СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект   "Плавление и отвердевание кристаллических  тел. График плавления"

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления"»

Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления.














Цель урока: объяснить протекание процессов плавления и кристаллизации вещества. Построение графика.



Повторим и вспомним.

  • Какие существуют агрегатные состояния вещества.

  • (Твердые, жидкие, газообразные).

  • Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества.

  • (Определяется расположением, характером движения и взаимодействия молекул)

  • Какой процесс соответствует переходу вещества из твердого состояния в жидкое?

  • (Плавление).

  • Какой процесс соответствует переходу вещества из жидкого состояния в твердое?

  • (Отвердевание).

  • Приведите примеры практического использования перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

  • (В металлургии плавят металлы чтобы получить сплавы. Пар полученный из воды используют на электростанциях, в паровых турбинах)

  • Как изменяется скорость молекул вещества при переходе из жидкого состояния в твердое? И наоборот.

  • (Уменьшается или увеличивается).







Определения.

  1. Переход вещества из ………. состояния в …….. называют плавлением.

  2. Температуру, при которой вещество …….., называют ….. плавлением вещества.

  3. Переход вещества из ………. состояния в …….. называют кристаллизацией.

  4. Температуру, при которой вещество …….., называют ….. отвердеванием вещества.

  5. Физическая величина, показывающая, какое ….. …… необходимо сообщить кристаллическому телу массой ……., чтобы при температуре плавления полностью перевести его в …… ……., называется удельной …….. ………..



1. плавиться 2.твердого 3.жидкого 4. твердое

5. температурой 6. жидкое 7. отвердевает 8. плавления

9. состояние 10 теплоты 11. количество 12. теплотой 13. 1кг

Определения.

  1. Переход вещества из 2 состояния в 6 называют плавлением.

  2. Температуру, при которой вещество 1 называют 5 плавлением вещества.

  3. Переход вещества из 3 состояния в 4 называют кристаллизацией.

  4. Температуру, при которой вещество 7 называют 5 отвердеванием вещества.

  5. Физическая величина, показывающая, какое 11 10 необходимо сообщить кристаллическому телу массой 13, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в 6 9 называется удельной 12 8.



Формулы.

1. Количество теплоты при нагревании.

1. m=Q:λ

2. Количество теплоты для плавления

2. Q=c·ḿ (t 2 t 1 )

3. Масса тела 3. Q=λ·m

4. Удельная теплота плавления 4. λ=Q:m

5. Изменение температуры 5. c=Q:▲t·m

6. Удельная теплоемкость. 6. t = Q: c·m






















Мы узнаем

  • Объяснение процессов плавления и отвердевания кристаллических тел.

  • Построение графика плавления и отвердевания кристаллических тел при проведение опыта.


Опыт. (Оборудование: L микро датчик температуры, термометры лабораторные, сосуд с льдом).

Цель:

1.Измерение температуры перехода в жидкое и твердое состояние.

2.построить график.

Рассмотрим процесс плавления льда взятого при минусовой температуре.

Наблюдение показывает что лед остается в твердом состоянии и его температура повышается но как только температура равна 0 ее повышение прекращается когда в сосуде исчезнут последние кристаллы льда температура снова повышается. Следовательно чтобы расплавить твердое тело необходимо нагреть до температуры плавления пока оно не превратиться в воду.

(График)

АВ – нагревание при этом тело получает энергию и его температура повышается

ВС – энергию которую получило тело идет на разрушение кристаллической решетки.

СД – жидкость получает энергию и ее температура повышается.


Рассмотрим процесс отвердевания. Сосуд с водой нужно охладить. После охлаждения воды восстанавливается кристаллическая решетка.

(График).

ДЕ – жидкость отдает энергию и ее температура понижается.

ЕF – отвердевание при этом выделяется энергия но температура постоянна, энергия идет на восстановление кристаллической решетки.

FК – охлаждение тела, тело отдает энергию температура понижается.

Вывод опытов что температура плавления и отвердевания постоянна. (График).

При плавлении энергия телами поглощается..




























При кристаллизации энергия выделяется.

























График плавления и отвердевания.




0

  • Какой участок графика соответствует нагреванию вещества?

  • Что показывает участок ВС?

  • Какое вещество плавится?

  • Чем объяснить что на участке ЕF температура не меняется?

  • Сколько времени длился процесс плавления?

  • Какому процессу соответствует участок DE?




Тест

Домашнее задание.

1.Задание 2 стр. 39 учебник.

2.Презентация Аморфные тела. Плавление аморфных тел.

3. Задачи: № 1078,1079. Сборник.









Вариант 1


I. Какая температура тела была при первом наблюдении?


1. 300 °С; 2. 600 °С; 3. 100 °С; 4. 50 °С; 5. 550 °С.

II. Какой процесс на графике характеризует отрезок АБ?


1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отверде­вание.

III. Какой процесс на графике характеризует отрезок БВ?


1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отвер­девание.

IV. При какой температуре начался процесс плавления?


1. 50 °С; 2. 100 °С; 3. 600 °С; 4. 1200 °С; 5. 1000 °С.

V. Какое время тело плавилось?

1. 8 мин; 2. 4 мин; 3. 12 мин; 4. 16 мин; 5. 7 мин.

VI. Изменялась ли температура тела во время плавления?

1. Увеличивалась. 2. Уменьшалась. 3. Не изменялась.

VII. Какой процесс на графике характеризует отрезок ВГ?

1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отверде­вание.

VIII. Какую температуру имело тело в последнее наблюдение?

1. 50 °С; 2. 500 °С; 3. 550 °С; 4. 40 °С; 5. 1100 °С.
















Вариант 2


I. Какую температуру имело тело при первом наблюдении?

1. 400 °С; 2. 110°С; 3. 100 °С; 4. 50 °С; 5. 440 °С.

II. Какой процесс на графике характеризует отрезок АБ?

1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отверде­вание.

III. Какой процесс на графике характеризует отрезок БВ?

1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отверде­вание.

IV. При какой температуре начался процесс отвердевания?

1. 80 °С; 2. 350 °С; 3. 320 °С; 4. 450 °С; 5. 1000 °С.

V. Какое время отвердевало тело?

1. 8 мин; 2. 4 мин; 3. 12 мин;-4. 16 мин; 5. 7 мин.

VI. Изменялась ли температура тела во время отвердевания?

1. Увеличивалась. 2. Уменьшалась. 3. Не изменялась.

VII. Какой процесс на графике характеризует отрезок ВГ?

1. Нагревание. 2. Охлаждение. 3. Плавление. 4. Отвер­девание.

VIII. Какую температуру имело тело в момент последнего

наблюдения?

  1. 10 °С; 2. 500 °С; 3. 350 °С; 4. 40 °С; 5. 1100 °С.





1 вариант

  • I-3, II-1, III-3, IV-5, V-2, VI-3,VII-1, VIII-5.

2 вариант

  • I-2, II-2, III-4, IV-1, V-2, VI-3,VII-2, VIII-




ВЫВОД: Если не будут существовать эти тепловые переходы, то окружающий мир будет не интересным. Мы будем наблюдать либо вечный дождь, либо вечный снег.

А в худшем случае, мир прекратит свое существование



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!