Конспект открытого урока в 10 «б» классе
по теме
«Онтогенез - индивидуальное развитие организмов»
Цель урока: сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма.
Задачи:
Обучающие – углубить и систематизировать знания об онтогенезе организмов;
охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов;
Развивающие – развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе, анализировать, обобщать изучаемый материал; продолжить формирование навыков работы с книгой, дополнительной литературой, интерактивной доской.
Воспитывающие – ведение здорового образа жизни, показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: Таблицы «Индивидуальное развитие хордовых», Презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Организация работы учащихся в группах. Работа на уроке оценивается лидерами группы, оценки за каждый этап урока заносятся в оценочный лист.
2.Актуализация знаний:
а)Найти связь между изученными явлениями и понятиями, соединить стрелками, ответ обосновать:
коньюгация сперматогенез
сперматозоид мейоз
яйцеклетка обоеполые
гермафродиты яичники
б) Найти лишнее, пронумеровать по порядку, ответ обосновать:
Анафаза
Метафаза
Интерфаза
Телофаза
Профаза
В) Вспомните:
- Что называется размножением?
(Способность организма воспроизводить себе подобных).
- Какие Вы знаете способы размножения?
(Бесполое и половое).
- В чём различие между бесполым и половым размножением?
(При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей).
- Что такое гамета?
(Половая клетка ).
- Какие Вы знаете гаметы?
(Яйцеклетка и сперматозоид или спермии).
- Где они образуются?
(В половых железах).
- Что называется оплодотворением?
(Процесс слияния гамет).
- При каких условиях происходит оплодотворение у животных?
(Одновременное созревание гамет, встреча гамет, определённая концентрация гамет).
- В чём биологическое значение оплодотворения?
(Восстановление диплоидного набора хромосом).
- Что образуется в результате оплодотворения?
(Зигота).
- Что такое зигота?
(Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского).
Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует?
(О родстве и единстве происхождения).
- Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы - цыплёнок, из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм?
(Благодаря делению и росту клеток).
3. Изучение нового материала. Онтогенез. Слово учителя.
Онтогенез ( греч.ontos – сущее, genesis - происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации.
- Что же такое онтогенез? Найдите определение в учебнике на стр.145.
(Онтогенез – это процесс индивидуального развития особи от момента её выделения в самостоятельный организм и до конца жизни ).
Онтогенез одноклеточных организмов заключается в том, что возникшие после деления дочерние особи растут и в них происходит замена органелл материнского организма. В ходе онтогенеза у одноклеточных организмов (так же как и у многоклеточных) в ответ на изменения условий среды синтезируются определённые белки, меняется чувствительность к различным факторам внешней среды. В онтогенезе многоклеточных организмов выделяют два периода развития – эмбриональный (греч.embrion - зародыш) и постэмбриональный. Эмбриональный период начинается с момента образования зиготы и до рождения или выхода из яйцевых оболочек. Он заключается в размножении клеток, их дифференцировке и формировании тканей и органов. Постэмбриональный период начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и до смерти. Он заключается в развитии организма, взрослении, старости и смерти. Различные периоды онтогенеза по-разному выражены у разных многоклеточных. Например, у грибов, водорослей и лишайников зародыш отсутствует. Относительная продолжительность различных периодов онтогенеза также отличается. Так, у млекопитающих наиболее продолжительным является постэмбриональный. У многих насекомых, наоборот, постэмбриональный короче, чем эмбриональный. (Подёнки). Рассмотрим подробнее этапы эмбриогенеза на примере эмбрионального развития ланцетника. (Схема на доске и в тетрадях).
Дробление Бластула Гаструла Нейрула Гистогенез Органогенез
Этапы эмбриогенеза.
Работа с интерактивной доской - этапы эмбриогенеза.
- Дробление.
- Бластула.
- Стадия нейрулы.
- Органогенез.
Из зародышевых листков формируются ткани и органы. Из эктодермыформируются:
нервная система (головной и спинной мозг, нервы, различные клетки органов чувств);
эпителиальные покровы тела (кожа, ногти, волосы, сальные и потовые железы);
хрусталик глаза;
эмаль зубов.
Из энтодермы формируются:
пищеварительная система;
дыхательная система;
выделительная система;
железы внутренней секреции.
Из мезодермы формируются:
мышцы;
скелет (кости и хрящи);
почки;
сердечно-сосудистая система;
половая система (яичники и семенники).
4.Влияние внешних факторов на онтогенез человека.
Работа учащихся с дополнительным материалом интернет – ресурсом. Учащиеся должны найти материал по заданной им теме:
1 – группа: «Влияние курения на эмбриональное развитие человека»
2 – группа: «Влияние алкоголя на эмбриональное развитие человека»
3 – группа: «Влияние наркотических веществ на эмбриональное развитие человека»
5.Проведение разминки «Елочка» (показ на интерактивной доске)
Изучение учащимися в группах постэмбрионального развития организмов. Работа учащихся с флипчартами, защита флипчартов.
6.Закрепление: заполнить таблицу: а) Зародышевые листки и их производные.
Зародышевые листки | Их производные |
? | Пищеварительная система |
? | Кровеносная система |
? | Нервная система |
? | Скелет, мускулатура |
? | Эпидермис кожи |
? | Дыхательная система |
б) Ответить на вопросы:
1- Что такое онтогенез?
2- Какие периоды он включает?
3- Эмбриогенез – это……?
4- Назовите стадии эмбриогенеза?
5- Кратко охарактеризуйте каждую из них?
6- Что называют зародышевым листком? Назовите их?
7- Какие органы развиваются из эктодермы, энтодермы, мезодермы?
7.Итоги урока: Оценивание учащихся в группах, рефлексия урока (ребята пишут на стикерах мнение об уроке).
8.Домашнее задание: параграф №35 стр.136; заполнить таблицу на стр.141