СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект музыкального тематического занятия «Русская деревянная ложка» для старших групп

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект музыкального тематического занятия "Русская деревянная ложка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект музыкального тематического занятия «Русская деревянная ложка» для старших групп»

Конспект музыкального тематического занятия

«Русская деревянная ложка» для старших групп


Анастасия Коюшева

МБОУ СОШ№20 г. Королев

Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;

Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развитие фонематического слуха, чувство ритма, координацию ритмических движений с текстом и музыкой. Воспитание чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.

Типтематическое

Формы работыгрупповая

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках) .

Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, деревянные ложки.


Ход Занятия:

Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня песней, а вы мне будете помогать.

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем "Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)


1. Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка)

Улыбнись скорее! (кланяются друг другу)

И сегодня весь день ("пружинка")

Будет веселее. (поднимают ручки вверх)

2. Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)

Носик и щечки.

Будем мы красивыми, (наклоны головы к правому и левому плечу)

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (разводят руками.)

Муз.руководитель: Я сегодня пришла, и с собою принесла

Ложки расписные, красивые, резные!

- Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?

Дети: Нет!

Выходит Антошка:

Чтение стихотворения «Ложка» К. Нефедова (отрывок)

Я ложкой люблю, есть пирожное

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку

Вот, сколько всего можно вычерпать ложкой. (плачет)

Ну, вот куда же я дел свою большую ложку?

Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел,

для повидла – нашел, а для каши – нет!


Муз.руководитель: Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?

Антошка: А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь!

Хочу, хочу большую! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Муз.руководитель: Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка: А я и не слышал,ничего об этом, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Музыкальный руководитель: Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева. Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ими не только кушают, но и на них играют?

Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки. (дети садятся на стульчики)

Просмотр презентации «История возникновения ложки»

Музыкальный руководитель: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят«Баклуши бьет!».

• Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

• Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.

• Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

• Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещёбы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают ложки.

• Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.

Антошка: Хочу также! Ложкарем буду! Что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно) какие -то ложки у меня неправильные!

Муз.руководитель: Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться.

Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.

(Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.)

Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

«Вы умеете считать?» (Ритмическое упражнение)

1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,

1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!

(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)

Муз.руководитель: Знаю, что вы очень любите играть, давайте встанем в круг и поиграем.

Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»

Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук? Звонкий или глухой?

Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».

Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу.

На лошадке в красной шапке

Цок, цок, цок, цок…

Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.

А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук.

Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.

Антошка: Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.

Муз.руководитель: Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу. (играет и поет не ритмично, невпопад)

Муз.руководитель: Опять, ты Антошка торопишься, нам с ребятами петь и играть пока рано, но есть у меня одна идея. Я буду петь, вы с ребятами мне подыграете на ложках. (На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени»)

1. Утром солнышко проснулось,

Нашим ложкам улыбнулось.

От зари и до заката

Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)

2. На качелях покататься

Нашим ложечкам приятно.

Мы на улицу пойдем

И кататься там начнем. (Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)

3. А сейчас, мои ребятки,

Поиграем с ложкой в прятки.

Нужно деткам показаться

И за спину спрятаться. (Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)

4. Солнце за гору зашло

Ложкам спать пора давно

Вы к столу все подойдите

Ложки тихо положите (кладут в коробочку)

Антошка: Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)

Муз.руководитель: Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если я буду играть тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграю громко – значит ты уже близко. Договорились?

Антошка: Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!

Муз.руководитель : А вы ребята, помните о том, что ложки надо беречь.

Игра «Найди ложку»

Муз.руководитель: Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, что их делают из чего?

- За что мы держим ложки?

- Как нужно держать ложки, чтобы получился звонкий стук, а как, чтобы – глухой?

Вы были очень внимательными и старались. А так же многое узнали о русских деревянных ложках.

До свидания!





















Консультация для воспитателей. «Фольклор на музыкальных занятиях».

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область, искусство предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальный фольклор здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Занятия способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета



культурных традиций. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить занятия школьников по фольклору.

Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.

К проблемам народной педагогики обращались многие учёные прошлого и современности, в частности: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Определённый исследовательский и практический опыт накоплен педагогами школ Вологодской области, Гатчины, Иванова, Костромы, Ярославля и других городов.

