СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Работа над средствами музыкальной выразительности"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Работа над средствами музыкальной выразительности"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ



                                                     








Конспект открытого урока


Работа над средствами музыкальной выразительности




















Преподаватель:

                                                                  Морозова М.Н.

2020год




Конспект открытого урока на тему:

«Работа над  средствами музыкальной выразительности»

 

Цель занятия: формирование знаний о средствах музыкальной выразительности и умения раскрыть художественный образ произведений.

Задачи занятия:

обучающие:

  • Освоить приемы певческого звуковедения – стаккато, легато, нон легато;

  • закрепить умение ритмичного исполнения произведений;

  • расширить знания о средствах музыкальной выразительности.

развивающие:

  • развить у детей эмоциональное восприятие произведения;

  • закрепить умение раскрытия  идейно-художественного содержания произведения.

воспитательные:

  • воспитывать позитивное отношение к творческому процессу, к труду;

  • сформировать стойкий интерес к вокальной музыке, оказывающей влияние на духовное воспитание человека.

Форма занятия: комбинированное занятие

Форма организации работы: чередование фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Структура учебного занятия ( этапы учебного занятия)

п/п

Этапы занятия

Время

1.

Вводная часть:

Приветствие.

Распевание.

Постановка цели

занятия.

7 минут

2.

Основная часть:

Работа

над произведениями.

35 минут

3.

Заключительная часть: Подведение итогов.

Музыкальное прощание.

3 минуты

Содержательные блоки учебного занятия

Подробный конспект содержательных блоков

1.Вводная часть – 5-7 минут

Дети заходят в класс и рассаживаются на стулья.

П. (поёт) Здравствуйте.

У. (поют) Здравствуйте.

П.Сегодня у нас открытое  занятие. Прежде, чем мы с вами приступим к основной части, подготовим голосовой аппарат к работе. Встанем ровно, следим за осанкой.  Поём вокализ, используя разные приёмы работы голосовых складок Фонопедического метода развития голоса

В.В. Емельянова.

Учащиеся, в сопровождении концертмейстера, исполняют вокализ

Николо Воккаи, используя разные приёмы голосообразования:

  1. –« губной вибрант» - (p)

  2. – «выдувание» - (у)

  3. – «носовой сонант» - (n)

  4. –«губной вибрант»  с переводом в букву «Ы».

Поют вокализ в тональностях As ,A, B, H dur.

П. Молодцы! Ваши голоса готовы к пению.

Сегодня мы поработаем над разными по содержанию, стилю, времени написания  произведениями: «Весенние воды» С.В.Рахманинова и ««Деревенский оркестр» современного зарубежного композитора  В. Арико Жуниора.

Наша цель -  проанализировать средства музыкальной выразительности, которые использует композитор для создания определённого образа и постараться раскрыть содержание данных произведений.

2.Основная часть – 35 минут

Чтобы произведение звучало со сцены, и было понятно слушателю, надо исполнить его выразительно в соответствии с замыслом автора. Для этого в музыке есть приемы и средства для исполнения. Сегодня мы должны их  проанализировать и научиться выбрать подходящие для данных произведений.

П.Откройте, пожалуйста, партитуру « Весенние воды».

         Мы с вами прошли этап разучивания текста и можно перейти к художественному осмыслению и раскрытию содержания  этого произведения. Давайте вспомним о творчестве Сергея Васильевича  Рахманинова.

У.        С.В. Рахманинов – великий русский композитор, пианист, дирижёр. В своих сочинениях он следовал традициям музыкальной русской классики, был проникновенным певцом русской природы. Романс « Весенние воды» на слова Фёдора Тютчева один из самых лучших его романсов, полный будоражащей  силы, пробуждения природы, молодости, радости и оптимизма.

Формирование новых знаний и умений.

П. Действительно, этот романс самый известный и популярный в вокальном творчестве композитора, широко известен среди исполнителей  и поэтому появилось переложение для хора. И мы тоже можем прикоснуться к этой прекрасной музыке.

П. Хоровая партитура состоит их 3-х голосов. Основная мелодия принадлежит верхнему голосу - сопрано.

Давайте исполним её. Партия альтов внимательно прослушает и даст ей характеристику.

Сопрано поют мелодию 1-ой части.

П. Спасибо. Расскажите о характере мелодии.

У. Мелодия очень красива, звучит плавно и стремительно.

П. Что передаёт музыка? Какую картину рисует?

У.Певучая, широкая мелодия звучит плавно и стремительно, композитор стремиться передать непрерывность движения воды.

П. Правильно. Какой музыкальный штрих подойдёт для исполнения?

У. Легато.

