СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока «Работа над крупной формой на уроках специального фортепиано с применением инновационных технологий»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                  План-конспект открытого урока

по предмету: "Специальность и чтение с листа"

с обучающейся 8 класса отделения специального фортепиано

Апухтиной Анной

ОБОУ ДО "Медвенская детская школа искусств"

преподавателя Калуцкой Натальи Алексеевны

 

 Тема урока: «Работа над крупной формой на уроках специального фортепиано с применением инновационных технологий»

Цель урока: закрепление у обучающейся знаний о классическом сонатном allegro: стилистических особенностях, форме, приемах игры, используемых при исполнении.

  

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока «Работа над крупной формой на уроках специального фортепиано с применением инновационных технологий»»



План-конспект открытого урока

по предмету: "Специальность и чтение с листа"

с обучающейся 8 класса отделения специального фортепиано

Апухтиной Анной

ОБОУ ДО "Медвенская детская школа искусств"

преподавателя Калуцкой Натальи Алексеевны

Тема урока: «Работа над крупной формой на уроках специального фортепиано с применением инновационных технологий»

Цель урока: закрепление у обучающейся знаний о классическом сонатном allegro: стилистических особенностях, форме, приемах игры, используемых при исполнении.

Задачи

обучающие:

- формирование и закрепление знаний об особенностях классической сонатной формы;

- осознание как структурной, так и художественной сторон музыкальной формы;

развивающие:

- развитие музыкального мышления, памяти, внимания,

- музыкально-слуховых представлений,

- умение последовательно «излагать» материал и собирать в единое целое;


воспитательные:

- воспитание умения внимательно относиться к замыслу композитора;

- умения слушать и анализировать услышанное;

- способствовать развитию художественного вкуса на основе исполнения классической сонатной формы.


Методы работы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения, обобщения, эмоциональной отзывчивости.

Тип урока: комбинированный.
Оборудование: фортепиано, ноты, ноутбук, иллюстрации.
Музыкальный материал:

Упражнения Ш.Ганона № 27, № 28

Ф.Бургмюллер «Этюд» до минор соч. 105 №2

Й. Гайдн «Соната» № 27 Соль мажор I часть

Чтение с листа: И.С. Бах «Менуэт»

План урока:
I. Организационный этап:
1) приветствие;
2) сообщение темы урока и цели.
II. Основная часть урока:
1) работа над упражнениями и этюдом;
2) работа над крупной формой;

3) чтение с листа.

III.Заключительный этап:
1)итог урока;
2)домашнее задание;
3)рефлексия.

Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока, настрой обучающейся.


Термин «соната» появился в XVI веке (итал. «sonare» - звучать). Жанр сонаты с гомофонно-гармонической фактурой зародился в творчестве Ф.Э. Баха, который и проложил дорогу классической фортепианной сонате венских классиков. Ф.Э.Бах сочинял сонаты в трех частной форме, наметив основные функции и характер будущего классического сонатного цикла. Окончательное формирование классической сонатной формы произошло у Й. Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена, эти композиторы собрали воедино творческие традиции своих предшественников, синтезировали их передовые идеи, которые подготовили в течение нескольких десятилетий рождения нового стиля.



Произведения крупной формы отличаются от других произведений они больше по объему и построены по более сложным законам музыкальной формы. Композитор, создавая сонату, вариации всегда придерживается более строгих правил построения. Явления контрастности и единства тематического материала и их исполнительского воплощения при разучивании сонатной формы неразрывно связаны с развитием у обучающегося чувства целостности, сквозной линии при интерпретации произведения. Очень часто при выступлении нестойкое ощущение темпа нарушает целостное исполнение сонаты. Особенно это часто происходит при смене фактуры, ритмического рисунка или резкого сопоставления динамики. При работе над произведениями крупной формы педагог вместе с учащимся проходит те же этапы работы, как и при работе над любым другим произведением: музыкально–теоретический анализ произведения, этап работы над деталями, этап оформления произведения, занятия с использованием «дирижёрского» метода работы и на конечном этапе - метода исполнения произведения целиком. Исполнение произведения целиком развивает эмоциональную выносливость, укрепляет слуховое внимание, сосредоточенность, двигательную свободу, техническую выдержку. При начальном ознакомлении с сонатным аллегро осмысливается её трёхчастная структура (экспозиция, разработка, реприза), разбираются образные характеристики партий (главной, побочной, заключительной), их контрастность, единство и интенсивность развития в образном строе всего произведения. В основе сонатного аллегро лежит принцип контраста.  


II. Основная часть урока.

Разыгрывание. Игра упражнений Ш.Ганона № 27, № 28

Правильно организовать игровые  движения – важная задача, стоящая перед преподавателем на всех этапах обучения. Зажатыми руками и корпусом тела невозможно  свободное самовыражение. Упражнения № 27, № 28 подготовят обучающуюся к игре украшений в сонате. В момент исполнения упражнений педагог следит  за свободой рук, независимостью пальцев, чёткостью и точностью прикосновения, гибкостью  запястья.

