СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока «Работа над словесным действием отрывка рассказа «Брестская крепость» автора Сергея Алексеева»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок проводится с учащейся 5 класса дополнительной предпрофессиональной программы  в области театрального искусства "Искусство театра" по предмету "Художественное слово"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока «Работа над словесным действием отрывка рассказа «Брестская крепость» автора Сергея Алексеева»»

Управление по культуре Тюменского муниципального района

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Винзилинская детская школа искусств «Мечта»









Конспект открытого урока

Тема:

«Работа над словесным действием отрывка рассказа «Брестская крепость» автора Сергея Алексеева»

















Харитонова Светлана Андреевна

преподаватель направления

«Театральное искусство»





2022

Цель: Отработать словесное действие на отрывке рассказа «Брестская крепость» автора Сергея Алексеева

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить, применять полученные знания по предмету «Художественное слово» в работе над словесным действием.

Развивающие:

  • Развивать умение самостоятельно подбирать определенную речевую характерность и речевой темпо – ритм для исполнения отрывка из рассказа.

Воспитательные:

  • Прививать любовь к родине, формировать и развивать личность, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.

Этапы работы:

  1. Организационный этап.

  2. Разминка

  3. Работа над темой урока.

  4. Закрепление материала и подведение итога урока.

  5. Домашнее задание.

Методы обучения:

Словесный (прослушивание отрывка произведения);

Наглядный (показ упражнений преподавателем и воспроизведение услышанного и увиденного учащимся, просмотр дидактического материала).

Практический (выполнение заданий самим учеником)

Обеспечение занятия:

Наличие пюпитра, зеркала







Ход урока:

Организационный этап.

Добрый день, Василиса, уважаемые гости! Судя по ваши лицам, настроение у всех хорошее, а это значит в теплой атмосфере ваших добрых улыбок, мы начинаем индивидуальный урок по учебному предмету «Художественное слово» дополнительной предпрофессиональной программы в области театрального искусства «Искусство театра». Урок проводится с учащейся 5 класса Кулаковой Василисой. Преподаватель театрального направления первой квалификационной категории Светлана Андреевна Харитонова.

Тема нашего урока «Работа над словесным действием на отрывке рассказа»

Василисой Кулаковой взят в работу рассказ писателя Сергея Алексеева «Брестская крепость». На занятиях первой четверти учащейся был предложен просмотр художественного фильма «Брестская крепость» режиссера Александра Котт. Сделан анализ этого произведения. Определена тема, идея, сверхзадача произведения. Текст выучен наизусть. Сегодня мы начинаем работу над словесным действием.

Василиса, скажи пожалуйста, что означают эти два словосочетания «словесное действие»? (ответ ученика)

Верно, одна из форм проявления действия есть словесное воздействие словом на другого человека. И мы о чем не можем здесь не сказать? Какими инструментами мы можем воздействовать на человека при общении? (ответ ученика)

Верно. Интонация – манера произношения, отражающие какие - либо чувства. Не забываем о том, что интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию.

Получается, чтобы актер воздействовал на зрителя нужны три составляющие: слово, интонация и эмоция.

Василиса, сегодня мы начнем большую работу над словесным действием нашего рассказа.

Прежде чем приступим к работе, предлагаю тебе подготовить наш голосовой аппарат, выполнив несколько упражнений. Ведь наш голос – это наш инструмент, который нужно настраивать перед работой.

Займи чтецкую позицию. (если нужно, поправляем ученика)

Поработаем над постановкой согласных звуков, через нашу гласную дорожку.

Но сначала, поработаем над гласными звуками, подключая дыхание.

(выполнение упражнения)

Спасибо! Следующее упражнение. Прошу тебя чередовать глухие согласные звуки со звонкими через гласные. Начали!

Упражнение на постановку согласных звуков.

Спасибо! Сейчас попрошу тебя поработать над интонационным упражнением.

Интонационное упражнение

Спасибо! Наш голосовой аппарат «проснулся» и готов к работе.

Возьми, пожалуйста текст. Пусть он будет перед твоими глазами.

Свою работу мы начнем с работы над экспозицией. Что Василиса, является экспозицией в рассказе? (ответ ученика)

Вено. Экспозиция -  ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению главного события.

Прочти ее. (выполнение задания)

С чего мы начнем работу? (ответ ученика)

Верно. В экспозиции большая часть текста носит описательный характер, здесь идут слова автора и только к ее завершению, появляются реплики персонажей.

Василиса, ты знаешь, что чтец, выходя на сцену, с первого слова должен ясно представлять не только о чем и для чего он будет говорить, но всю итоговую цель, к которой направлено его словесное действие. Это обязательно будет отражаться на всех твоих интонациях, на передаче всех мыслей и чувств. В этом и заключается основа словесного действия.

Скажи пожалуйста, в этом отрывке рассказа есть какая - то главная мысль? (ответ ученика)

Да я согласна. В первые дни войны очень трудно было советскому народу, и не смотря на это, много было смельчаков – героев, которые не смотря на весь ужас – совершали подвиги, даже ценой своей жизни.

Будь добра, прочти этот отрывок рассказа, с применением всех знаний и умений по данной теме.

(учащийся читает текст)

Спасибо. Василиса, как ты считаешь, вот этим небольшим отрывком твоей работы, что тебе удалось передать? (ответ) Была ли логика в произношении текста? А была ли правильной темпо-ритмическая организации речи? (ответ учащегося)

Василиса, ты знаешь, что слово обладает способностью вызывать в нашем воображении яркие, зримые образы. И оно может быть многозначным, если его подать с различными оттенками. Но чтец, в первую очередь, должен сам увидеть, принять все то, что его окружает. Будто он сам находится в этих предлагаемых обстоятельствах.

Будь добра, Василиса, еще раз, прочти этот отрывок рассказа, как будто ты сейчас не в этом кабинете, а ….

(Идет работа над текстом)

Вот, ты сейчас остановилась, а мне, как твоему слушателю, зрителю, очень захотелось услышать продолжение этого рассказа. Знаешь почему? (ответ)

Закрепление материала и подведение итога урока.

Василиса, сегодня мы с тобой поработали над словесным действием отрывка рассказа «Брестская крепость»

Спасибо большое за работу! Подведем итог урока!

  1. Как ты считаешь, удалось ли тебе сегодня воздействовать словом на зрителя? (ответ)

  2. При работе над текстом в чем - то у вас возникла сложность? (ответ)

Василиса, перед тем, как вы получите домашнее задание, я прошу вас, подойти к столу и взять небольшое четверостишие (совершенно другое по тематике, например, про Новый год), и прочитать его с такой интонацией, по которой бы мы поняли твое настроение полученного от нашего урока.

(Проводится рефлексия)

Домашнее задание.

Василиса, домашним заданием будет следующее! Я предлагаю тебе закрепить ту работу, над которой мы сегодня работали, а после, я попрошу поработать тебя над следующим элементом композиции произведения - Завязкой.

Спасибо большое за урок! Мне было приятно с тобой работать. До следующей встречи!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!