СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по развитию речи в старшей группе "Знакомство с русской народной сказкой "Лисичка со скалочкой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи в старшей группе "Знакомство с русской народной сказкой "Лисичка со скалочкой"»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

«Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»


Цель: создание условий для формирования у дошкольников интереса к книге и внутренней потребности к чтению художественных произведений.

Задачи:

  • Обучающие

  1. Формировать у дошкольников интерес к книге и внутреннюю потребность к чтению художественных произведений.

  2. Учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.

  • Развивающие

  1. Расширять словарь детей существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами: скалочка, курочка, гусочка.

  2. Развивать коммуникативные навыки через диалогическую и монологическую речь.

  • Воспитательные

  1. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, положительное отношение к русским народным сказкам.

  2. Воспитывать бережное отношение к книге.

Демонстрационный материал: Иллюстрации к сказкам, интерактивная презентация, фигуры-заменители, текст сказки «Лисичка со скалочкой», загадки.

Предварительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о лисе; рассматривание иллюстраций; разучивание стихов, игр.

  • Организационный момент

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, так как в сказках происходят чудеса. Давайте сегодня мы и отправимся в волшебный мир сказок. Вы согласны? (ответы детей)

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка - птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Воспитатель: Вот мы с вами и попали на полянку. Давайте присядем на пенечки. (Дети садятся на пенёчки-стульчики, на магнитной доске картинка полянки)

  • Моделирование

Воспитатель: Перед вами сказочная полянка. Здесь живут герои одной сказки. Но что мы видим? ( На магнитной доске фигуры - заместители: лиса - большой оранжевый круг, курочка - желтый маленький круг, гусочка - белый маленький круг, собака – серый большой круг, девочка - треугольник – туловище и круг – голова)

Воспитатель: Что произошло? Оказывается, Баба-Яга заколдовала всех героев сказок. Как вы думаете, каких сказочных героев заколдовала Баба-яга? (ответы детей)

  • Загадки

Воспитатель: Чтобы их расколдовать нужно, отгадать загадки (воспитатель зачитывает загадки, дети отгадывают и соотносят героя сказки с фигурой-заместителем)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новой сказкой, в которой есть все эти герои. Она называется «Лисичка со скалочкой ».

  • Чтение сказки (воспитатель читает сказку)

  • Физминутка

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулось,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

Ну, красавица – Лиса!


  • Беседа о прочитанном (дети отвечают на вопросы по сказке)

- Дети, эта история о лисичке могла быть на самом деле или это выдумка?

- Почему вы думаете, что выдумка? (выслушивает ответы) (В жизни лиса не разговаривает.)

- Это сказка, а в сказках всё может случаться, потому что сказка – это необыкновенная история.

- Какая лисичка в этой сказке? Как её можно назвать? (выслушивает ответы) (обманщица, хитрая, коварная).

- Что значит слово “плутовка”. Как вы его понимаете? (выслушивает ответы)

- А с чего всё началось? (выслушивает ответы)

- Как каждый раз лисичка обманывала хозяев? (выслушивает ответы)


Воспитатель: Вы послушали сказку «Лисичка со скалочкой». Вам понравилась эта сказка? Ребята посмотрите что я нашла в книге. Здесь какое-то письмо (воспитатель зачитывает письмо)

«Здравствуйте, ребятки! Пишет вам лисичка. Я потеряла свою скалочку и теперь не могу вернуться в сказку. Помогите мне найти её на страницах нашей сказка. Возможно, кто-то из сказочных героев спрятал её»

  • Интерактивные задания

Воспитатель: Давайте поможем лисе вернуться в сказку. Посмотрите, каждый из героев сказки приготовил для нас задание. Если мы выполним их задание, то сможем отыскать скалочку.

- Лиса (создание синквейна – дети высказывают свои варианты, потом зачитывает воспитатель)

Воспитатель: Так про кого, мы будем сочинять синквейн? Кто это? (про лису)

Воспитатель: Лиса, какая? (хитрая, коварная)

Воспитатель: Что делает лиса? (лукавит, обманывает, хитрит)

Воспитатель: Сочините предложение про лису (Лиса поступала плохо, обманывая добрых людей)

Воспитатель: Каким одним словом можно описать лису? Слово - ассоциацию (обманщица, плутовка и т.д.)

- А сейчас я прочитаю, какой синквейн у нас получился.

- Курочка (восстанови сюжет – воспитатель зачитывает строчку из сказки, а дети подбирают картинку)

1. Нашла лисичка скалочку…

2. Делать нечего – отдал ей за скалочку курочку…

3. Делать нечего — дали ей гусочку.

4. — Где же моя гусочка? А подавайте мне заместо неё вашу девочку.

5. Жалко хозяину избушки девочку отдавать. Взял он, да и посадил в мешок заместо девочки — собаку свою.

6. А из мешка собака как залает да как зарычит. Лиса со страху мешок бросила и бегом бежать в самый густой лес.

7. Высунула лиса хвост свой из норы, а там собака — хвать и вытащила плутовку из норы, да давай её трепать со всей мочи!

- Гусочка (подставь слова по смыслу – воспитатель зачитывает отрывок текста, делая паузы на пропущенных словах, дети выбирают подходящее слово)

Шла______ по дорожке, нашла _______ . Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в _______
— Стук-стук-стук!
— Кто там?
— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
— У нас и без тебя тесно.
— Да я не потесню вас: сама лягу на ________, ________ под лавочку, скалочку под _______. Её пустили.

СЛОВА: лавочка, лиса, печка, изба, хвост, скалочка

- Девочка (интонационное упражнение)

- Попробуйте сказать так, как лиса просилась переночевать.

Что лиса говорила? Каким голосом?


- А каким голосом лиса требовала утром пропажу? Скажите так, как она говорила.


- Собака (викторина – дети отвечают на вопросы, выбирая букву правильного ответа и составляя слово)

  1. Откуда у лисички появилась скалочка?

А. Она её купила

К. Она её украла

Б. Она её нашла

  1. Куда направилась лисичка со скалочкой?

У. В деревню

С. К реке

М. В лес

  1. Что просила хитрая лиса у мужика?

О. Купить у неё скалочку

Д. Переночевать

Р. Накормить её

  1. Почему скалочка пропала?

К. Лиса сожгла её

П. Мужик её украл

Е. Её украли воры

  1. Кого лиса высунула из норы за то, что он ей мешал бежать от собаки?

А. Свой хвост

Х. Своё ушко

Я. Свою лапку

ОТВЕТ: Будка

(дети нажимают на будку и находят скалочку)

  • Итог занятия

Воспитатель: Чем мы сегодня с вами занимались? Что нового узнали?

Воспитатель: Кому вы помогали? (лисе)

Воспитатель: А из какой она сказки? (лисичка со скалочкой)

Воспитатель: Чем мы помогли Лисе? (найти скалочку)

(Педагог акцентирует внимание детей, на то, как они справились с заданием)

Воспитатель: Вы меня очень порадовали и лисичку тоже. Она говорит вам “большое спасибо”.


(Педагог предлагает детям рассказать и показать сказку малышам)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!