При работе над упражнениями использовуются разные варианты, например:  левая рука – мелодия, правая – аккомпанемент и наоборот, игра разными штрихами: левая рука- staccato, правая – legato и наоборот.                                                                        

Аня играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения играют в удобном темпе.



Работа над произведениями

Ф. Бургмюллер «Этюд» до минор соч. 105 №2

Программность этюдов Ф.Бургмюллера является стимулом к техническому развитию учащихся. Константин Николаевич Игумнов говорил: «Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения». К этому высказыванию можно добавить слова Василия Ильича Сафонова: «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука». Когда говорят о фортепианной технике, то имеют ввиду ту сумму умений, навыков приемов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного, звукового, результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. Развитие фортепианной техники идет интенсивнее и успешнее, когда с первых шагов оно стимулируется положительными эмоциями и творческим воображением. Стремление к музыкальному совершенству не позволяет мириться с недостатками и рождает повышенную интенсивность в работе.

Педагог: «Аня, сегодня мы продолжим работу над «Этюдом». Давай вспомним что такое этюд, какой у него характер и строение».

Обучающаяся: «Этюд – это виртуозно-художественное произведение для развития и закрепления определенного технического приема и главных исполнительских качеств: силы воли, физической и технической выносливости. В этюде три части, с репризой. Это программная музыка, здесь можно нарисовать картину грозы, средняя часть лиричная».

Обучающаяся играет «Этюд» наизусть, в умеренном темпе, в тексте есть неточности и трудности в исполнении.

Педагог: «Аня, давай подробнее остановимся на каждой части и поработаем над недостатками».

В первой части этюда мелодия звучит одновременно в правой и левой руках через октаву. В правой руке идет сразу мелодия и аккомпанемент, поэтому здесь главное аккорды аккомпанемента сыграть тише, а мелодию играть громче, на стаккато затем на легато, опираясь на длинную ноту - первую долю такта. По динамике начинаем на пиано, затем крещендо к верхнему звуку и потом диминуэндо. Педагог так же проверяет правильность аппликатуры и точность исполнения.

Отдельно велась работа над соотношением звучания мелодии и аккомпанемента в правой руке. Затем над штрихами в мелодии стаккато затем легато. Педагог попросила Аню играть обязательно верными пальцами, иначе мелодическая линия может прерваться. В конце первой части идет небольшое замедление и две вольты для первого и второго повторения. Так же прорабатывалось взятие педали на первую сильную долю такта.

Вторая часть начинается с контраста. Меняется лад, из до минора мы переходим в Ми бемоль Мажор, мелодия звучит в правой руке, а аккомпанемент в левой. Меняется характер музыки из тревожного, взволнованного он становится более лиричным, светлым. После небольшого замедления идет взволнованный и стремительный аккордовый эпизод здесь опять появляется стаккато в правой и левой руках, мелодия чередуется между руками. Этот эпизод сменяется печальным и жалобным, в правой руке идет мелодия и подголосок с секундовыми интонациями, в левой аккорды. Здесь ведется работа в правой руке над мелодией и подголоском, педагог объясняет обучающейся что необходимо додерживать в мелодии ноту с точкой, педаль запаздывающая. Затем идет постепенное нарастание звучности и опять быстрый и взволнованный аккордовый эпизод, который переходит в репризу. В ней отрабатываются те же приемы что и в первой части.

В окончании этюда идет замедление и концовка на фортиссимо. Аккорды играются от плеча всей рукой, с опорой.

Педагог с обучающейся внимательно просчитывает длительности пауз, что бы ритмически точно сыграть окончание.



Й. Гайдн «Соната» № 27 Соль мажор I часть

Работа над сонатным allegro является важным этапом в формировании музыканта. Изучение этой формы необходимо начинать как можно раньше на примерах сонатин А. Гедике, М. Клементи, Ф. Кулау. В старших классах учащийся знакомится с образцами сонатного творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена и других композиторов.

Соната Соль Мажор отличается разнообразием художественных образов и тем; разнообразная фактура, артикуляция. Яркая, жизнерадостная, озорная – эта соната является хорошим материалом, на основе которого можно освоить форму сонатного аллегро. Успешному овладению данной сонатой способствует умение учащегося исполнять украшения, его представления о тембрах инструментов камерного оркестра, умение играть двойные ноты, альбертиевы басы, ломаные октавы.

Педагог: «Аня расскажи, пожалуйста, о композиторе, сонате, ее строении».

