Конспект подгруппового логопедического занятия
«Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»
Цель занятия: автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах;
Коррекционно-развивающие:
развивать артикуляционную моторику;
формировать правильный выдох;
продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
формировать навыки звукового анализа и синтеза;
развивать модуляцию голоса;
развивать логическое мышление.
Коррекционно-воспитательная:
воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование:
индивидуальные зеркала;
карточки для психогимнастики;
картинки для артикуляционной гимнастики;
схема артикуляционного уклада звука [р];
цветочки-вертушки;
кубики с картинками на звук [р];
игрушки: Тигр, Зебра, Жираф;
конверт, коробка, смайлики, шары.
Ход занятия:
Задание 1. Артикуляционная психогимнастика.
Логопед: Здравствуйте дети! Давайте встанем в кружочек и начнем играть. Я покажу вам гномика, а вы изобразите его настроение.
Ру-ру-ру! Мы задумали игру (задумчивое выражение лица)
Ры-ры-ры! Ох, боимся мы жары. (испуганное выражение лица)
Ра-ра-ра! Разве нам страшна жара? (удивляются, пожимают плечами)
Ра-ра-ра! Улыбнемся детвора! (веселое, улыбчивое выражение лица).
Логопед: Ребята, какой звук часто встречался в нашей игре?
Дети: звук [Р].
Логопед: К нам в гости пришел Тигр. Звук [Р] – любимый его звук. Он зовет нас отправиться с ним в путешествие и познакомится с его друзьями, но не забывайте, что при этом нужно постоянно следить за правильным произнесением звука [Р].
Задание 2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Прежде чем отправится в путешествие, давайте присядем за столы и вместе с Тигром выполним гимнастику для язычка.
Логопед показывает картинки, на которых изображено необходимое упражнение, а дети выполняют (самоконтроль при помощи маленьких зеркал).
Лошадка – грибок – гармошка – маляр – мотор.
Задание 3. Упражнения на развитие дыхания.
Логопед: Отправляемся в путешествие. Посмотрите, это же подруга Тигра – зебра. Ребята, она принесла с собой цветочки-вертушки. Давайте подуем на них!
Дети: дуют на цветочки-вертушки.
Задание 4. Уточнение правильной артикуляции звука [Р].
Игра: «Ой, забыл!»
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять, разучился тигр рычать. Нужно тигра выручать и рычанью обучать.
Ребята, давайте вспомним правильную артикуляцию звука [Р]. При произнесении звука [Р] губы полураскрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит.
Логопед: Скажите, а звук [Р] какой? Согласный или гласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Глухой или звонкий?
Дети: Звонкий.
Логопед: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Логопед: Молодцы, ребята.
Задание 5. Произнесение изолированного [Р].
Логопед: Давайте вместе с Тигром потренируемся произносить звук Р громко и тихо.
Игра: «Большой-маленький Тигр».
Логопед: давайте порычим, как Тигр – громко:
Дети: «Р-Р-Р-Р-Р»;
Логопед: а теперь как маленькие тигрята – тихо:
Дети: «р-р-р-р-р».
Задание 6. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Ребята, Тигр очень рад, что вы помогли ему вспомнить как рычать. Он предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук [Р]». Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [Р].
Рама, мама, лама, Рома, козы, тучка, рыба, родина, руки, лук, оса, Тамара, дом.
Задание 7. Автоматизация звука [р] в слогах.
Логопед: Отправляемся дальше. Тигр весело шагал, тигр слоги называл. Давайте поупражняемся вместе с Тигром:
Дети: Повторяют слоги.
Задание 8. Физминутка «Жираф».
Логопед: Ребята, посмотрите, нам повстречался еще один друг Тигра – Жираф. Он хочет с нами немного поиграть. Поиграем с ним?
Дети: да!
Игра: У жирафов пятна, пятна… (под музыку).
Логопед: Молодцы! Посмотрите, пока мы играли с жирафом, Тигр принес нам коробку.
Задание 9. Закрепление произношения звука [Р] в словах.
Логопед: читает что написано на коробке.
Вы в коробку загляните
И сокровища ищите,
Их оттуда доставайте,
И предметы, называйте.
Логопед: Так давайте же скорей посмотрим, что находится в ней.
Дети: по очереди вытаскивают из коробки кубики, с изображениями. Называют их: расческа, грузовик, фломастер, забор, рыбка, морковь.
Логопед: Посмотрите, в коробке еще письмо. Это письмо от друзей Тигра:
За старанья и труды
Подарим вам шары!
Шарики дома надувайте,
И дыханье развивайте!
Задание 10. Развитие навыка звукового анализа и синтеза.
Логопед: Ребята, вот и пора нам отправляться домой. А обратно мы с вами поедем на поезде. Но чтобы поезд поехал, необходимо заполнить все вагоны. Для этого нужно распределить наши кубики по своим вагонам. В первый вагон отправляем кубики, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во второй – звук [Р] стоит в середине слова, а в третий – звук [Р] – в конце слова.
Дети: в слове расческа звук [Р] стоит в начале слова и т.д.
Рефлексия.
Логопед: Вот мы и вернулись обратно. Ребята, подойдите к столику и выберите смайлик настроения. Почему вы выбрали этот смайлик? Какие задания вам понравились, а какие вызвали трудности?
Вы все сегодня очень старались. Молодцы!