Музыкальный фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Вот именно в этом и заключается актуальность данной темы. В последние годы фольклор стали изучать более углубленно, возрождается фольклор как народная музыка, культура наших предков.

На сегодняшний день в России лишь единичные образовательные учреждения имеют специальные отделения; чаще всего дело ограничивается только факультативными или тематическими курсами. Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Отсюда вытекает проблема: какие педагогические условия необходимо создать для включения учащихся в фольклорную среду и развития творческих способностей на этой основе.

Объектом нашей работы является процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет - музыкальный фольклор как средство развития творческий способностей младших школьников.

Цель нашего исследования заключается в обосновании значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влияние на творческие способности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели решается следующий круг задач:

1. Рассмотреть понятие и сущность детского музыкального фольклора, раскрыть понятия способности, творчество.

2. Раскрыть опыт практического использования фольклора в системе образования Вологодской области.

3. Выявить комплекс педагогических условий развития творческих способностей младших школьников через организацию занятий по фольклору.

4. Разработать тематические уроки и на основе собственного опыта выявить и обосновать формы и методы использования фольклора на уроках.

Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу:

развитие творческого начала младших школьников средствами музыкального фольклора будет эффективно при условии:

систематического использования фольклорного материала в образовательном процессе;

учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Методологической основой исследования являются работы в области фольклористики по раскрытию и обоснованию специфики фольклора А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, этнографов Шейна, В. Виноградова.

Для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс методов:

Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по фольклору, анализ передового педагогического опыта; наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент, анкетирование, изучение и обобщение практического опыта по использованию фольклора в системе образования

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии "фольклор", "детский фольклор", выявим его сущность и жанровую специфику.

По мнению известного фольклориста А.М. Мехнецова в таком положении определение "народное" интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности. При таком подходе традиционная народна культура и её звенья - фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие - теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности.

В детском фольклоре В.Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни).

Детский фольклор - неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой - собственно детское творчество. Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов - ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики. Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.

Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко. Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных, крестьбинских песен. Среди других характерных жанров отметим пестушки, потешки, прибаутки. С самого рождения ребенка сопровождали особые песни, направленность которых была, безусловно педагогической. В нашем поле зрения лежат произведения, предназначенные для детей и исполняемые детьми, жанры взрослого фольклора для детей, которые играли большую роль в воспитании ребёнка, в становлении взглядов на окружающий мир.

В фольклоре, как известно, каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки. Пестушки (от "пестовать") - песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка. Этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не только к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая массаж ребенку - ритмичным поглаживанием или постукиванием, вытягивая его ручки, ножки, поворачивая голову .

Пестушки по своему назначению способствовали развитию ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков.

Потешки - песенки и припевки, напевеемые для ребенка во время несложных игр с ним - либо для того, чтобы уже на втором году его жизни, когда он начинает говорить и понимает речь. В потешках органично соединяются развлекательные и обучающие моменты. Поэтический и музыкальный склад этих песен предельно прост: напев образуется последовательностью одинаковых мелодических попевок в узком диапозоне.

Как разновидность прибауток встречаются небылицы - перевертыши - песенки, чей сюжет нарочито изменен, "перевернут с ног на голову".

Дети понимают несуразность текста, при этом само смещение реальных связей и отношений закрепляет у них подлинное понимание соотношения вещей и явлений. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности, смысловой "запутанности" таких небылиц:

Фольклористами зафиксированы и напеваемые как взрослыми для детей, так и самими детьми загадки - одноэлементные напевы с текстом загадки [9].

Песенки - загадки и по ныне активно сочиняются и исполняются детьми в традиционной манере, но с современной тематикой.

Сказки с песнями - особый жанр эпоса, сочетающий устное поэтическое и музыкальное народное творчество. В чем-то он родствен играм с песнями, где музыкальный компонент вторичен по сравнению с драматическим или игровым. По форме сказки с песнями представляют собой повествование волшебного, приключенческого или бытового характера, перемещающиеся время от времени напевами. Песня - это чаще всего речь одного из персонажей.

