1. Организационный этап | Беседа | - Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места. - Проверим готовность к уроку. На ваших партах должны лежать: учебники по русскому языку, пенал и тетрадь. - Откройте тетради и запишите число и классную работу. Сегодня у нас 22 января. -Я рада вновь видеть вас и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения и радость от открытия нового на уроке. Успехов вам и удач! - Легкий или трудный для вас урок русского языка? - Что нужно знать, чтобы писать грамотно? - Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка. | - Приветствуют учителя, садятся. - Записывают число и классная работа. Один ученик диктует по слогам. - Отвечают на вопросы. | Р.: саморегуляция К.: определение способа взаимодействия учителя и учеников | Слайд 1 |
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала | Беседа Объяснение | - Для начала проведём небольшую словарную работу. Учитель включает презентацию. На ней высвечиваются загадки. Например, За стеклом в халатах белых, Заболевшие всегда От врача идут сюда. (учитель выводит на презентацию картинку аптеки) Словарные слова: аптека инженер овца солдат земляника килограмм портрет путешествие троллейбус фантазия шестнадцать экскаватор - А теперь выполните самопроверку и оцените себя. - Критерии оценивания на экране. - Какой раздел русского языка мы начали изучать? - Давайте вспомним всё, что вы знаете об имени прилагательном. -Как вы думаете, все ли тайны имени прилагательного открыли? Сегодня мы продолжим работу над именем прилагательным. -Посмотрите на доску. Что здесь записано? морозн… погода, о морозн… погоде -Из каких частей речи они состоят? -Что можно сказать о существительных в этих словосочетаниях? -Чем они отличаются? -Что вы можете сказать об именах прилагательных? -Определите окончания прилагательных в словосочетаниях. -Почему у имен прилагательных разные окончания? -Какой вопрос возникает? | Записывают слова в строчку чрез запятую. Все орфограммы подчёркивают. -Аптека Дети смотрят на картинку, проверяют правильно ли они отгадали загадку. Записывают слово. - Выполняют самопроверку (по образцу). - Имя прилагательное - Рассказывают об имени прил. - Говорят свои предположения. - Из имени существительного и имени прилагательного. - Они стоят в ж. роде, ед. числе. Они в разных падежах. - Находятся в том же роде и числе, что и имя существительное - Определяют, задавая вопросы. (Погода какая морознАЯ, говорить о какой? погоде о морознОЙ) -Изменяются ли имена прилагательные по падежам? | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П: поиск и выделение необходимой информации | Слайд 2 Слайд 3 |
3. Усвоение новых знаний | Работа с книгой Беседа Беседа | - Проведём небольшое исследование: Работа в группах: Задание: просклонять имя прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. 1 ряд: зимний день 2 ряд: зимнее утро 3 ряд: зимняя погода - Но сначала посмотрите на экран. План исследования - Просклонять имена прилагательные с именами существительными. - Выделить окончания у имён прилагательных. - Сделать вывод. прослушали все 3 группы… - Какой вывод мы можем сделать? - Подтвердите свои наблюдения. Учебник с.11, прочитать правило. -Какая будет тема нашего урока? -Какова цель нашего урока? - 1. Сегодня будем учиться склонять имена прилагательные. 2. Распознавать падеж имён прилагательных. 3. Употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи. -Посмотрите на страницу 10. Как называется таблица? -Прямо как тема нашего урока. Давайте немного с ней поработаем. -У вас на столах лежат карточки, которые нужно заполнить. Выполните задания, пользуясь таблицей. В колонки вам нужно записать только окончания. Часть задания на карточке. Падежи | М.р. | Ср.р. | Ж.р. | И.п. | | | | Р.п. | | | | Д.п. | | | | В.п. | | | | Т.п. | | | | П.