П. Одним из важнейших средств выразительности являются штрихи. Штрихи определяют звуковедение и это произведение будет исполняться на легато. Какие ещё особенности вы услышали?

У. Мелодия имеет широкий диапазон, призывные интонации, движение по звукам тонического трезвучия, пунктирный ритм.

П. Молодцы,  вы правильно дали характеристику вокальной партии.

Действительно, мелодия передаёт поэтический замысел автора:

  «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят

   Бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят…

   Они гласят во все концы: «Весна идёт! Весна идёт!

   Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперёд!»

   и является ярким средством выразительности.

Давайте исполним вместе 1-ую часть.

исполняется 1-ую часть.

П. Романс «Весенние воды»  написан в 3-х частной форме. 1-ая и 3-я части очень яркие, фактурные, средняя часть спокойная, умиротворённая.

И мы поговорим о  динамике, как о ещё одном приёме для раскрытия содержания произведения.

Мы на этапе разучивания говорили о том, что музыкальное развитие очень разнообразно. В партитурах вы видите знаки, которые указывают на силу звука. Назовите динамические оттенки, встречающиеся в этом романсе?

У. Форте (громко), пиано (тихо), меццо форте (не очень громко), меццо пиано (не очень тихо), крещендо (усиление звука), диминуэндо (уменьшение звука).

П. Молодцы! Динамика меняется в зависимости от поэтического содержания. Споём среднюю часть со слов «Бегут и будят сонный брег…», используя приём крещендо.

исполняется со словами фрагмент, точно исполняя динамические оттенки.

Настало время обратить внимание и на сопровождении романса, на партию  фортепиано. С ней вас познакомит Светлана Александровна.

К. Прослушайте фрагмент из первой части произведения.

Концертмейстер играет 1-ую часть, дети слушают.

П. Какая картина природы предстаёт перед вами?

У. Кажется, что « музыка бурлит, подобно стремительному водному потоку», слышно, как природа пробуждается, тает снег.

К. Да, действительно фортепианное изложение очень содержательно и имеет очень важную роль в создании общего характера произведения. В этом фрагменте композитор для изображения «стремительных водных потоков» использует «взлетающие» пассажи (арпеджио, секстоли, длительности – шестнадцатые).

В первой кульминации на словах: «Весна идет!» звучат жизнеутверждающие аккорды, которые поддерживают партию хора.

Концертмейстер играет этот фрагмент.

 Далее музыка приобретает мечтательный характер, затихая перед новой волной развития. Ускоряется темп, учащается ритмический пульс (восьмые сменяются триолями) и звучит вторая кульминация. Она напоминает виртуозные фортепианные концерты Рахманинова. Последний звук вокальной партии «затопляется» нисходящим движением октав. А триоли в последних тактах звучат как радостные звоны, возвещающие торжество светлых сил!

Концертмейстер исполняет вторую кульминацию.

П. Спасибо.

В этом произведении аккомпанемент является ведущим средством изобразительности.

Прослушав фортепианную, партию вы услышали и увидели в партитурах, разное движение:  то быстрое, то медленное. О каком ещё средстве выразительности идёт речь?

УО темпе.

П. Глядя в ноты, назовите темпы, в которых мы будем петь.

У.  Скоро, медленнее, спокойно, ускоряя и опять скоро.

П. Прежде, чем мы исполним произведение, я напомню вам о средствах музыкальной выразительности, которые вы постараетесь использовать для раскрытия музыкального и поэтического содержания.

 Будем использовать в пении штрих legato, фразируя и выразительно произнося текст. В кульминации 1-ой части, на словах «Весна идёт!», надо постараться спеть с хорошей, твёрдой атакой звука, с совместным замыканием окончаний слов, так как это наивысшая точка музыкального развития первой части.

Вторая кульминация будет в конце, к ней стремится всё музыкальное движение.  Ускорение темпа помогает ярко завершить произведение.

 Динамические оттенки надо исполнить точно то затихая, то развивая.

 В исполнении будем строго следовать критериям академического пения: «округлению» гласных звуков, пению «на зевке» без форсирования.

          Применение полученных знаний на практике.

Исполняется стоя произведение С.В. Рахманинова «Весенние воды».

П.        Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

Противоположным произведением по содержанию и характеру является следующая песня « Деревенский оркестр».

Мы уже прошли этап  разучивания. Давайте сравним с предыдущим произведением и назовем отличительные черты.

У.        Нет сопровождения фортепиано.

Нет поэтического текста.

 Очень яркая и весёлая мелодия.

 Шуточный характер.

П.Да, действительно,  автор предлагает изобразить   оркестр, используя яркие мелодические обороты, имитирующие игру на разных музыкальных инструментах.

