Усачева, 2 класс. I четверть
Урок 8. Жанровый карнавал. Обобщение
Цель урока: Освоение и закрепление жанровых особенностей музыки.
Задачи:
- знать разновидности марша, танца, песни; уметь определять жанр и характер звучания музыки;
- понимать, что есть содружество «Композитор – исполнитель - слушатель»; уметь выступать в этих «ролях»;
- развивать у обучающихся образное, ассоциативное мышление, умение вслушиваться в «звучащую картину»;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
- формировать у учащихся умение выражать своё эмоциональное отношение в процессе исполнения творческих заданий.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 28—33.
2. Рабочая тетрадь, с. 33.
3. Музыкальный материал:
«Танец с кубками» П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»;
Русская плясовая «Камаринская»;
П.И. Чайковский. «Утренняя молитва», «В церкви» из «Детского альбома»;
М.П. Мусоргский. «На сон грядущий» (из цикла «Детская») / ЭФУ, с. 44; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 141.
ХОД УРОКА
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Мотивация
Ребята, отгадайте загадки:
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе, -
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто - ... (песня).
Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.
Что это за музыка? (Марш).
Движенье под музыку,
Под музыку встряска
Зовётся понятно всем, просто.
То - ... (пляска).
- Что же будет являться темой сегодняшнего урока?
- Песни, марши, танцы, - музыкальные жанры.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Обобщение
Кто спрятался под маской?
Продолжаются встречи наших друзей – Песни, Танца и Марша! Только теперь это будет как на карнавале. Под маской Песни будет прятаться Танец или Марш. Но кто именно, - какой жанр? Попробуйте узнать.
Прослушивание музыкальных фрагментов (учитель проигрывает на ф-но).
Теперь внимательно рассмотрите нотные примеры, напойте для себя. Поищите и назовите приметы этих жанров.
Прослушайте 3 разнохарактерных текста. Подумайте, какой текст под какой нотной строчкой можно подписать под его нотами. Тогда будет ясно, определили ли вы жанр правильно или под маской оказался кто-то другой:
1) В нашем классе все ребята ходят весело под марш.
2) В нашем классе все ребята хорошо танцуют вальс.
3) В нашем классе все ребята любят польку танцевать.
2) Какие жанры встретились?
А сейчас попробуйте по характеру музыки определить, какие жанры встретились:
Слушание «Танец с кубками» П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица».
Обсуждение.
3) Вариации
Любая музыка – композиторская или народная - никогда не остается неизменной, - постоянно развивается, находится в движении.
Вариации – это изменение. Это такая музыкальная форма, в которой главная мелодия может звучать в разном характере, меняется настроение или добавляются какие-либо украшения.
Буквенное обозначение формы вариаций: А - А1 - А2 - А3…
Прослушивая народную плясовую мелодию «Камаринская», попытайтесь услышать изменения (вариации) и отмечайте каждое новое изменение хлопком в ладоши. Сколько раз вы услышите изменения (варьирование) основной мелодии «Камаринской», столько здесь и разделов (вариаций). Идут они без перерыва, всё быстрей, только поспевай за музыкой и камаринским мужиком!
Слушание, исполнение рус. нар. мелодии «Камаринская».
- Какие жанры встретились в русской народной мелодии?
- Песня и танец.
2. Стародавние традиции
1) «Утренняя молитва» и «В церкви» П.И. Чайковского (из цикла «Детский альбом»)
Согласно одной из стародавних русских традиций, бытовавшей во многих семьях, каждый новый день в любой семье должен был начинаться и заканчиваться молитвой. Прослушаем в тишине две пьесы П.И. Чайковского из его «Детского альбома»: «Утренняя молитва» и «В церкви».
Прослушивание пьес Чайковского – без обсуждения («…и так всё ясно!»).
Каждый ребёнок должен был произнести перед сном традиционное молитвенное пожелание добра своим близким, родным. Эта православная традиция неукоснительно соблюдалась, и не зря, поскольку в ней находится особый смысл. Например, такой, какой заложен в следующем произведении. Слушаем, узнаём музыкальный жанр:
«На сон грядущий» М.П. Мусоргского (из цикла «Детская»)
В чём этот смысл? Прежде всего, в колыбельности, которая всегда была сосредоточием и выражением душевного здоровья, основой человечности; смысл в том, что ребёнок приучается к общечеловеческому — к прощению! Всё, что он делал в течение дня, он как бы просматривает сквозь призму добра, стремится к человеческому сближению чувств, как бы самоочищается. В жизни детей это часто протекает формально.
