Целью открытого занятия по внеклассному чтению"Рассказ В. Осеевой "Печенье" являлось подвести учащихся к сознанию личностного отношения к событиям, характерам, к нравственно-этическим выводам: быть добрым, честным, трудолюбивым
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по внеклассному чтению «Рассказ В. Осеевой «Печенье»» (для учащихся VIII вида ) В 4 «Б» классе»
СОГБОУ "Общеобразовательный центр "Южный".
Конспект открытого занятия
по внеклассному чтению
«Рассказ В. Осеевой «Печенье»»
(для учащихся VIII вида )
В 4 «Б» классе
Воспитатель: Пересыпкина Е. А.
г. Рославль 2023г .
Образовательные цели: - закрепить понимание содержания рассказа.
Воспитательные цели:
- подвести учащихся к осознанию личностного отношения к описываемым событиям, к нравственно-этическим выводам быть добрыми, внимательными, заботливыми;
- формировать интерес к чтению, к творческой деятельности.
Коррекционно-развивающие цели:
- способствовать повышению речевой активности посредством наглядности, кроссворда, игр, драматизации;
- активизировать мыслительную деятельность;
- развивать слуховое восприятие и контролировать произносительные навыки.
Оборудование: выставка книг Осеевой, презентация, пособия (солнышко, где лучи – положительные качества человека; туча, где капли – отрицательные качества человека), таблички, инвентарь для драматизации, мебель, посуда, печенье, платок, бусы, вязание.
Ход занятия.
Оргмомент
- Поздоровайтесь. | - Здравствуйте. |
- Сегодня у нас много гостей. Сядьте правильно. Слушайте внимательно. Говорите хорошо. | - Мы будем стараться. |
Вступительная беседа
| |
- Какое сейчас занятие? | - Сейчас урок чтения. |
- Почему вы так решили. | - Потому что на партах лежат книги по чтению. - По расписанию. - По записи на экране. |
- Спросите у меня, что будем делать? | - Н.М., что будем делать? |
(За экраном): | (Дети повторяют): |
- Будем слушать. - Будем говорить. - Будем читать. - Будем отвечать на вопросы. - Будем разгадывать кроссворд. - Будем играть. | |
- Что ещё будем делать? | - Будем думать и рассуждать. |
- С чего начнём? | - С работы над дежурным звуком. |
Работа с дежурным звуком
- Какой дежурный звук? | - «Д». |
- Как дудят в дудочку? | - Ду-ду-ду-… |
| |
Буква потерялась. СА_ы, _аша, _енис, _евочка, ве_ро, за_ание, _ерево, _ятел. | |
| |
Лесенка: да дом дача домик дерево девочка | |
| |
3.Пословица. Дерево дорого плодами, А человек делами. | |
- Как раз в тему нашего урока. | |
Проблемное начало занятия – работа с кроссвордом
Что мы читаем? Сказку? Рассказ? Стихотворение? Кто автор этого рассказа? (На экране портрет) - Валентина Осеева написала очень много интересных детских рассказов, которые учат детей быть добрыми, внимательными. 3. Как называется рассказ? | | | 1. | | | | | | | Р | | | | | | | А | П | | | | 2. | О | С | Е | Е | В | А | | | С | Ч | | | | | | К | Е | | | | | | А | Н | | | | | | З | Ь | | | | | | | Е | | | | |
- Что мы делали? | - Мы разгадывали кроссворд. |
- Понравился вам рассказ? | - Понравился. - Очень. - Интересный. |
Работа по содержанию рассказа
- Вспомним содержание рассказа. Откройте книги на стр.59. | - Я открыл(а) книгу. |
Выборочное чтение. - Найдите и прочитайте самые весёлые строчки в рассказе. | (Дети читают. Начинает один, учитель останавливает, продолжает другой). |
| - Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. |
- Все собрались пить чай. Что случилось за чаем? | |
Ответы на вопросы. | |
- Какое настроение было у мальчика? | |
На экране: |
Отвечай так: | Опорные слова: |
(Кто) | мальчики |
были (какие?), | весёлые, довольные |
потому что они (что сделали?) | съели |
всё печенье, выпили (что?) | чай |
Было очень вкусно. | |
- Какое настроение было у бабушки, у мамы? | |
На экране: |
Отвечай так: | Опорные слова: |
(Кому?) | Маме и бабушке |
было очень (как?), | грустно, стыдно |
потому что_____ | |
мальчики всё печенье (что сделали?) | съели |