Вспомним текст, споём все музыкальные темы.

исполнятся в унисон все темы произведения.

П. В первом произведении мы с вами познакомились с основными средствами музыкальной выразительности. Постараемся применить наши знания, проанализировав  все три темы «Деревенского оркестра» и выбрать подходящие приёмы для исполнения. Какая по характеру первая тема?

У. Под неё хочется маршировать.

П.Да, вы правильно отметили черты марша.В 1-ой теме автор предлагает штрихи стаккато и нон легато с акцентами, движение мелодии в объеме интервала кварты и ритмический рисунок придаёт ей маршеобразный характер.

Предлагаю 1-ую тему исполнить, имитируя игру на тромбоне.

 Кто расскажет о нём и покажет движения, которые подходят для изображения игры на этом инструменте?

У. Тромбон – это медный духовой инструмент, звучит низко. Отличается от других наличием кулисы – передвижной трубки. Играют на тромбоне вот так.

Учащаяся показывает движение, имитирующее игру на тромбоне.

П. Спасибо. Если 1-ую тему мы отдали тромбону, то и остальные инструменты должны сочетаться. Будем создавать духовой оркестр. Как вы думаете, какой инструмент мог бы исполнить 2-ую тему? Охарактеризуем её.

У.Она более лиричная, мягкая. Композитор предлагает исполнить штрихом легато. Наверное, её могла бы исполнить флейта.

П.Тогда вспомним, что это за инструмент и как на нём играют.

У. Флейта относится к группе деревянных духовых инструментов, но современные флейты изготавливаются из металла. Звук у неё высокий, нежный, не громкий. Играют на флейте вот так.

Учащаяся показывает движение имитирующее игру на флейте.

П. Спасибо. Осталось поговорить о 3-ей теме. Она призывная, активная, мелодия движется по устойчивым звукам, будет исполняться штрихом нон легато. Я предлагаю, имитировать трубу. Этот инструмент всем известен своим звонким, высоким звучанием.

Расскажите о трубе.

У. Труба – медный духовой инструмент, самый высокий по звучанию из этой группы. Обладает ярким, блестящим тембром. Играют на ней вот так.

Одна из учащихся показывает движение, имитирующее игру на трубе.

П. Партия альтов исполнит первую тему, вторую и третью темы исполнят сопрано.

Динамика будет развиваться по принципу крещендо: начнём с mp и закончим на f.

 В этом произведении нам не обойтись без движений, изображающих игру на музыкальных инструментах.  Сценическое движение – тоже средство выразительности.

Движения определены, штрихи тоже. Давайте встанем и споём, соблюдая штрихи и динамику. Шуточный характер произведения предполагает пение на улыбке легкости исполнения, свободы движений.

Исполняется произведение В.Арико Жуниора «Деревенский оркестр».

3. Заключительная часть- 3 минуты.

П. Давайте подведём итог нашего занятия. Что необходимо для выразительного исполнения произведения?

У. Средства музыкальной  выразительности.

П. Для чего нам надо это умение?

У.Для раскрытия содержания песен разных по характеру.

П. Давайте ещё раз вспомним, какие средства выразительности вы узнали?

У. Мелодия, фортепианное сопровождение, динамика, штрихи, темп, сценическое движение.

П.Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. Петр Ильич Чайковский сказал: «Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем…» и мы в этом убедились, узнав о средствах музыкальной выразительности.   Конечно, полученные знания и умения требуют закрепления. Сегодня наше занятие закончилось. Давайте встанем и попрощаемся.

Дети встают и поют: «До свидания!

Методы и технологии обучения:

Методы:

  • словесные – объяснение, беседы, разъяснение

  • наглядные – показ педагога

  • практические – исполнение

Технологии:

  • здоровьесберегающие

  • обучение в сотрудничестве

Материально-техническое оснащение:

-аудитория 48 кв.м

-мебель 40 стульев

-фортепиано

-нотная литература

-наглядный материал: иллюстрации к произведениям.

Ожидаемые результаты обучения

        У учащихся сформируется представление о средствах музыкальной выразительности, умение применять их на практике для раскрытия содержания произведений.

Литература, использованная педагогом для подготовки занятия:

  1. В.В. Емельянов, И.А. Трифонова Рабочая тетрадь №1 VI уровня   многоуровневой обучающей программы В.В. Емельянова              «Фонопедический метод развития голоса» ООО «Порто-принт» г. Самара, 2014.

  2. «Репертуар детского хорового коллектива. Произведения для детского хора». М. Изд. «Музыка», 1990.

  3. Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». М. Изд. «Музыка», 1988.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!