Учащаяся:« Йозеф Гайдн - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внес вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Соната написана в форме сонатного allegro, имеет энергичный, легкий характер. В экспозиции нет ярких контрастов, более контрастна разработка. Она основана на новом тематическом материале. Начинается в ре-миноре. Музыка приобретает оттенок серьезности. Нарастание энергии, динамическое развитие приводит к кульминации. В репризе утверждается светлый жизнерадостный характер». Идет мультимедийная презентация, прослушивание сонаты в исполнении разных пианистов.

Обучающаяся играет сонату наизусть в умеренном темпе. Затем идет детальная проработка.

Экспозиция. С первых тактов создаётся начальный импульс, определяющий характер и направленность дальнейшего развития. Главная партия (1-12т.), построенная на стремительно восходящей мелодической интонации с чёткой артикуляцией, требует от исполнителя ритмической точности. Артикуляционные лиги, объединяющие дуолевые и триолевые ритмические группы, придают характер комичности, озорства. В этой сонате особую художественную значимость имеет орнаментика. Группето, трели, форшлаги требуют технически ясного, легкого, блестящего исполнения. Педагог предлагает поиграть украшения в медленном темпе на нон легато по два раза каждый звук украшения на хорошей опоре, близко к клавиатуре. Такой способ отработки укрепляет кончики пальцев, прибавляя в них ощущения. При этом обращается внимание учащегося на то, что при исполнении форшлагов выделяется первая нота.

Связующая партия (13-24т.) является переходным разделом, модулирующим в доминантовую тональность. Здесь педагог добивается от учащейся ровного звучания в двойных нотах левой руки, а так же лёгкого, внятного ритмически точного исполнения форшлагов и мордента.

Побочная партия звучит в доминантовой тональности (ре-мажор). Грациозная, построенная на чередовании мягких нисходящих шестнадцатых и стремительно направленных вверх искрящихся восьмых длительностях на острое стаккато. Контрастные мотивы в правой руке объединены общей фактурой левой руки. Она изложена в форме альбертиевых басов. Исполнение левой руки требует ритмической и интонационной чёткости, ровности. Необходимо избегать вялости пятого пальца. Кисть спокойная, пальцы чётко артикулируют при исполнении ломанных арпеджио и нисходящих ломанных октав. Уделяется особое внимание фразировке: обилие коротких лиг, требует очень чуткого исполнения, педагог добивается мягкой, но в тоже время очень определённой завершённости, обучающаяся старается дослушать каждый звук в коротких лигах. Точное интонирование, соответствующая тембральность звука, всё это делает исполнение этого произведения стилистически точным.

Экспозицию завершает заключительная партия, в которой сохраняется и утверждается общее настроение произведения, несмотря на уходящее диминуэндо в конце экспозиции.

В разработке появляется минор и осуществляется активное развитие тематического материала изложенного в экспозиции. Здесь слышны интонации и побочной партии, и заключительной партии и восходящее мелодическое движение главной партии. Активная левая рука придает равномерную устойчивость темпа. Острые, вылетающие «из инструмента» восходящие восьмые, сменяются короткими слигованными мотивами, украшенными звонкими мелизмами. Здесь добиваемся точной фразировки, избегать дробности мотивов, определяем кульминационную верхушку, объединяем в предложения и периоды. Моторность и беспрерывность движения в разработке не нарушается даже при появлении синкопированных мотивов в виде короткой лиги, где динамический акцент подчёркивает звук на слабом времени, нарушая регулярность акцентов на сильную долю. Педагог обращает внимание обучающейся на звук, при исполнении сонаты. Он не должен быть излишне глубоким. Завершается разработка вопросительно-неустойчивым септаккордом, усиленным ферматой, разрешающимся в тонику соль-мажора.

В репризе тональное различие сводится к единству. Побочная и заключительная партии изложены в главной тональности. При работе над сонатой Й. Гайдна уделяется особое внимание динамике. Форте Гайдна не соответствует нашему представлению о форте, оно более мягкое. Одно из важнейших исполнительских требований времён Гайдна: «Далеко не достаточно соблюдать пиано и форте в тех местах, где они обозначены, каждый исполнитель должен привносить их в те места, где они не стоят…». В этой сонате композитор использует приём «эхо-динамики», предусматривающий изменение звучности при повторении отдельных тактов (36-39такты,76-79такты). В работе над этим произведением учащийся сталкивается с проблемой точности исполнения штрихов, пауз. Педагог добивается от учащейся при исполнении стаккато извлечение звука «из инструмента». Паузы чётко выдержаны и прослушаны. Ещё одной сложностью является сохранить общую метрическую пульсацию. Из-за быстрого темпа не должна страдать ясность и ритмическая чёткость музыки. Равномерность, устойчивость, твёрдость темпа – основные условия хорошего исполнения. При работе над Сонатой преподаватель помогает учащемуся попытаться по-своему раскрыть характер произведения. Он не только дает словесную характеристику, но и подкрепляет её показом на инструменте. Всё это стимулирует творческую фантазию учащегося.

