Конспект открытого занятия
Тема: «Расписная тарелочка»
Педагог дополнительного образования
Наливкина Ирина Николаевна
Цель: формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру и умение давать эстетическую оценку декору посуды, бережное отношение к предметам быта;
-развивать фантазию, способность к украшению изделий (посуды) своими руками;
- вызвать интерес к современным видам декоративно-прикладного творчества;
- способствовать развитию мелкой моторики, аккуратности, усидчивости.
Оборудование:
Гуашь, кисти № 1 и № 3, баночка с водой, салфетки. Декоративные тарелки из картона. Посуда, образцы готовых работ.
Музыкальный ряд: фоновая музыка.
Ход урока
I. Дети заходят в группу. Педагог обращает внимание детей на красочно оформленное письмо. На письме крупно написано “От Федоры”.
Педагог: Ребята, ведь это же письмо от той самой Федоры, от которой разбежалась вся посуда.
Педагог дает прочитать письмо одному из детей: “Здравствуйте ребята, у меня случилась беда – разбились все тарелки. Горе, Федоре, горе!”.
Педагог:
Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок.
В доме вновь порядка нету
И опять переполох.
Раскололась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Раскатились кто куда!
Педагог: Ребята, Федора опять взялась за старое - посуду не жалела, - все побила. Ребята вот посмотрите одни осколочки остались (показать разбитую посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же разбилось у Федоры.
Д/и «Найди похожую посуду»
Игровая задача: найди похожую посуду, украшенную подобным узором.
Ход игры: дети собирают пазл «Посуда».
Рассматривание посуды. Беседа с детьми:
-Из какого материала изготовлена посуда?
- Что общего у всей посуды, которую мы собрали?
- Почему она так называется?
- Какими узорами и для чего украшают мастера свои изделия?
Педагог: Молодцы, ребята, помогли Федоре собрать разбежавшуюся посуду. Весь сервиз собрали? (Мини-беседа: что такое сервиз)
Педагог: Жалко, только, что тарелка всего одна – больно уж Федора любит гостей приглашать, а тарелок на всех не хватает. Как бы ей помочь? (Проблемная ситуация).
Предполагаемое решение: подарить Федоре тарелки, украсив их росписью.
Педагог: Давайте с вами рассмотрим примеры декорированных тарелочек в технике дудлинг.
Какие сюжеты, использовали авторы?
Какие цвета использовали художники?
А как бы вы украсили свои тарелочки?
Показ порядка работы.
Приступая к росписи тарелок нам необходимо выбрать узор. Так как наши тарелочки круглые то здесь очень хорошо рисунок разместить в центре, сюжетное изображение дополняем орнаментальной полосой, по краю блюдечка, подчеркивая форму тарелочки.
Педагог: Обратите внимание на элементы росписи. Их можно использовать в своих работах.
II. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся.
(Музыкальное сопровождение: фоновая музыка)
Физминутка про посуду
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
III. Подведение итогов.
Педагог:
- Ребята, давайте полюбуемся тарелочками, которые у нас получились.
Чтение стихотворения
Тарелка к обеду нас ждёт не дождётся.
Увидев, сияя боками, смеётся.
Ей хочется так накормить до отвала!
И кажется, будто положено мало.
Когда всех накормит, попозже тускнеет
И только углами свободно белеет.
Желает быстрее почище умыться,
Чтоб снова улыбкой весёлой светиться.
Вопросы для самоанализа детей:
- Какая тарелка вам понравилась больше всего? Почему?
- Какая тарелка получилась самой яркой? (Самой нежной, спокойной) Почему?
- На какой тарелке использовано больше разнообразных элементов? Каких?
Педагог: Молодцы, ребята, хорошо поработали – думаю, Федоре обязательно понравится.