СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи во 2 классе на тему "Пересказ текста В. Бианки "Купание медвежат "с помощью графических схем"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие разработано с елью научить детей с ТНР составлять самостоятельно связные распространенные  предложения с помощью графического плана при пересказе текста.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи во 2 классе на тему "Пересказ текста В. Бианки "Купание медвежат "с помощью графических схем"»

ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат»











Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

по развитию речи во 2 классе на тему

«Пересказ рассказа «Купание медвежат»(по В. Бианки)»









Подготовила:

учитель-логопед

Тимукина Т.А.

















2024 год

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи :

  • Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

  • Продолжать учить образовывать существительные с суффиксами –енок,-онок.

  • Учить самостоятельно составлять простые предложения , опираясь на схемы.

  • Расширять представления детей о диких животных.

Оборудование:

Сундучок, предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей: заяц, лиса, белка; картинка «Медведи в лесу», карточка с загадкой, разрезные картинки, игрушка медведя, молоточек, карточки со схемами.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.

  • Отгадывание загадок о медведе.

  • Объяснение значения слов шиворот, окунать.

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

Шлепок, шиворот

Медведица, медвежонок, шлепок, шиворот

Глаголы

Окунать, надавала

Испугался, догнала, купание, надавала



Ход занятия.

Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Логопед: - Ребята, вы знаете, какие звери живут в лесу? ( В лесу живут волки, лисы, белки, медведи.)

- А как называются эти звери? ( Эти звери называются дикие.)

1. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа.

-У меня есть сундучок, он не простой, в нем лежит листок с загадкой и разрезная картинка. Отгадайте сначала загадку.

Загадка.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовёт?

(Дети хором: Медведь!)

Логопед:

-Правильно! Молодцы! А теперь соберите разрезную картинку. Кто на ней изображён?

(Учащиеся собирают картинку с изображением медведя.)

Логопед вывешивает на доску картинку, на которой изображена медведица с медвежатами.

2.Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

Логопед:-Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа Виталия Валентиновича Бианки, который называется «Купание медвежат».

Чтение адаптированного текста.

Из леса вышли большая медведица и два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков а потом - в воду. Медвежата остались довольны.

3. Словарная работа.

Логопед:

-Ребята, вы знаете, что значит « взять за шиворот»? ( Это значит взять за воротник.)

-Давайте, Лиза будет медведицей, а это её маленький медвежонок.

Педагог показывает игрушку медведя.

- Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?

Ребенок демонстрирует.

- Ребята, что сделала Лиза?(Лиза взяла медвежонка за шиворот.)

- А кто может показать слово «удирать»?

(Один учащийся демонстрирует слово быстрым бегом.)

- Покажите на игрушке «мама надавала шлепков».

Дети демонстрируют выражение «надавала шлепков».

- Илья, покажи, как мама окунала медвежат.

Ребенок демонстрирует действие «окунать».

- Все вместе давайте покажем, как мама-медведица окунала медвежат.

Дети демонстрируют действие.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

Учащиеся отвечают полным предложением.

Логопед:- Кто вышел из леса? ( Из леса вышла медведица с медвежатами.)

- Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)

- Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)

- Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок убежал.)

- Чего надавала мама медвежонку? (Мама надавала медвежонку шлепков.)

- Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)

5. Дидактическая игра «Близко-далеко». Развитие слухового внимания, остроты слуха.

Логопед, отвернувшись от детей, производит удары молоточком разной силы. Учащиеся по силе звучания определяют размер животного ( медведицы или медвежонка.)

-А теперь вы потопайте, как маленький медвежонок. (Дети топают тихо.)

- А теперь, как мама-медведица. (Дети топают сильнее.)

6. Упражнение «Найди и назови детенышей животных». Совершенствование лексико-грамматического строя речи , развитие зрительного внимания, мышления.

Логопед: - Давайте посмотрим, может быть в нашем сундучке еще что-нибудь лежит?

Логопед открывает сундучок и достает из него предметные картинки с изображением животных и их детенышей: заяц, лиса, белка, медведь.

-Соедините в пары диких животных и их детенышей. Назовите детенышей.

Учащиеся находят пары и называют их.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

- Я вам сейчас еще раз прочитаю текст, а помогут мне в этом схемы.

Во время чтения педагог вывешивает на доску схемы (графический план.)

- А теперь вы прочитайте этот текст самостоятельно.

(Учащиеся читают текст про себя.)

8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму. Пересказ рассказа учащимися по цепочке или индивидуально.

9. Итог занятия.

Логопед: - С каким рассказом вы сегодня познакомились? ( С рассказом «Купание медвежат».)

- Кто автор рассказа? (Его написал Виталий Бианки.)

- Вы все справились с заданиями на отлично.

-Молод







Приложение

































































Литература:

1. Зубарева Л.В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников. –В:Учитель,2014.

2. Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи/Узорова О.В., Нефёдова Е.А..-М.:АСТ:Астрель,2004.

3. Филичева Т.Б. Совершенствование связной речи.-М.,1994.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!