Как только ребенок становится способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Это возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, - считалками, дразнилками, скороговорками.

Детский фольклор удивительно многообразен в своих проявлениях - наряду с календарными закличками, приуроченными к определенным праздникам, существует масса жанров, без которых невозможно представить себе мир ребенка традиционной деревни.

Общим свойством этих жанров является то, что поэтический текст здесь гораздо важнее напева. Более того, эти жанры могут исполняться и без напева, как стишки.

Мелодика дразнилок обычно несложная - одна и та же попевка повторяется несколько раз, либо мелодическое движение ограничивается "раскачиванием" на двух-трех звуках. Стих временной

организации крепится к мелодии в этом случае самым простым способом: все ударные слоги противопоставлены по высоте безударным, интервал же между ступенями - произволен (от секунды до квинты):

Андрей воробей, не шугай голубей.

Голуби боятся, на крышу не садятся.

Известна жанровая разновидность дразнилок - "птичьи" припевки, сатирическое содержание которых обращено к птицам (воробью, галке, сороке, сычу, вороне):

Дрозд, дрозд, дрозд, деревянный нос.

Деревянный нос, соломенный хвост.

Скороговорки - словесные игры детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорки - логопедическое (они предназначены для отработки дикции), то наличие какого - либо музыкального компонента в них второстепенно.

Включить материал по календарному фольклору.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.

Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен - пожеланий. У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н., Леонтьев доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.

Что мы понимаем под творчеством? Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества.

В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.

В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно - егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось - они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток", которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр - приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.

Таким образом, фольклор перед нами выступает как некая система взглядов, выработанных на протяжении многих сотен лет.

По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Б.М. Теплов отмечает, что "раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка".



Приключения

Красной Шапочки

в лесу

Музыкально-дидактическая игра для детей

старшего дошкольного возраста

Цель. Развитие творческих способ-

ностей детей в музыкально-игровой дея-

тельности вне занятий.

Задачи. В процессе игровой деятельно-

сти создать условия для развития творче-

ской активности детей. Совершенствовать

артистические навыки, исполнительские

умения.

Обучать

элементам

художе-

ственно-образных выразительных средств

(мимика, жесты, пластические движения,

интонация). Отрабатывать дикцию, про-

должать работать над интонационной вы-

разительностью речи.

Материал. Дидактическое пособие,

выполненное методом аппликации из

картона, цветной бумаги, цветного

скотча, со вставными карточками; на

карточках изображения Красной Ша-

почки с разными эмоциями на лице: «Ра-

дость», «Удивление», «Испуг», «Негодова-

ние». Шапочки Красной Шапочки, ежа,

волка. Кукла бибабо «Сказочница».

Ход игры

Дети заходят в зал под «Адажио» из

балета «Спящая красавица» П. Чайков-

ского (в записи), садятся на стулья.

Воспитатель.

Интересно, ребята, будет у нас!

Герои сказки придут к вам сейчас.

Вот Сказочница к нам уже идёт –

Сказку рассказывать начнёт!

Воспитатель выносит куклу бибабо

Сказочницу.

Сказочница.

Здравствуйте, детушки!

Здравствуйте, малолетушки!

Я вам расскажу сказочку

Про Красную Шапочку…

За лесом, в одной деревушке

Жила-была с мамой девчушка.

Красную шапочку она носила,

Часто к бабуле своей ходила.

Утром она всегда вставала,

Солнышку песенку напевала.

Воспитатель показывает детям по-

собие с изображением весёлой Красной

Шапочки (в дальнейшем по ходу игры

используются карточки с изображе-

ниями удивлённой, испуганной, рассер-

женной Красной Шапочки). Воспита-

тель

поёт за Красную Шапочку

на

свободную мелодию:

«Утром я проснусь,

солнцу улыбнусь!». Затем предлагает де-

тям сочинить весёлые мелодии к этим

словам– они исполняют свои песенные

импровизации.)

Сказочница.

Красная Шапочка во двор выбегала,

С подружками весело в мячик играла.

Дети все становились по кругу,

Передавая мячик друг другу.