Но как удивительно воплотил это в своей песне-сценке М.П. Мусоргский! Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев, и старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей: «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно в музыке отражено настроение, с каким произносятся имена: старших – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается.
Очень тонко и с юмором, в духе психологии ребёнка, уставшего за день от впечатлений, переживаний или чего-либо другого: в перечислении всех близких, кого нужно упомянуть в вечерней молитве, ребёнок... забыл сам себя («Как дальше, а, нянюшка?»)!
…Как дальше? Няня, конечно же, подскажет…
- Какой жанр вам встретился при прослушивании этой музыки?
Ответы учащихся.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог. Заключительное слово учителя
Вот и прошли восемь уроков, которые нам дала музыка. Что же это значит – получить от музыки урок? Разве она – учитель?
А ну-ка, ребята, представим себе такую картину: на концертную эстраду вышел пианист и что-то заиграл. А в зале сидит… один человек. И это - композитор, автор звучащей с эстрады музыки. Пианист кончил играть. Он шумно аплодирует и кричит: «Автора! Автора!» Автор поднимается на эстраду. Они пожимают друг другу руки, радуются общему успеху, желают друг другу новых творческих удач…
А кругом - удручающая тишина пустого зала…
Какая ужасная картина получилась, не правда ли? Не только смешная, но действительно ужасная! И нам совершенно ясно - почему… Ведь музыка существует не для тех, кто её сочиняет и исполняет, хотя и для них, конечно, тоже. Если бы композитор и исполнитель занимались музыкой только для себя, это было бы так же невероятно, как если бы врач лечил всю жизнь только свои собственные болезни, а художник писал картины только для своей комнаты, всю жизнь перевешивая их с одной стены на другую.
Для того чтобы музыка стала настоящим живым искусством, мало композитора и исполнителя — в один ряд с ними должен встать СЛУШАТЕЛЬ! И роль слушателя в музыке тоже очень велика, гораздо больше, чем вы привыкли думать.
И это я говорю о вас, ребята! Это без вас не будет музыки, - без слушателей!
И если ты не шепчешься со своим соседом, не шелестишь программой и не входишь с шумом в зал во время исполнения – это ещё не значит, что ты хорошо слушаешь музыку. Ведь молча и тихо можно думать о чём угодно, о любых вещах, не имеющих к музыке никакого отношения…
…Между исполнителями и слушателями устанавливаются какие-то невидимые связи, возникают какие-то особые токи, природу которых учёные когда-нибудь обязательно поймут и определят. Не зря ведь иной раз говорят так: «Зал был словно наэлектризован изумительным исполнением этой музыки!..» А от исполнителей можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, — уж очень хорошая была публика!..»
Кстати, кто-нибудь из вас почувствовал или обратил внимание, как класс наш был просто наэлектризован, когда вы вместе по-настоящему хорошо исполнили «Камаринскую»?..
Настоящий, хороший композитор, сочиняя музыку, отдаёт ей все свои душевные силы, всё своё сердце, весь свой ум. Всего себя отдаёт искусству и настоящий, хороший исполнитель. И слушатель, если он хочет по-настоящему услышать музыку, тоже должен отдать ей все силы своей души, сердца и ума…
…И, быть может, одно из самых чудесных свойств музыки, как и всякого искусства, состоит в том, что чем больше душевных сил мы ей отдаём, тем больше новых сил в ней черпаем. А невнимательное, незаинтересованное слушание музыки, точно так же, как невнимательное, незаинтересованное чтение книг или рассматривание картин, только утомляет нас, отбирает наши силы, а взамен ровно ничего не даёт…
И чем лучше музыку исполняют – с душой, а не просто стучат ногами в такт, чем проникновеннее слушают, - тем сильнее, красивее, бодрее и понятнее становится музыка.
Композитор, чтобы хорошо сочинять, должен учиться. Исполнитель, чтобы хорошо исполнять, тоже должен учиться.
И слушатель, чтобы быть хорошим слушателем, тоже должен учиться. Главное, что тут требуется, — это желание, интерес, стремление узнать что-то новое, неизвестное, неизведанное.
А музыкальные жанры, с которыми мы знакомились в течение 1-ой четверти - Песня, Танец и Марш, – частица нашей жизни! Ребята, вы поняли - почему?
Ответы учащихся.
Рефлексия. Тест «Обобщение. 1-я четверть»