СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме "классификация трудных подростков"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "классификация трудных подростков"»

Конспект по книге "Социальная педагогика" Васильковых Ю.В. и Т.А.
Классификация трудных подростков

Отклонения в поведении подростка

Отклонения в поведении подростка — это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат — реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя.

Интересны результаты исследования Н.Вайзмана об особенностях поведения трудных подростов.
К первой группе он относит «психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отставали от сверстников». Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны.
Ко второй группе Вайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.
В третьей группе подростков «преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков». Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.

Это характеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности. Но существуют подростки, нарушения, точнее, отклонения в поведении которых является результатом аномалии развития организма.

Обратимся снова к исследованию Н.Вайзмана. Он пишет, что у подростков с остаточной органической патологией снижена работоспособность, неустойчивое внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором.

Отклонения, опасные для жизни, выплескиваются в попытку самоубийства, подростки бросают учебу, не задумываясь о своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья; опасными для юноши и девушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в по- ведении.

Трудновоспитуемые

До революции и в педагогической литературе, и в педагогической практике уделялось известное место той категории детей, которых прежде называли малолетними преступниками и которые воспитывались в особых воспитательно-исправительных учреждениях, направляясь туда по приговору суда. Что же касается до трудновоспитуемых, то о них почти ничего не говорилось, и, разумеется, не оттого, что трудновоспитуемых прежде не было.
Ныне тяжелые условия переживаемой нами эпохи дали очень большой процент всякого рода дефективных детей, и трудновоспитуемых в частности.
Для трудновоспитуемых нужны учреждения особого типа — таково решение этого вопроса. Вопрос заключается в том, какого типа должны быть эти учреждения, такого ли, как для морально дефективных детей, или здесь необходим совсем иной, особый тип воспитания и обучения.

...Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какой-либо дефекта в частности, а наоборот — по причине сложности и богатства своей натуры...: сильные и талантливые натуры развиваются зачастую очень бурно, а с другой стороны — умеренность и аккуратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении.

Нет, трудновоспитуемость не всегда означает дефективность...

Вместо термина «трудновоспитуемость», принимаемого в широком смысле этого слова, мы будем употреблять выражение «уклонение от нормы». Но уклонения могут быть следующего вида: вниз от нормы, вверх от нормы и, если так можно выразиться, в сторону от нормы. Эти три вида уклонения мы условимся называть: 1. субнормность, или дефективность; 2. супранормность, или повышенная одаренность натуры; 3. денормность, или уклонение от нормы в узком смысле этого слова. По своему происхождению всякое уклонение от нормы может быть двояким: 1. экзогенным, когда оно происходит под влиянием внешней обстановки и идет от периферии психики к ее ядру; 2. эндогенным, когда оно является результатом какой-нибудь органической особенности душевной или нервной природы человека. И вот, рассматривая с этой точки зрения различные типы уклонения от нормы, мы можем отметить следующие типы характеров, из которых каждый требует особого к себе подхода, особого типа воспитания и соответственно с этим особого типа учебно-воспитательного учреждения. 1. Представим себе ребенка вполне здорового в духовном отношении, не уклоняющегося в отношении одаренности ни вверх, ни вниз от нормы, потенциально, так сказать, вполне нормального ребенка школьного возраста и предположим, что внешние условия оказали неблагоприятные влияние на его развитие: мы будем тогда иметь случай экзо- генной деформации духовной личности ребенка, где могут быть следующие две возможности. а) Деформация сравнительно поверхностная, не успевшая исказить и изуродовать устоев духовной личности ребенка, т.е. мы берем типичный случай — мальчик благодаря тяжелым условиям переживаемой нами эпохи оторвался от семьи, попал на улицу, стал поворовывать, перестал ходить в школу, привык бродяжничать, просветился в сексуальном отношении, исхулиганился, но все это так, что здоровое ядро его личности осталось все-таки нетронутым, что вся порча отразилась на периферии его характера, не создав еще устойчивых соединений и прочных дурных привычек.

...Для такого мальчика нужна школа-интернат особого типа, переходного между учреждением для дефективных и нормальной школой, нужна лишь здоровая трудовая атмосфера, хорошая дисциплина, хорошая выправка ума и воли — в такой атмосфере здоровая по существу натура мальчика скоро сама потянется к осмысленному труду и постепенно забудет все скверные привычки; общество же дефективных замедлит этот процесс самооздоровления, самолечения психики и даже исказит его.

