Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2» г. Белый
Конспект открытого занятия с детьми
по финансовой грамотности в подготовительной группе
по теме: “Путешествие в страну финансов”
Подготовила: Евграфова А.В.
Белый 2023г.
Конспект НОД по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов"
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность .
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания
Воспитательные:
-Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации: познавательно – исследовательская деятельность.
Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые.
Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать.
Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Словарная работа: экономика, бартер, пластиковые карты, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты).
Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок. Сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НОД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Оборудование: мультимедийное оборудование, денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, листы бумаги А-4 на каждого ребенка, шаблоны платья и машинки ( простые карандаши) , картинки для игры «Варим борщ».
Ход образовательной деятельности
Организационная игра
1. Приветствие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Воспитатель: Ребята я приготовила для вас загадки, разгадав которые вы узнаете, о чем у нас пойдет сегодня разговор.
Загадки:
На товаре быть должна обязательна ... (цена)
Люди ходят на базар: там дешевле весь ... (товар)
И врачу, и акробату выдают за труд ... (зарплату)
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где используют эти термины?(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно , это финансовые термины. И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Страну Финансов. Закрывайте глаза и повторяйте за мной : "Вокруг себя повернись и в стране финансов очутись"
Воспитатель: Вот мы и в стране Финансов, в которой нас ожидают различные испытания, выполнив которые, мы узнаем великую тайну финансов и все, что с ними связано.
2. Основная часть.
(На экране изображение реки).
Что мы здесь видим? Ребята, это не просто река, Это Река Времени. Сейчас мы с вами отправимся в разные эпохи , посмотрим и определим, какие деньги существовали в разное время.
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.
Воспитатель: А можем мы сейчас ответить на вопрос, были ли деньги у древнего человека?
С течением времени на Руси появились первые монеты, которые люди подвязывали на веревочку и носили на шее. Первые бумажные деньги появились во время правления императрицы Екатерины 2.
Мы живем с вами в современном мире, и наши деньги изменились по отношению к прошлому веку.
Испытание 1
Дидактическая игра: "Найди современные деньги"
(дети раскладывают деньги в 2 коробочки "современные деньги" и "старинные деньги".)
Воспитатель: Демонстрирует копилку
Воспитатель: А для чего людям нужны деньги?(круговая речевая игра).
для покупки продуктов питания; одежды
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
на благотворительность.
Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Что из себя представляют современные деньги? (монеты, купюры).
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? (ответы детей)
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (показ на экране дети называют монеты разного достоинства).
Давайте рассмотрим бумажные деньги - купюры. Какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
(можно продемонстрировать шуршание купюры).
Воспитатель: Какие купюры вы знаете?
(Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям на экране).
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Испытание 2
Игра «Дополни»
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры (банкноты)и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель:
Где мы носим деньги, монеты и купюры? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают "безналичные деньги". Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
Воспитатель: а где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы детей).
Воспитатель: Внимание на экран.
(На экране изображена автомастерская и ателье )
А что получает взрослый за свой труд? (Ответы детей).
Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени
Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это расход.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Испытание 3
Игра "Выполни работу качественно"
Воспитатель: Мы с вами будем работать, кто хочет работать в ателье - проходят за эти столы, кто в автомастерской- садятся за эти столы. (Садятся за столы) .
Воспитатель: Ребята, которые работают в ателье, у вас у каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка платья. Ваша задача выкроить как можно больше платьев.
Ребята, которые работают в мастерской по изготовлению автомобилей, вам нужно изготовить как можно больше автомобилей. (Дети выполняют задание).
Воспитатель:
Давайте посчитаем, сколько платьев у вас получилось. (Дети считают)
Кто экономнее раскроил ткань? Кто больше заработает денег? (Ответы детей)
А теперь давайте посмотрим, сколько машин изготовили в автомастерской? (Дети считают).
Выдать зарплату детям за каждое платье 5 рублей, за каждый автомобиль 10 рублей.
Воспитатель: Ребята, а когда мы зарабатываем деньги, это как называется? А когда тратим?
Доход - это деньги полученные в результате работы.
Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы. Вы очень старались и справились со всеми испытаниями.
Ребята, где мы с вами сегодня были? о чем говорили? что узнали? (Ответы детей).
Самооценка своей работы «Лесенка успеха» (дети сами выбирают себе место на лестнице, закрепляя на определённой ступеньке смайлик).
Мы сегодня хорошо работали и у меня для вас сюрприз. (Сюрпризный момент).
Полчаса мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать уж вам пора!