СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока в 10 «б» классе по теме «Онтогенез - индивидуальное развитие организмов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока в 10 «б» классе

  по теме

«Онтогенез  - индивидуальное развитие организмов»

 

Цель урока:  сформировать у учащихся представление об индивидуальном    развитии организма.                     

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 10 «б» классе по теме «Онтогенез - индивидуальное развитие организмов»»



Конспект открытого урока в 10 «б» классе

по теме

«Онтогенез  - индивидуальное развитие организмов»


Цель урока:  сформировать у учащихся представление об индивидуальном    развитии организма.                     

Задачи:  

Обучающие – углубить и систематизировать знания об онтогенезе            организмов;

охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов;                      

Развивающие – развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе, анализировать, обобщать изучаемый материал; продолжить формирование навыков работы с книгой, дополнительной литературой, интерактивной доской.

 Воспитывающие – ведение здорового образа жизни, показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.             

Тип урока:     Комбинированный

Оборудование:  Таблицы «Индивидуальное развитие хордовых»,  Презентация.

                                                                

Ход урока:

1.Организационный момент: 

Организация работы учащихся в группах. Работа на уроке оценивается лидерами группы, оценки за каждый этап урока заносятся в оценочный лист.

 

2.Актуализация знаний: 

а)Найти связь между изученными явлениями и понятиями, соединить стрелками, ответ обосновать:

коньюгация                                       сперматогенез

сперматозоид                                    мейоз

яйцеклетка                                         обоеполые

гермафродиты                                   яичники

б) Найти лишнее, пронумеровать по порядку, ответ обосновать:

Анафаза

Метафаза

Интерфаза

Телофаза

Профаза

В) Вспомните:

- Что называется  размножением?

(Способность организма  воспроизводить себе подобных).

- Какие Вы знаете способы размножения?

(Бесполое и половое).

- В чём различие между бесполым и половым размножением?

(При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют   идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей).

- Что такое гамета?

(Половая клетка ).

- Какие Вы знаете гаметы?

(Яйцеклетка  и сперматозоид или спермии).

- Где они образуются?

(В половых железах).

- Что называется оплодотворением?

(Процесс слияния гамет).

- При каких условиях происходит оплодотворение у животных?

(Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определённая концентрация гамет).

- В чём биологическое значение оплодотворения?

(Восстановление диплоидного набора хромосом).

- Что образуется в результате  оплодотворения?

(Зигота).

- Что такое зигота?

(Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского).

Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует?

(О родстве и единстве происхождения).

- Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы - цыплёнок, из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм?

(Благодаря делению и росту клеток).


3. Изучение нового материала.      Онтогенез.    Слово учителя.

Онтогенез ( греч.ontos – сущее, genesis - происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации.

- Что же такое онтогенез? Найдите определение в учебнике на стр.145.

(Онтогенез – это процесс индивидуального развития особи от момента её выделения в самостоятельный организм  и до конца жизни ).

Онтогенез одноклеточных организмов заключается в том, что возникшие после деления дочерние особи растут и в них происходит замена органелл материнского организма. В ходе онтогенеза у одноклеточных организмов (так же как и у многоклеточных) в ответ на изменения условий среды синтезируются определённые белки, меняется чувствительность к различным факторам внешней среды. В онтогенезе многоклеточных организмов выделяют два периода развития – эмбриональный (греч.embrion - зародыш) и постэмбриональный. Эмбриональный период начинается с момента образования зиготы и до рождения или выхода из яйцевых оболочек. Он заключается в размножении клеток, их дифференцировке и формировании тканей и органов. Постэмбриональный период начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и до смерти. Он заключается в развитии организма, взрослении, старости и смерти. Различные периоды онтогенеза по-разному выражены у разных многоклеточных. Например, у грибов, водорослей и лишайников зародыш отсутствует. Относительная продолжительность различных периодов онтогенеза также отличается. Так, у млекопитающих наиболее продолжительным является  постэмбриональный. У многих насекомых, наоборот, постэмбриональный короче, чем эмбриональный. (Подёнки). Рассмотрим подробнее этапы эмбриогенеза на примере эмбрионального развития ланцетника. (Схема на доске и в тетрадях).

 

Дробление  Бластула Гаструла Нейрула Гистогенез Органогенез

Этапы эмбриогенеза.  

Работа с интерактивной доской - этапы эмбриогенеза.

- Дробление.  

  - Бластула.

- Стадия нейрулы.

- Органогенез.

Из зародышевых листков формируются ткани и органы.                                                    Из эктодермыформируются:

нервная система (головной и спинной мозг, нервы, различные клетки органов чувств);

эпителиальные покровы тела (кожа, ногти, волосы, сальные и потовые железы);

хрусталик глаза;

эмаль зубов.

Из энтодермы формируются:

пищеварительная система;

дыхательная система;

выделительная система;

железы внутренней секреции.

Из мезодермы формируются:

мышцы;

скелет (кости и хрящи);

почки;

сердечно-сосудистая система;

           половая система (яичники и семенники).


4.Влияние внешних факторов на онтогенез человека.

Работа учащихся с дополнительным материалом интернет – ресурсом. Учащиеся должны найти материал по заданной им теме:

1 – группа: «Влияние курения на эмбриональное развитие человека»

2 – группа: «Влияние алкоголя на эмбриональное развитие человека»

3 – группа: «Влияние наркотических веществ на эмбриональное развитие человека»


5.Проведение разминки «Елочка» (показ на интерактивной доске)

Изучение учащимися в группах постэмбрионального развития организмов. Работа учащихся с флипчартами, защита флипчартов.


6.Закрепление: заполнить таблицу:                                                                                        а) Зародышевые листки и их производные.

      Зародышевые листки

            Их  производные

                        ?

Пищеварительная система

                        ?

Кровеносная система

                        ?

Нервная система

                        ?

Скелет, мускулатура

                        ?

Эпидермис кожи

                        ?

Дыхательная система

 

б) Ответить на вопросы:

1- Что такое онтогенез?
2- Какие периоды он включает?
3- Эмбриогенез – это……?
4- Назовите стадии эмбриогенеза?
5- Кратко охарактеризуйте каждую из них? 
6- Что называют зародышевым листком? Назовите их?
7- Какие органы развиваются из эктодермы, энтодермы, мезодермы?

 

7.Итоги урока: Оценивание учащихся в группах, рефлексия урока (ребята пишут на стикерах мнение об уроке).


8.Домашнее задание: параграф №35 стр.136; заполнить таблицу на стр.141

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!