Песню дети напевали,

В «настроение» играли.

Дети передают мяч по кругу, испол-

няя песню-импровизацию:

«Ты катись по кругу, мячик,

Всё быстрей, всё быстрей!

Кто смеётся, злится, плачет,

Покажи нам поскорей!»

Ребёнок, у которого в конце песни ока-

жется мяч, мимикой показывает лю-

бую эмоцию, а дети отгадывают, что

это за эмоция (настроение).

Сказочница.

Однажды мама дочку попросила,

Чтобы та бабулю проведать сходила.

Красная Шапочка взяла корзинку,

Быстро в лес пошла по тропинке.

Идёт Красная Шапочка через лес, лю-

буется яркими цветами и поёт весёлую

песенку: «Я иду и пою песенку свою!».

(Детям предлагается придумать ме-

лодии к этим словам и спеть свои пе-

сенки, затем под музыку «Вальса» из ба-

лета «Коппелия» Л. Делиба в творческом

этюде «Красная Шапочка и цветы» пе-

редать мимикой, жестами, пластиче-

скими движениями лёгкую походку де-

вочки

через

цветочную

полянку,

любование цветами.)

Подул внезапно лёгкий ветерок,

Закачался на веточках каждый листок.

Красной Шапочке вдруг показалось,

Будто листочки все зашептались.

(Дети «превращаются в листочки, в

творческом этюде «Пошепчемся» де-

лятся на пары: один ребёнок передаёт дру-

гому на ушко свой секрет с помошью ми-

мики

и жестов

– тот, слушая его,

выражает ответную эмоцию.)

Музыкальный руководитель № 12/2019

7

Красная Шапочка остановилась,

Шороху за ёлкой она удивилась:

«О-о-о! Кто там прячется за ёлкой?

Мне это показалось только?»

(Дети изображают удивление.)

Под ёлкой она ежа увидала

И скороговорку пробормотала:

«Лежит ёжик у ёлки,

У него иголки колки».

(Дети повторяют скороговорку несколько раз.

Одному из детей надевают шапочку ежа, и он пе-

редаёт образ сердитого потревоженного ежа,

произнося: «Пых-пых-пых, фош-фош-фош, очень я

колючий ёж!».)

Боясь уколоться, Красная Шапочка побежала

дальше в лесную чащу.

(Звучит «Юмореска» А. Дворжака – дети пере-

дают характер музыки в движениях «бегущей де-

вочки».)

Вдруг навстречу ей из-за ёлки

Показались лапы волка.

Испугалась Красная Шапочка, заплакала:

«Серый волк идёт сюда!

Ой, как страшно! Вот беда!»

(Звучит «Юмореска» Р. Щедрина – дети изоб-

ражают злого голодного волка, используя соот-

ветствующие образу мимику, жесты, пластиче-

ские движения, в творческом этюде «Красная Ша-

почка и волк» эмоциями, мимикой, жестами по-

казывают испуг Красной Шапочки.)

Но тут Красная Шапочка вспомнила, что её ждёт

бабушка.

Рассердилась она на волка, закричала на него:

«Уходи скорее в чащу!

Не мешай шагать мне дальше!

А не то как закричу,

Ногами я затопочу!»

(Дети передают образ отважной, рассержен-

ной на волка Красной Шапочки.)

Такого поворота волк не ожидал,

И трусливо в лес он убежал!

(В творческом этюде «Уходи! – Не надо!» де-

вочки передают образ рассерженной Красной

Шапочки, топая ногой, «отталкивая рукой от

себя волка», произнося: «Уходи!». Мальчики, сгор-

бившись, чуть присев, изображают трусливого

волка и жалобно произносят: «Не надо!».)

Весело шагая, пошла Красная Шапочка дальше,

к домику бабушки, напевая весёлую песенку:

«Я иду и пою песенку свою!». Бабушка была очень

рада увидеть свою внучку – Красную Шапочку.

Звучит пьеса «В садике» С. Майкапара – дети

передают радость встречи в танцевальных дви-

жениях.

