СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме: "Плоская шкала налогов"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Но в 2001 году правительство сделало «ход конем», и налоговая шкала в России стала «плоской»: заработай хоть тысячу, хоть миллиард, уплатить государству придется только 13 процентов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме: "Плоская шкала налогов"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»





Конспект на тему:

«2. Плоская шкала налогов»










Выполнил:

Преподаватель по истории и обществознании

Чжен Владимир Сергеевич





Электросталь – 2020 год.



Вплоть до недавнего времени подоходный налог в России рассчитывался по «прогрессивной» шкале. То есть если гражданин зарабатывал не больше 12 тысяч рублей в год, из его зарплаты удерживали 12 процентов. Но стоило получить хоть на рубль больше, тут же включался счетчик: плюс 20, 30 и даже 35 процентов - все зависело от реальных размеров зарплаты.

Понятное дело, добровольно отдавать такие деньжищи желающих было мало. Обмануть государство, которое само нас не раз надувало, своим долгом считал чуть ли не каждый.

Но в 2001 году правительство сделало «ход конем», и налоговая шкала в России стала «плоской»: заработай хоть тысячу, хоть миллиард, уплатить государству придется только 13 процентов.

Плоская налоговая шкала - предмет особой гордости правительства. Министры-реформаторы до сих пор не упускают удобного случая себя похвалить: мол, российский подоходный налог - самый низкий в Европе (хотя, к примеру, на Украине он точно такой же, как и у нас). Но больше всего правительство гордится тем, что налоговая реформа позволила вывести из тени зарплаты. Когда налог низкий и одинаковый для всех - прятаться от него ни к чему. На радость правительству, налоговики стали рапортовать о росте налоговых поступлений. В 2001 году собираемость подоходного налога выросла на 46,7 процента, в 2002-м - на 39,7.

Зарплаты остались в тени


Независимые экономисты утверждают, что ощутимых плодов реформа не принесла. Эффект от нововведения закончился, едва начавшись. Уже в 2003 году доходы населения выросли на 28,2 процента, а собираемость подоходного налога - только на 27,2.


- Судя по цифрам, налоговые органы дополнительно ничего не извлекают, - заявила «КП» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана ДМИТРИЕВА. - Рост собираемости подоходного налога, о котором они рапортуют, идет за счет общего роста экономики и доходов населения. А от трети до половины зарплат, выплачиваемых в стране, как были, так и остались в тени. Вообще, на мой взгляд, особой необходимости вводить единую для всех ставку налога не было.


Деньги - к деньгам:


Тем временем разница в доходах богатых и бедных россиян только увеличивается. Самым обеспеченным гражданам достается треть всех доходов и лишь 2 процента - самым бедным.


- Ничего удивительного здесь нет, - говорит ведущий экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Ирина ДЕНИСОВА. - Обеспеченные граждане работают в частных компаниях. Экономика развивается, соответственно, и зарплаты в производственных отраслях растут. Плюс дивиденды по акциям, финансовые операции. А бедные живут на пенсии и пособия. Они тоже увеличиваются, но едва успевают за инфляцией.


В большинстве европейских стран разрыв между богатыми и бедными как раз и сглаживают с помощью налогов.


- Это важнейший и самый действенный механизм перераспределения доходов, - продолжает Ирина Денисова. - Налоги взимают с богатых и выплачивают пособия бедным. В Швеции, к примеру, минимальная ставка налога на доходы около 30 процентов, а максимальная - все 50. Зато и пособия с нашими не сравнить. В России налоги подпитывают казну, а перераспределительная функция практически не работает.


Раскулачивать нужно правительство, а не богатых


Однако идею увеличить подоходный налог для обеспеченных россиян аналитики, опрошенные «КП», не поддержали.


- Во-первых, единая ставка была введена всего 4 года назад, - напоминает Ирина Денисова. - Нельзя менять налоговое законодательство так часто. Во-вторых, это будет удар по тем гражданам и работодателям, которые откликнулись на инициативу правительства и вывели зарплаты из тени. В-третьих, есть другой способ восстановить социальную справедливость - налог на имущество.


Зарплату можно спрятать, доходы - оформить на подставное лицо, «провернуть» деньги через оффшор или заграничный банк. А дом, машину, яхту не спрячешь.


- У нас налог на имущество символический, - говорит Ирина Денисова. - Народ пугают страшилками: мол, есть у тебя одна несчастная квартира - будешь раскошеливаться за нее по полной. На мой взгляд, это лоббистские штучки. В европейских странах налог на имущество дифференцирован: владельцы единственного жилья платят меньше, хозяева нескольких домов, вилл и яхт - больше. Такая система могла бы быть действенной и у нас.


А депутат Оксана Дмитриева считает, что ставки налогов нужно оставить в покое. И раскошеливать не богатых, а государство.


- В бюджете страны огромный профицит, - говорит Дмитриева, - то есть государство и без всякого изменения налоговых ставок собирает налогов в достатке, но перераспределить их в пользу бедных не хочет.


СПРАВКА «КП»:


В прошлом году граждане уплатили в казну 574,5 миллиарда рублей, за первую половину 2005 года - 304,5 миллиарда. Треть поступлений от подоходного налога идет в местные бюджеты, две трети - в региональные. Подоходный налог - третий по объему поступлений в бюджет после налогов на прибыль и НДС.


А В ЭТО ВРЕМЯ:


Где платить налог: по месту жительства или работы


Подоходный налог из нашей зарплаты удерживают по месту работы. И поступает он не туда, где живет человек, а в бюджет города, в котором находится его предприятие. Так что качество жизни многих россиян никак не зависит от того, сколько они уплатили налогов. Потому что на уплаченные ими налоги действительно строят школы и поликлиники, ремонтируют дороги, но не там, где живет налогоплательщик, а там, где он работает.


Так, около 750 тысяч жителей Подмосковья ежедневно отправляются на работу в столицу. Москвичи тоже едут на работу в область, но значительно меньше. И, по подсчетам депутатов Московской областной думы, правильное распределение налогов принесло бы бюджету области дополнительно 10 миллиардов рублей. Та же проблема актуальна для Ленинградской области, других городов и районов, соседствующих с крупными промышленными центрами.


В преддверии муниципальной реформы губернаторы начали атаку на Минфин: налог нужно делить правильно! Вообще эта идея обсуждается с 2003 года, и все это время в Минфине отнекивались: зачислять налоги по месту жительства граждан технически очень сложно. Это заставит предприятия следить за сменой места жительства своих работников и перечислять деньги не в одну, а в несколько налоговых инспекций. В зависимости от количества сотрудников компаниям придется каждый месяц оформлять десятки или даже сотни платежек вместо одной.


Но губернаторы тоже не уступают. В июне этого года Ленинградская, Московская, Тверская области подписали соглашение о сотрудничестве. Они готовы провести эксперимент по «правильному» зачислению налогов. Правда, новаторам понадобится время, чтобы разработать конкретный механизм. А до тех пор гражданам в ответ на все жалобы придется слышать от муниципальных властей: «Денег нет».


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!