В целом сонаты Гайдна представляют собой незаменимый художественный материал для учащихся – пианистов самой разной степени подготовленности.



Чтение с листа

«Лучший способ научиться читать -это как можно больше читать» И. Гофман

Среди важнейших навыков, которые должен освоить начинающий пианист - это навык чтения нот с листа. Овладение этим умением очень важно в классе специального фортепиано. Этот навык является основополагающим на всех этапах образования музыканта, владение беглым чтением нот с листа важно во всех сферах деятельности пианиста-педагога и исполнителя.

Для чтения с листа педагог предложила произведение: И.С. Бах «Менуэт».

Аня проанализировала данное произведение, затем подробно разобрала его: темп, размер, тональность, динамику, повторения, указала характер произведения. Затем сыграла его в умеренном темпе.

III. Подведение итогов. Домашнее задание.

Аня, ты добросовестно работала сегодня на уроке. Внимательно слушала меня и выполняла мои указания, работала над трудностями, добивалась конкретной цели при работе над сложными местами.

Домашнее задание

Упражнения Ш. Ганона №27, №28 – следить за синхронностью и свободой рук, ровностью звучания. Поработать разными штрихами и разными динамическими оттенками.

Ф.Бургмюллер «Этюд» - увереннее выучить наизусть, поработать над правой рукой отдельно, играть ярче мелодию и тише аккорды, во второй части слушать мелодию в правой руке, стремительные эпизоды играть на крещендо каждую фразу, окончание играть ярко на фортиссимо, всей рукой .

Й.Гайдн «Соната» - в экспозиции поработать над каждой партией отдельно как на уроке, следить за правильностью аппликатуры, штрихов, динамики, играть ровно, ритмично, отдельно проучить украшения. Разработку играть стремительно, ярко, не замедлять середину. В репризе задачи такие же как и в экспозиции.

Чтение с листа: читать следующее произведение Г.Гендель «Сарабанда»

Оценка: 5.

Рефлексия.

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения это достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т. е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. Учащаяся старается вслушиваться в свою игру и контролировать качество исполнения. Она понимает характер произведения, его жанр, стиль, художественный образ. Аня принимала активное участие в анализе и исследовании музыкального материала. На уроке были заданы вопросы по теме и получены правильные ответы. Запланированный ход урока выполнен. На уроке при работе над крупной формой удалось добиться положительных результатов, цель урока достигнута. Учащаяся почувствовала удовлетворение от качественно выполненной работы на уроке.

Завершить урок хотелось бы словами К.Н.Игумнова

«Да, музыка – это язык! Язык, который очень трудно изучить. На этом языке

написаны поэмы, рассказы, стихи. Задача исполнителя – рассказать эти поэмы и

стихи, сделать это связно, логично, чтобы органично сочетать в одно целое все

звенья

Завершить урок хотелось бы словами К.Н.Игумнова

«Да, музыка – это язык! Язык, который очень трудно изучить. На этом языке

написаны поэмы, рассказы, стихи. Задача исполнителя – рассказать эти поэмы и

стихи, сделать это связно, логично, чтобы органично сочетать в одно целое все

звенья Занимаясь гаммами, упражнениями, проходя произведения с различными техническими задачами, учащиеся осваивают множество разнообразных пианистических приемов, которые подробно разбираются с педагогом и объясняются с точки зрения ощущений. Чтобы обучающийся хорошо усвоил прием, полезно несколько раз повторить его - сначала в виде упражнения, а затем закрепить его на произведениях. Работа над техникой должна вестись систематически, а не от случая к случаю. Это требует большого педагогического терпения и времени. Живой показ, часто на материале других произведений, подстегивает желание учащегося освоить прием, развивает фантазию и поддерживает активный интерес к процессу.

Список литературы:

1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996

2. Ш. Ганон: «Пианист – виртуоз»(60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкого запястья) "Композитор", Москва .2006г.

3.Грохотов С.В. Уроки Гольденвейзера. М.: Издательский дом «Классика 21», 2009.

4.Гнесина Е.Ф. Педагогические принципы. М.: Издательский дом «Классика 21», 2003. .

5.Либерман Е.Я. Работа над техникой. М.: Издательский дом «Классика 21», 2007.

6.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Издательство «Музыка», 1988.

7.Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. М.: Издательский дом «Классика 21», 2009.

8.Л. Баренбойм « Путь к музицированию», Ленинград, 1980.

9.Е. Тимакин « Воспитание пианиста». Методическое пособие. Изд. 2-е. 1989.

10.С.М. Майкапар «Музыкальное исполнительство и педагогика» Челябинск МРI 2006г.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!