Проведённый в рамках недели начальных классов
На тему :
«ОХРАНА ЖИВОТНЫХ».
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 с. Катар-Юрт
Дукаева Л.С.
2019 год
Тема: Охрана животных
Цель: систематизировать знания об охране животных.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.
Оборудование: распечатки таблицы, текстов; презентация «Охрана животных»; на доске портрет М.М. Пришвина и слова: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. Охранять природу - значит охранять родину!
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.) — Дополни таблицу. (Слайд 2)
Группа животных | Размножение | Развитие |
Насекомые | Откладывают яйца | |
| Мечут икру | Икра — малек — рыба |
Земноводные | | Икра — головастик — лягушка |
Пресмыкающиеся | Откладывают яйца | |
| Откладывают яйца | |
Млекопитающие | | |
2). Игра «Кто как развивается?». Вставь пропущенные слова. (Слайд 3)
Яйцо- …- взрослая птица.
Икринка- …- взрослая лягушка.
… - малёк – взрослая рыба.
Яйцо – личинка - …- бабочка.
III. Самоопределение к деятельности
С каждым годом на Земле становится все меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность животных влияют вырубка чесов, вспашка полей, осушение болот, загрязнение рек, морей и океанов. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала в течение долгих миллионов лет.
Сегодня на уроке будем говорить об охране животных.
IV. Работа по теме урока. Беседа.
Охрана животных
— Какое значение имеют животные для растений? (Без животных растения не смогли бы расселяться и размножаться.)
— Какое значение имеют животные для человека? (Животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость открытий, учат нас доброте.)
— Назовите животных, которые находятся в опасности. (Ответы учащихся.)
Эти животные внесены в Красную книгу России. Их надо спасти!
— Для чего нужна Красная книга? (Она рассказывает о растениях и животных, которые находятся в опасности, призывает изучать природу, охранять ее.)
— Что делают люди для охраны животных? (Создают заповедники, заказники, национальные парки.)
— Давайте познакомимся с некоторыми из них.
(Ученики готовят сообщения и выступают.) (Слайды – 7, 8, 9)
Воронежский заповедник. Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, куниц, хорьков, горностаев, косуль, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом. Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. В дальнейшем охота на этих зверей была запрещена полностью. Их стали разводить в заповедниках и расселять по стране. Сейчас эта работа продолжается. Люди могут быть спокойны за судьбу замечательного зверя.
В Приокско-террасном заповеднике, кроме бобров, живут еще лоси, зубры. Когда-то зубр не был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на них самих постоянно охотились. И вот зубры стали редкими, а потом... Потом они могли бы навсегда исчезнуть, как исчезли дикие быки и странствующие голуби. Но люди сумели спасти их. Много лет ученые нашей страны и других стран разводили их. Это было очень трудно, но труд не пропал даром. Сейчас зубров, этих красивейших животных, нередко можно увидеть в заповедниках и зоопарках.
Астраханский заповедник создан в 1919 г. В нем обитают пеликаны и цапли. Примерно 100 лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось... Только благодаря полному запрету на охоту на них птиц удалось спасти.
Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие другие птицы, и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели сил, чтобы их спасти.
Экологические правила
Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.
- Давайте послушаем сообщения об этих животных.
Заранее подготовленные ученики читают сообщения. (Слайд-10)
- Давайте вспомним экологические правила.
(Ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами.) (Слайды-12, 13, 14, 15)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 63).
— Прочитайте задание. Докажите, что животных нужно охра
— Расскажите, что значат для вас животные.
— Назовите своих любимых животных. Напишите.
№2 (с. 63).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
— Какое воздействие человека на природу изображено на рисунках? (Отрицательное.)
— Что изображено на первом рисунке? (Шум и другое 6еспокойство.)
— Поставьте цифру 6 рядом с первым рисунком.
— Выполните остальные задания самостоятельно. Пронумеруйте рисунки.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
VII. Рефлексия.
Клип «В мире животных».
VIII. Подведение итогов урока
— Дети, как же прекрасен мир животных, да?
Вы согласны с тем, что природу действительно надо охранять, оберегать?
- А что бы вы сделали чтобы беречь природу, охранять животных?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 106—111, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 109.
2. Рабочая тетрадь: № 4, 6, 7 (с. 52—54).
3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения на темы «Трутовик», «Дрожжи», «Бледная поганка». (См. дополнительный материал к уроку 24.)