СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РУССКИЙ  ЯЗЫК, 4 класс                                                                                                                           

ТЕМА.   Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.

ЦЕЛЬ:  повторять знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу как изменяется глагол; дать представление об изменении глаголов по временам; уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной форме; учить определять время глагола и изменять глагол по временам; развивать умение ставить вопросы к глаголам; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать речь, мышление, воображение, умение делать выводы; воспитывать культуру поведения на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку 4 класс»

РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс

ТЕМА. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.

ЦЕЛЬ: повторять знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу как изменяется глагол; дать представление об изменении глаголов по временам; уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной форме; учить определять время глагола и изменять глагол по временам; развивать умение ставить вопросы к глаголам; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать речь, мышление, воображение, умение делать выводы; воспитывать культуру поведения на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетрадь, наглядность.

ТИП УРОКА: комбинированный

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка готовности рабочего места.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Проверка выполнения упражнения ответственными учащимися.

— Какую часть речи мы начали изучать?(глагол)

- Что такое глагол?

- Что еще вы знаете о глаголе? (изменяется по числам)

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

  1. Каллиграфическая минутка.

- Заполнив пустые клетки таблиц вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании.

Книга

Пенал

Портфолио

Ж

М

?

(Существительное книга – женского рода, существительное пенал – мужского рода, существительное портфолио – среднего рода, значит, вместо знака вопроса должна быть буква С.)

На доске:

Сс

СС

Красивый

Цветок

Растет

П

С

?

(Красивый – прилагательное, цветок – существительное, растет – глагол, значит вместо вопроса должна написана быть буква Г.)

На доске: ГгГгГг

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и выберите самую красивую букву.

  1. Словарный диктант с заданием

— Разберите слова для переноса.

Элект-ри-чест-во, пра-ви-тельст-во, по-мо-гать, она, ка-ран-даш, би-лет, го-во­-рить, де-вят-над-цать, ты,  один-над-цать, сво-бо-да, са-мо-лет, воп-рос. ап-пе-тит, го-реть.

  1. Выполнение задания

— Определите части речи

Физкультминутка (пальчиковая).

- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – играем пальчиками на столе, как на пианино. Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

— Сегодня на уроке мы познакомились с изменением глаголов по временам, а также с глаголами, у которых нельзя определить ни время, ни число; будем учиться применять в речи разные временные формы глаголов.

V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Отгадайте загадку:

Оно и бежит,
Оно и лечит,
Оно и быстротечно,
Оно и бесконечно.

- О чем я говорю? (Это время)

- Время – что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.

- Знаете ли вы пословицы со словом время?

  •  Делу время, потехе – час.

  • Время – не птица, за хвост не поймаешь.

  • Не время сидеть сложа руки.

  • Аппетит приходит во время еды.

  • Время — как воробей: упустишь — не поймаешь.

  • Всему своё время.

- А как вы думаете, что может связывать два понятия ГЛАГОЛ и ВРЕМЯ?

(У глаголов есть время)

- Кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

- Какова тема урока? (Время глагола)

- Сегодня вспомним, какие времена бывают у глаголов. Но сначала…

2. Работа по рисунку

Как и в году у глагола тоже есть свои времена.

- Сколько времен года вы знаете?

А у глагола их три. Скажите какое время года? (весна). А до весны была зима, а после весны придет лето.

Посмотрите на картинки.

- Что дети делали зимой? (катались, играли)

- Что вы делаете сейчас? (пишем, учимся)

- А что вы будете делать летом? (будем купаться, загорать, отдыхать)

3. Работа с учебником. (С. 76, упр. 157 учебника)

4. Упражнение на изменение глаголов по временам.

Выполнение упражнения 158 (С.76. учебника).

Поставьте вопрос к данным глаголам. Можно ли определить их число или время?

Такие глаголы стоят в неопределенной форме.

— Какие формы времени можно образовать от каждого глагола? Образуйте эти формы и запишите.

Физкультминутка.

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Устно. Выполнение упражнения 159 (С. 77 учебника). (фронтально)

— Прочитайте.

Объясните написание выделенных слов.

2 Игра «Глаголы заблудились»

- А теперь работаем в парах.

Приключилась беда. Глаголы услышали музыку физминутки и высыпали на улицу, перепутались. Теперь они не могут найти свои домики.

Поможем глаголам. Расселите глаголы по своим домикам.

Играет, рисовал, напишет, смотрел, будет молчать, бежитговорят, скажет, жевал

Проверка:

- Прочитайте, какие глаголы в какой домик вы заселили. Почему? 

VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1 Каждый из вас получил листочек с текстом. Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и укажите их время.

Текст:

Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из - под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.

Слова для справок: ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.

Проверка:

- Давайте послушаем, какие у вас получились тексты. А правильно ли вы указали время глагола, я проверю сама.

VIII. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Урок приблизился к концу,
Я у вас спросить хочу:
- Над какой темой мы работали?

- В форме какого времени бывают глаголы?

- Как определить время глагола? (По вопросу.)

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени, на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени, на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)

В корзиночках вы найдете смайлики. Они помогут вам оценить свою работу на уроке.

  • Кому все удалось и все было понятно – весёлый.

  • У кого остались вопросы, были ошибки – равнодушный.

  • Кому так и не понятно как определять время глагола, допустили много ошибок - грустный.

Оценивание учащихся.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить упражнение 77 (С. 160 учебника).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!