Берем второй случай — вполне здоровый и нормальный в нервно-психическом отношении мальчик с экзогенной деформацией психики, но настолько глубокой и упорной, что она отразилась не толь- ко на периферии психики, но и на здоровом ее ядре, сообщив ей дефективные привычки и наклонности — мальчик ворует, привык уже к воровству и видит в нем наиболее удобный способ существования; он привык к бродяжничеству, сделался неисправимым бегуном не из-за какой-нибудь болезненной страсти, а просто потому, что вне детского дома он всегда умеет устроиться с большим для себя удобствами, промышляя всякими видами уличного промысла — от мелкой торговли до воровства включительно...

..Таких ребят следует признать морально субнормальными, надолго изолировать в особых воспитательно-исправительных учреждениях для правонарушителей и продержать там достаточно продолжительное время.

После продолжительного периода перевоспитания такие ребята могут совершенно исправиться и, получив необходимые для жизни честным трудом знания, могут стать полезными членами общества...

Перейдем к видам уклонения от нормы эндогенного происхождения. Здесь мы будем иметь дело с проявлениями болезненной конституции психики, на которой чрезвычайно тяжело отразилась пережитая эпоха войны и революции, с тяжелой наследственностью, с различны- ми органическими дефектами нервной системы и психики. Мы ограничимся рассмотрением уклонений от нормы, когда оно не требует специального лечебного режима.
Сюда войдут всякого рода психоневротики, истерики, неврастеники, дети с разного рода дефектами в области эмоциональной и воле- вой, дать общую характеристику которых очень затруднительно ввиду удивительного разнообразия форм уклонения от нормы. Одним из наиболее характерных признаков в данном случае будет общая неустойчивость психики, плохая ее сопротивляемость вредным влияниям, повышенная эмоциональная возбудимость, слабость задерживающих центров и сильная наклонность ко всякого рода душевным вывертам.

Переходим теперь к супранормным детям, т.е. одаренным выше нормы, мы должны указать, что... человеческая психика настолько богата и разнообразна, что часто выдающиеся люди оказываются таковыми только потому, что вся энергия их психики сосредоточилась в одной какой-нибудь из ее сторон, придав ей удивительное богатство и силу, но с другой стороны обеднив до дефективности другие стороны души. И вот судьба такого человека зависит иногда от простой случайности: если внешние условия жизни сложатся так, что такому человеку удастся пустить в ход сильную и богатую сторону своей психики, все будут считать его выдающимся человеком и он действительно станет таким; слежаться внешние условия неудачно — и перед нами будет типичный неудачник, которого все зачислят в разряд дефективных.

Таким образом, под супранормными натурами мы будем разуметь такие характеры, в которых:
а) способность к творческой переработке воспринимаемых материалов хотя бы в виде достаточно высокой работоспособности;
б) повышенной одаренности, хотя бы и односторонней;
в) нормально развитого морального чувства.
При отсутствии работоспособности или морального чувства мы та- кого ребенка, как бы богато одарен он ни был, должны признать дефективным.

Подведем теперь итоги нашему исследованию.
Мы поставили вопрос: что представляют собой трудновоспитуемые, для которых нужны особые учебно-воспитательные учреждения, отличные от учреждений для морально дефективных?
На этот вопрос мы можем ответить так:
а) денормные, как экзогенного, так эндогенного происхождения, в том числе и типа А.Б.;
б) субнормные, за исключением морально дефективных и умствен- но отсталых;
в) супронормные типа Ж.З., И.К., Л.М.;
г) отчасти легкой степени морально дефективные типа Д.Е.
Что же касается остальных видов моральной дефективности, как экзогенной, так и эндогенной (типа В.Г.) и в особенности одаренных, но морально дефективных, то они должны воспитываться особо от трудновоспитуемых.

Учреждения для трудновоспитуемых должны ставить цель: возвращение воспитанников в школу нормального типа и предоставление им возможности продвинуться дальше — вплоть до высшего учебного заведения.
Что же касается отличия таких учреждений от школ и детских домов нормального типа, то внешним отличием здесь является необходимость соединения в одном учреждении и школы, и детского дома — попытки строить детские дома без школы и школы без детских домов дали отрицательные результаты по отношению к трудновоспитуемым.
...Школе для трудновоспитуемых нужны воспитатели с особыми нервами, с особой работоспособностью, с особой складкой характера и с глубокой верой в то, что камень, отвергнутый другими строителями, может лечь в основу дома.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!