п. | | | | -Давайте проверим, что у нас получилось. -Эту таблицу вам нужно приклеить к себе в тетрадь и сверху написать название «Окончания имён прилагательных в единственном числе». - Зачем нужно изучать склонение имён прилагательных? - Где можно применить полученные знания? - А давайте составим алгоритм, как определить падеж у имени прилагательного. - Можно ли определить падеж по окончанию? -Что нужно сделать, чтобы определить падеж у имен прилагательных. - Итак, давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных. Лексическая работа: - Давайте вспомним, а что такое алгоритм, на каком уроке вам встречалось это понятие? Алгоритм - точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи. -Какие шаги мы должны сделать, чтобы определить падеж прилагательного? - Что мы делаем сначала, когда видим перед собой, например, словосочетание, как мы делали работу по рядам. - После того, как мы нашли, дальше… - И наконец-то, после того, как определили падеж существительного… - Отлично, именно этот алгоритм и будет нашем помощником. (вешаю алгоритм на доску) ФИЗМИНУТКА. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | - Выполняют задание. - Затем один человек с ряда зачитывает, а оставшиеся ряды поднимают сигнальные карточки, если верно – зеленую, неверно – красную. ВЫВОД: • Имена прилагательные изменяются по падежам. • Имя прилагательное находится в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится. - Читают правило в учебнике. - ТЕМА: Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе - Посмотреть, как изменяются имена прилагательные по падежам и научиться это делать самим. - - Составляют алгоритм вместе с учителем. Составление алгоритма: -Пишут название таблицы, приклеивают её к себе в тетрадь. -Чтобы правильно строить свои высказывания и грамотно писать. -Можно. Вспоминают таблицу. -Посмотреть на их окончание или узнать, в каком падеже стоит имя существительное, с которым оно связано. -На уроке математики. 1.Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. 2.Определить падеж имени существительного. 3.По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного. Физминутка | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Р: контроль Р: целепологание Р: планирование П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П: формирование мыслительных операций – анализа, синтеза. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
4. Проверка понимания нового материала | Упражнение Объяснение Упражнение | Интерактивное задание: определить падеж имён прилагательных. - Выбрать ячейку с правильным ответом, кликнуть по ней мышкой. При правильном ответе появляется солнышко, при неверном результате прямоугольник. пушистым снегом прекрасная погода солнечному дню о белой берёзе у яркого цветочка сочную траву о вредной девочке мокрой тряпкой старому человеку - А теперь самостоятельная работа. Возьмите карточку с заданием. - Чего здесь не хватает? - Для чего необходимы имена прилагательные в речи? - Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные, поставьте их в нужный падеж. Спишите предложения, определите падеж имен прилагательных. -А теперь поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, сверяясь с образцом на доске. - Оцените друг друга, критерии оценивания на доске. -Какие знания помогли нам выполнить это задание? - Почему птицам голодно зимой в лесу? -Какую помощь вы можете оказать птицам? | - Дети выходят к доске и объясняют свой ответ. - Остальные дети поднимаю сигнальные карточки до того, как загорается ответ на экране. - Имен прилагательных. - Чтобы сделать речь более яркой. Пришла вьюжная зима. Земля укрыта пушистым снегом. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьном дворе. - Ученики меняются тетрадями, проверяют и оценивают друг друга. -Знание: в каком числе, роде и падеже стоит им.сущ. в таком же роде, числе и падеже стоит им.прил., знание алгоритма «Определение падежа имени прилагательного». -Не хватает еды. - Сделать кормушки, насыпать корм, повесить скворечники. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П: формирование мыслительных операций – анализа, синтеза. П: контроль, взаимооценка. | Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
5. Подведение итогов | Беседа | -Вот и подходит к завершению наш урок. -Как определить, достиг ли каждый из вас цели урока? (высвечивается цель урока на экране) - А кто сможет проговорить алгоритм, которым мы пользовались сегодня на уроке? На ваших столах лежат сигнальные карточки, Поднимите вверх зеленую, если тема сегодняшнего урока вам понятна, поднимите желтую, если вам нужна помощь, поднимите красную, если вы не поняли новую тему. | - Да, так как… - Проговаривают несколько учеников. Выполняют рефлексию. | П: рефлексия | |