Открытое занятие по предмету сценическая речь с элементами актерского мастерства
Тема занятия: Фантазия и воображение.
Цель: Развитие творческих элементов актерского мастерства: фантазии и воображения, через систему тренинговых и игровых упражнений.
Возраст участников: 7-12 лет.
Форма проведения: тренинг по движению, речевой тренинг; творческие задания, общая творческая работа.
Тип занятия: комбинированный.
Приёмы: беседа, игра-приветствие, задания-упражнения, обсуждение, подведение итогов.
Методы:
1. Словесные методы: рассказ, беседа.
2. Наглядные методы: метод показа, демонстрация.
3. Практические методы: упражнения, игры, тренинговые упражнения.
План занятия:
I. Организационный момент
Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.
II. Основная часть
Сообщение темы и цели занятия
Актерский тренинг
Беседа по теме занятия
Практическая часть по освоению темы:
Творческие задания: упражнения, импровизация
III. Подведение итогов занятия
Рефлексия
Ход урока.
Педагог:
-Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада нашей встрече . Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас в гостях….(представляю гостей). Я хочу пригласить вас в удивительный мир театра, который находится ... совсем рядом. Пожалуйста, проходите через эту волшебную дверь. Но я хочу, чтобы вы прежде чем войти в дверь, оставили все свое плохое настроение, обиды, печали за дверью. Прошу.
Ребята под музыку проходят через волшебную дверь.
Педагог:
-Ребята, с чего начинается любая встреча? (ответ детей)
-Правильно, с приветствия. С гостями мы поздоровались, а теперь давайте поприветствуем друг друга.
Игра “Здравствуйте”
Когда зазвучит музыка, вы все начнете перемещаться по площадке в самых разных направлениях. Надо поприветствовать того, кто попадается навстречу разными частями тела. Части тела задает педагог.
Педагог:
-А теперь скажите, что является рабочим инструментом актера? (речь,
мимика, жесты, пластика) Правильно, а чтобы начать занятие, нужно
подготовить свои рабочие инструменты. Итак, начнем.
-Прошу встать всех на свои места.
-Ребята, чтобы звуки жили дружно, смело?
Ребята отвечают:
-Подготовить нужно тело.
Пластический тренинг.
1.«пол»-«потолок»- наклоны головы
2.«снять пиджак»-«надеть пиджак»- работа плечами
3.«волна»- руки в стороны, перекат волнообразными движениями
4.«квадрат»- работа корпусом по точкам
5.«марионетки»- работа ногами как марионетками
Артикуляционный тренинг.
1.Звукоряд беззвучно
2.Звукоряд со звуком
3.Бросаем мячи со звуком
4.Упр. «33 Егорки»
5.Скороговорки с движением:
-«От топота копыт, пыль по полю летит»
-«Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа»
-«Моланья болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала»
-«Ай вы львы, не вы ли выли у Невы?»
-«На горе бугор, на бугре Егор. У Егора кол, на колу колокол»
-«Расскажи мне про покупки, про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки твои»
-«В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа»
-«Кто сказал тр-тр-тр-тр,
Тот сумеет пр-пр-пр,
А потом бр-бр, гр-гр
И просто ры-ррры.»
-«Звуки четко произносим, слушаем внимательно, на опоре говорим, дышим мы старательно»
Ребята садятся на свои места.
Педагог:
-Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Фантазия и воображение».
Мы очень часто слышим эти понятия, и они всегда идут рядом. Так что же такое фантазия и воображение? Давайте разбираться.
Сначала ответьте на вопрос что такое фантазия?
Фантазия – это мысленные представления переносящие нас в обстоятельства и условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности.
-А что же такое воображение?
Воображение – воскрешает то, что было пережито или видимо нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного реального жизненного явления.
“Стоило вам увидеть внутренним взором знакомую обстановку, почувствовать ее настроение, и тот час же в вас ожили знакомые мысли, связанные с местом действия. От мыслей родилось чувство и переживание, а за ним и внутренние позывы к действию” (К.С. Станиславский).
То есть, воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия - то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет.
Фантазия, как и воображение, необходима любому творческому человеку, а актеру в первую очередь.
Упражнение «Маска».
Волшебной палочкой вращаю,
Всех вас в гномов превращаю.
Гномы, в зеркало вглядитесь,
Все как один развеселитесь! (Дети изображают радость, веселье)
Ну-ка, хватить веселиться,
Нужно всем вам разозлиться! (Дети изображают злость)
Ну, нельзя же вечно злиться,
Предлагаю удивиться! (Дети изображают удивление)
А такое развлечение:
Покажите огорчение. (Дети изображают огорчение).
Упражнение «Пристройка»
Педагог:
Волшебный мир, прекрасный мир театра!
Он верить заставляет в чудеса!
Лягушка превращается в царевну,
Плывет хрустальный город в небесах!
Здесь все прекрасно: жесты, маски.
Костюмы, музыка, слова.
Здесь оживают наши сказки.
И с ними светлый мир добра.
«Фантастический детеныш»
«Земля, воздух, вода»
Кидающий мяч ребенок должен громко сказать слово «Земля» , «Воздух» или «Вода», а тому, кто ловит, нужно мгновенно назвать животное, птицу , рыбу или насекомое, которое обитает в этих средах.
Перерыв 10 мин.
Педагог:
-Сейчас , ребята, я хочу, чтобы мы поработали все вместе. И сделали совместную творческую работу. Я буду задавать вам различные предлагаемые обстоятельства, а вы будете действовать в этих предлагаемых обстоятельствах, подключая свою фантазию и воображение.
Этюд « Однажды в музее восковых фигур»
Действующие лица: фигуры Кот в сапогах, Снежная Королева, Ковбой, Дед Мороз, группа ребят, полицейские.
Смеркалось. Группа друзей уже собирались расходиться по домам, как кто-то из ребят нашел тоннель. Им стало очень любопытно куда он ведет и они решили проверить. По очереди они проползли по тоннелю и оказались в музее восковых фигур. Зал был необыкновенно красив. На потолке висели большие хрустальные люстры, пол покрыт мраморной плиткой, а в центре зала стояли потрясающие фигуры: Кот в сапогах, Снежная Королева, Ковбой, Дед Мороз. Ребята стали их рассматривать.
Но вдруг сработала сигнализация и ребята очень испугались. Что делать? Началась паника. Ничего не оставалось делать, как превратиться в восковую фигуру. В музей ворвались 2 полицейских с фонариками в руках. Они тщательно стали осматривать помещение. Ничего не найдя подозрительного полицейские ушли на свой пост. Ребята выдохнули. Пора уходить. Они направились к тоннелю. В это время фигуры поменяли свои позы. Друзья услышали шорохи и обернулись. Фигуры стояли в других позах. Им стало жутко и они ринулись ползти по тоннелю обратно. А фигуры посмотрели друг на друга и улыбаясь, заняли свои прежние позы.
Стихотворение « Я не волшебник, я только учусь».
Педагог:
- Ребята, я хочу , чтобы вы оставили свои ощущения от занятия на общим рисунке.
Дети садятся в круг и рисуют на плакате вес, что захотят.
Вместе придумываем названия общей картины.
Педагог:
- А теперь давайте с вами еще раз вспомним что же такое воображение и фантазия.
-Ребята, спасибо большое за работу. Вы большие молодцы и я очень вами довольна.
- Какие ко мне есть вопросы?
Десяточка