Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: «Звук и буква «Ж».
Цель: познакомить со звуком и буквой «Ж», «ж»; научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.
Образовательные задачи: познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.
Развивающие задачи: развивать связную речь; внимание, память.
Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов.
Методы: наглядный, словесный, продуктивный.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, изображение буквы «Ж», касса букв, доска, мел.
Ход НОД.
1.Организационный момент. Приветствие.
Слайд 2. Артикуляционная гимнастика:
Лягушонок улыбнулся, рано утром он проснулся.
Рыбка в озере живет. Открывает рыбка рот.
Прилетела уточка и подула в трубочку.
Ловко прячут хомяки вкусный корм за две щеки.
2. Основная часть.
- Ребята отгадайте загадку.
Шесть ног без копыт, летит – жужжит,
Упадет, в землю ползет. (Жук)
- Как можно назвать маленького жука? (Жучок)
- Если увидим несколько жуков, как их назовем? Кто они? (Жуки)
Слайд 3. Сегодня у нас в гостях жук Жора.
- Жук, жучок, жуки, Жора – какой первый звук вы слышите в этих словах? (Ж)
Характеристика звука «Ж»
- Давайте произнесем звук Ж. Ж-ж-ж.
- При произношении звука IжI губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами. Звук [ж] можно пропеть? Звук [ж] нельзя пропеть.
- Значит звук [ж] какой? Согласный.
- Правильно. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает?
Горлышко работает.
- Если горлышко работает, значит звук [ж] какой? Звонкий.
- А еще звук [ж] всегда твердый. Дети, дайте полную характеристику звука.
Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый.
Слайд 4. Жора принес картинки и предлагает с ними поиграть. Определить наличие звука Ж в словах. (жаба, жираф, желудь, желток, жук,
Слайд 5. А теперь определить месторасположения звука ж в словах.
- А теперь я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.
(ужи, морж, кошка, журавли, ножницы, машина, еж, снежинка, лыжи, замок, лиса, жук, карандаш).
Слайды 6-8. Ребята, жук Жора предлагает поиграть в игру «Что лишнее?»
Слайд 9. Звуковой анализ слова ЖУК.
- Жук просит вас составить из них своё название. Сколько слогов в этом слове?
- Сколько гласных звуков?
Игра «Назови ласково»
- Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.
флаг – флажок шаг - шажок
снег – снежок пирог - пирожок
берег – бережок круг - кружок
друг – дружок утюг - утюжок
сапог - сапожок творог – творожок
Знакомство с буквой «Ж».
- Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?
Нет, мы видим и пишем буквы.
- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.
Слайд 10. Эта буква широка и похожа на жука.
- Из каких элементов состоит эта буква?
- На что похожа буква Ж?
Слайд 11. «Подружи звуки».
- Жук Жора знает, как жужжит звук ж, а сейчас он хочет послушать, как может звучать звук ж в сочетании с гласными звуками.
жа, жо, жу, же, жи.
Слайд 12. Работа в тетрадях.
3. Итог.
- С какой буквой познакомились?
- Какой звук она обозначает?
- Ребята, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно, раскрасьте солнышко. Если что-то осталось неясно, раскрасьте тучку.