните действовать. Например, мама и папа хотят подойти друг к другу и обняться или сын хочет поиграть в свои игрушки.
Насколько вы чувствовали себя связанными с другими? Что «семье» удалось сделать, где при этом находился каждый? Где возникла напряженность? Что вы можете сделать для того, чтобы ее ослабить?
Эти веревки можно рассматривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную жизнь.
Упражнение «Моя история»
Для работы нужны крупные листы бумаги и цветные карандаши или фломастеры.
Каждый участник делит лист на две половины и рисует два семейных воспоминания — счастливое и несчастливое. Два события на одном листе отражают тот факт, что и позитивные, и негативные явления происходят внутри одной и той же семьи. Когда все закончат рисовать, каждый участник по очереди демонстрирует группе свой рисунок и комментирует изображенные события.
6.Не всегда все благополучно в семье, бывает набегают и тучи.
Как вы думаете, что является причиной непогоды в семье?
Какие черты вашего характера могут вызвать непогоду в семье?
А теперь разгоним тучи над нашим домом: участники снимают тучи и читают надписи на них: лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость.
Вот уже и засияло солнышко над нашим домом (прикрепляется солнышко).
Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме во многом зависит от вас самих и вашего поведения. Звучит стихотворение «Семья»:
На Руси это издавна чтимо,
Это в нашей наверно крови,
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, скитаньях, любви.
Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исповедь вспоминалась:
Мы не просто вдвоем, мы – семья.
Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь пред сыновним лицом,
Повторить с материнскою силой:
«Посоветуйся, сын, с отцом».
Чтоб все страхи снося в одиночку,
Говорила, измаясь в конец:
«Обними –ка отца, слышь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец».
И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня к примеру сидят.
Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом,
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.
7. Как изменилось у вас настроение? Что у вас на душе? Что больше всего понравилось и запомнилось из нашей встречи?
Хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами,
чтобы ваша будущая семья была крепкой и радостной, а дом – крепким и надежным.
8.Конкурс рисунков «Моя будущая семья».
9.Обратная связь.