Мр


Зверь живёт почти везде: В огороде и в избе, В поле, и в лесу густом, Под берёзой, под кустом. Зверь живёт обычно в норке, Может грызть и сыр и корки. Если в поле обитает, Тогда зёрнышки сгрызает. Длиннохвостая малышка, Этот зверь зовётся… Источник: https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-m7Фактов о мышах-полёвках
  • У полёвки имеется свой распорядок дня. Всего лишь за 4 часа они успевают сделать кучу дел: 3 раза поспать, 8 раз почистить шубу, 5 раз улучшить свое жилье и 15 раз поесть.

  • Эти зверьки очень плодовиты. Самка способна за год родить 10 раз, по 4-6 мышат. Беременность длится 20-23 дня. Малыши развиваются очень быстро. Самки уже на второй месяц жизни могут забеременеть.

  • Продолжительность жизни полёвок варьируется от 6 месяцев до года. В неволе могут прожить от 5 до 10 лет, так как нет угрозы быть съеденным. Из-за высокой плодовитости, их популяция только возрастает, даже если прожита маленькая жизнь.

  • Мышка-полёвка хорошо плавает и быстро бегает. Двигаются со скоростью 10-12 км в час.

  • Недавно ученые смогли полностью расшифровать ген мыши. Он оказался на 80% схожим с человеческим геном.

  • Как у людей, у мышей суставы состоят из одинакового количества частей. И схожесть строения тоже поражает.

  • Они обладают очень хорошим слухом. Мышь слышит в пять раз лучше, чем человек.

  1. ysh-s-otv etami/Это прекрасные архитекторы. Она может построить за короткий срок целый лабиринт, выход из которого будет знать только она. Лабиринт имеет много коридоров и комнат. Каждая имеет свою задачу: какие-то предназначены для хранения запасов, а какие-то для отдыха и размножения.

  2. Зубы у мышки-полёвки, как и у зайцев, постоянно растут.

  3. Эти зверьки эмоциональны и умеют это показывать. Наблюдая за ними, несложно понять, когда мышь дружелюбна, а когда агрессивна. Агрессию чаще проявляют самцы, их потасовки заканчиваются смертью одного из них.

В зимнее время этот зверек покидает свою норку и прячется в домах и сельскохозяйственных помещениях, нанося своим поеданием огромный вред огороду. Из-за этого до сих пор придумывают все новые способы ловли и истребления этих зверьков. 

Мышка-полёвка – самый распространённый вид грызунов на планете. Полёвка имеет маленькие размеры тела: длина всего лишь 9-12 см, хвост – 4 см, а вес не более 50 грамм. Эти животные обитают колониями. В них входят несколько самок и 4-5 поколения их потомства. Один самец возглавляет 3-4 колонии. Это далеко не все интересные факты о мышах-полёвках.

Питание составляет исключительно растительный рацион: растения, корни, побеги, ягоды, орехи и бобы. Могут также полакомиться улитками и мелкими насекомыми. За день съедает такое количество пищи, сколько весит сама. Эти животные привыкли делать пищевые запасы. В кладовая мыши может храниться до 2-3 кг различных растений.

Вопрос 2. Почему в танце дама с правой стороны от кавалера?

До XVIII века ношение шпаги было обязательным для мужчин, даже во время праздников и больших балов. Из этой традиции вытекает правило, по которому, выходя на танец, дама находилась справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть в полной готовности защитить даму.

Вопрос 3.  Кто сочинил польку?

Чешский учитель музыки Йозеф Неруда назвал новый танец «полька». Обрел подлинный успех и стал чешским национальным танцем. Из Праги полька распространилась в другие европейские города. В Париже началась настоящая  «полькомания». Музыка этого нового танца была по достоинству оценена многими композиторами. Первым, кто сочинил польку, был, скорее всего, Франц Гильмар, композитор из Богемии. А.Б Сметана, тоже родившийся в Богемии, придал польке классический оттенок. Иоганн Штраус - сын после «короля вальсов» стал «королем полек».

 

библиотека
материалов

 

ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ

   

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

(ТИПОВОЕ)

СТАРШАЯ ГРУППА

Цель:

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).


Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Коммуникация, «Художественно-эстетическое развитие», «Познание».