(что сделали?) | не угостили |
маму и бабушку | |
и (что сделали?) | не разделили |
(что?) на всех | печенье |
- Нравятся вам эти мальчики? | …….. |
- Как мы называем таких людей? | |
На экране: | |
Добрые Внимательные Жадные Ласковые Эгоисты Заботливые Невнимательные | |
- Выбирайте! | ……. |
На доске: | |
Положительные качества человека | Отрицательные качества человека |
В руках у учителя пособие «тучка», из которой «капают» таблички: жадный, невнимательный, эгоист. | |
- Куда определим «тучку»? | - Отрицательные качества человека |
- Вы готовились обыграть рассказ. Но сначала выполните ряд заданий. | |
| |
3.Выполнение заданий. А) Помогите мне накрыть стол – разгадайте анаграммы. | |
На экране: | |
кичаш | - чашки |
(Учитель ставит на стол) | |
релтака | - тарелка |
жечлока | - ложечка |
еньепеч | - печенье |
- Молодцы! | |
Б) Кто лишний? | |
На экране: | |
Бабушка, папа, мама, мальчики | - Папа лишний. |
- Верно, в рассказе о папе ничего не сказано. | |
На экране иллюстрация к рассказу |
В) Напомните, как звали мальчиков. | |
На экране: | |
- Выберите правильный ответ. Мальчиков звали: Вова и Петя Кирилл и Андрей Вова и Миша | - Вова и Миша |
- Молодцы! Засиделись? Встали! Мультфизминутка. | |
| |
4.Инсценировка рассказа. | |
- Распределим роли: Бабушка… /повязываем платочек/ | - Я (Ангелина) |
Мама … /надеваем бусы/ | - Я (Камила) |
Вова | - Я (Андрей) |
Миша | - Я (Кирилл) |
Учитель (за автора): | (Дети занимают место за столом) |
- Мама высыпала на тарелку печенье | (высыпает) |
- Бабушка весело зазвенела чашками | (расставила всем чашки) |
- Вова придвинул тарелку к себе | (придвинул) |
Миша (строго): - Дели по одному. Ровно. Бабушка, налей нам чаю! | (Вова делит печенье на двоих) (Бабушка разливает чай) |
Учитель: За столом было тихо. | (Мальчики быстро съели печенье, запили чаем) |
Миша: Сладкие! Вкусные! | |
Вова (с набитым ртом): Угу! | |
Учитель: Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она опустила голову. | (Вова ушёл) |
- Спасибо, ребята! А вы также поступаете дома? | - Нет! |
- Хочется верить. Вы какие? | |
(Воспитатель предлагает пособие – «Солнышко», где лучи – таблички: добрые, внимательные, заботливые, ласковые). Размещаем на доске там, где «Положительные качества человека» | |
Проверка домашнего задания - моделирование реальных ситуаций нравственно-этического характера.
- С каждым из вас мы подготовили маленькие сценки. Покажем? | - Покажем. |
На экране: «Мама и сын» /Н.М. и Кирилл/ | Мама: Пришла с работы. Я так устала! А мне надо ещё идти в магазин. |
| Сын: Я схожу в магазин. А ты отдохни. Что купить? |
Обсуждение: | |
- Ребята, какой сын? | - Внимательный. - Заботливый. |
- Какие это качества человека? | - Положительные. |
| |
2.На экране «Бабушка и внуки» /Н.М., Камила, Андрей/ Бабушка вяжет, уронила спицу, наклоняется, кряхтит. Рядом за столом сидят внуки. | Бабушка: Внучка, помоги мне. Внучка: Мне некогда. Я уроки делаю. |
(Внук молча встаёт, подаёт бабушке спицу.) | Бабушка: Спасибо, внучек. |
- Что вы скажете о внуках? Внучка какая? А внук? | …………. |
| |
3.На экране: «Помощница» /Камила и Ангелина/ | Ангелина: Ты почему гулять не выходила? |
| Камила: Я маме помогала. А ты помогаешь? |
| Ангелина: Нет! Она не просит. |
- Эта девочка маме не помогает, потому что она не просит. Хорошая девочка? | ….. |
- А эта? | ….. |
- Молодцы, ребята! Вы всё знаете. Всё понимаете. Что значит любить своих родных? | - Помогать. - Заботиться. |
На экране: Добрые, ласковые, заботливые, внимательные. Фотографии детей. | |
Итог занятия
- Что мы делали? | - Мы слушали. - Мы говорили. - Мы читали. - Мы играли. - Мы отвечали на вопросы. |
Оценка работы
(Воспитатель оценивает работу детей)
- Вы такие молодцы, что мне захотелось вас отблагодарить сладостями. Дежурная, Камила, подойди ко мне, держи пакет.
Интрига: Как поступит?
Кому раздаст?
Угостит ли присутствующих?
На экране: СПАСИБО!
8