Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
__________________________________________________________________
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь ул. Школьная, 5.тел/факс 8(30136)53-3-02 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
Конспект открытого урока по развитию психомоторики
и сенсорных процессов в 4 классе
с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Тема: «Сравнение и обозначение словом величины
разных предметов по двум параметрам»
Выполнила:
Ещенко Валентина Георгиевна
Педагог-психолог
Новая Брянь
декабрь 2021г
Конспект урока в классе по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Тема: «Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам»
Цель: - создать условия для развития умения сравнивать и обозначать словом величины разных предметов;
Задачи: обучающие задачи: формировать умение располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине: ширине, высоте, толщине, длине;
коррекционные задачи: - развивать зрительный анализатор, мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи; коррекция произвольного внимания; восприятие величины, тактильно-двигательного восприятия через игровые упражнения;
Воспитывающие задачи: - воспитание умения работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Оборудование: физминутка, гимнастика для глаз в компьютерном исполнении, массажёры для самомассажа, матрешки для каждого ребенка, цветные карандаши, индивидуальные карточки, мозаика на каждого; ТСО – компьютер.
Ход занятия:
Организационный момент.
Психологический настрой:
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.
Ребята, посмотрите – у вас два солнышка: одно – грустное, другое – радостное. Какое у вас сейчас настроение? Если хорошее – солнышко радостное, не очень хорошее – солнышко грустное. Покажите какое у вас настроение. (размещаем солнышки на плакате с именами детей на начало урока).
Давайте подготовим наши пальчики и руки для работы. (массажёры)К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
Разминка пальчиков на массажёрах.
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем сравнивать предметы по величине: находить длинные и короткие, высокие и низкие, большие и маленькие, широкие и узкие предметы.
- Чтобы выполнить первое задание нужно отгадать загадку
- Ребята, послушайте загадку и отгадайте про что она
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
(Матрешка)
- Правильно. Эта загадка про матрешку.
(1 –е упражнение) (величина)
- Посмотрите, какие красивые матрешки пришли к нам на занятие.
Кукла славная - матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
(открыть первую матрешку)
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой.
- А давайте посмотрим, сколько же дочек спрятались в большой маме? (разобрать матрешки и поставить их по росту вместе с детьми на столе учителя).
- Чем отличаются матрешки под номерами 5 и 2 и 4, и 1.
- Что можно сказать про первую матрешку (она большая).
- А что можно сказать про последнюю (она маленькая).
- Мы сравнивали матрешки по величине.
(повесить плакат по величине)
А теперь смотрим на солнышко и делаем зрительную гимнастику (по кругу -
2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.
(2 упражнение) (высота, ширина)
- Давайте посмотрим, что лежит у нас в конвертах. (там елочки разной высоты и пеньки к ним разной ширины).
- Нужно разложить елочки по высоте от самой низкой до самой высокой и подобрать к ним подставки от самой узкой до самой широкой. К высокой елочке широкую подставку, к низкой – узкую.
- Почему высокую елочку нужно поставить на широкую подставку? (потому что на узкой она не сможет устоять – упадет).
(повесить плакаты по высоте и ширине)
(3 упражнение) (длина)
- А сейчас мы с вами рассмотрим, чем же отличаются карандаши, нарисованные на листе. (они разной длины).
(повесить плакат по длине)
Физкультминутка «Елочка» (на компьютере)
(4 упражнение) (толщина)
- А сейчас мы с вами рассмотрим брусочки из дерева разной толщины.
- Рассмотрите брусочки и разложите их в порядке уменьшения толщины – сначала самый толстый, затем потоньше, еще тоньше, еще тоньше и самый тонкий.
(Самый толстый под № 1, а самый тонкий под № 5)
(повесить плакат по ширине)
.
Давайте перейдём к нашему дыханию. Ребята, вы помните как я учила вас правильно дышать? Как ? Правильно, мы дышим только носом, а рот всегда закрыт. А помните я говорила, что дыхание может быть лечебным?
Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» . – (включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия).
А заодно давайте представим, что мы в облепиховом саду, где цветут прекрасные кусты (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект)
«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо.
Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия - голубой цвет).
Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение.
А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.
Вдох — пауза, выдох — пауза».
Гимнастика для глаз. А теперь смотрим на солнышко и делаем зрительную гимнастику (по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.
(Выполнение упражнений для снятия напряжения).
(5 упражнение) (высота)
- А теперь возьмите листы, на которых нарисованы стулья разной высоты.
- Нужно выполнить следующее задание:
- раскрасить самый высокий стул синим цветом и посадить на него куклу,
- стул пониже раскрасить жёлтым цветом и посадить на него зайца,
- самый низкий стул раскрасить красным цветом и посадить на него мишку.
- Расскажите, как вы выполнили задание.
(повесить картинку с выполненным заданием)
(6 упражнение) (длина)
- Нас ждет еще одно задание.
- Нужно из мозаики выложить 3 дорожки разной длины и разного цвета.
- Расскажите дорожка какого цвета длиннее, а какая короче у вас получилась. (Выслушать ответы детей).
9. Рефлексия:
Урок сегодня был удачный,
Не прошел для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
По каким признакам мы сравнивали предметы?
Что вам понравилось на уроке?
Какие задания вызывали у вас затруднения?
Как изменилось ваше настроение к концу урока?
(раздать детям по два солнышка – грустное и радостное)
(размещаем солнышки на плакате с именами детей на конец урока).
Покажите солнышко с вашим настроением. Я очень рада, что ваше настроение улучшилось (не испортилось).
Литература:
Дворова И.В. Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно–моторному воспитанию детей. Методические рекомендации Российской академии образования. Московский психолого-социальный институт // Москва – Воронеж В: 2004.