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: объяснение, пояснения, поэтическое слово, беседа, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, оркестровки.

Задачи:

Обучающие:

- продолжать учить детей внимательно слушать музыкальные произведения, эмоционально воспринимать музыку и рассказывать о ней;

- развивать правильное певческое дыхание, диапазон голоса;

- развитие артикуляции и дикции;

- обогащать музыкальные впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;

-закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением;

- способствовать развитию творческой активности детей в музыкально - исполнительской деятельности;

- развивать чувство ритма.

- развивать творческое воображение и фантазию.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки

- воображение, память, внимание

- чувство ритма

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение строить дружеские отношения с товарищами в ходе организационной и всех музыкальных видов деятельности на занятии.


Предварительная работа: Разучивание песен, музыкально - ритмических движений, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики.

Оборудование: макеты осенних листьев, музыкальные инструменты , репродукция картины Левитана «Поздняя осень».


ХОД ЗАНЯТИЯ:

Звучит музыка («Марш» Ломовой), дети входят в зал , двигаясь друг за другом, по кругу. С окончанием музыки делают точную остановку, поворачиваются лицом в круг.

Муз. рук.

Ребята, давайте поздороваемся.

(поёт) – Здравствуйте, ребята.

Дети (поют)

– Здравствуйте!

Муз. рук.

Молодцы. Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. А сейчас я приглашаю вас присесть на стульчики и поиграть с нашими пальчиками.

(дети садятся под «Солдатский марш» Шумана).

Будьте внимательны.

Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)


Муз. рук.

А сейчас мы с вами правильно подышим. Воздух у нас в зале чистый и свежий. Носиком будем вдыхать воздух, а ротиком на ладошку выдыхать

Упражнение на дыхание

Муз. рук.

Молодцы, все справились с заданием. Осталось нам только распеть, разогреть наш голосовой аппарат.

Попевка «Бай – качи - качи» рус. нар.

Муз. рук.

Молодцы! И с этим заданием мы справились и подготовили свой голос для пения.


Муз. рук.

А сейчас мои ребятки, загадаю вам загадку.

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это всё когда бывает?

Дети: Осенью!

Муз. рук.

Да - это осень. Осенью всё чаще идут дожди, птицы улетают в дальние края, опадают с деревьев листочки. И мы с вами поём осенние песни, но даже осенний дождик не испортит нам настроения и станет музыкальным. Ребята давайте возьмём музыкальные инструменты и украсим вступление нашей песни звонкими капельками.

(дети берут колокольчики, треугольники и металлофоны)


Исп.песня «Топ, сапожки, шлёп, сапожки»

муз. и сл. Еремеевой,

журнал «Музыкальный руководитель»№ 5, 2005г. Стр. 69


Муз. рук.

Молодцы, ребята, красивая, звонкая и весёлая песенка у нас получилась. К сожалению, осень приходит к нам не надолго и приходит пора прощаться. А для того, чтобы мы попрощались с осенью без сожаления, мы разучим новую песню, которая так и называется «До свиданья, Осень». Вот послушайте, а потом расскажите, с каким настроением мы будем прощаться с Осенью.

Муз. рук. исполняет песню: «До свиданья, Осень» сл. Яворовской ,муз. Кудряшова.

Сб. «Озорные нотки». стр.68

Муз. рук.

С каким настроением я исполнила песню?

Дети.

Радостно, светло, празднично.

Муз. рук.

А знаете почему? Мне кажется, не стоит грустить, ведь осень уходит не навсегда и обязательно вернётся в следующем году. А теперь давайте разучим первый куплет этой песни.


(Работа над заучиванием текста, точной артикуляцией и ритмически точным пропеванием мелодии.)


Ребята, а вы верите в чудеса?

Дети:

- Да!

Я сегодня буду волшебницей. Закройте глаза и послушайте «волшебную» музыку…


Звучит музыка А. Вивальди «Осень» 2-я часть, диск 8 тр. 36 программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

(воспитатель раскидывает листья по ковру).


Муз. рук.

Ребята, вам знакома эта музыка?

Дети:

Да, мы слушали её, это музыка А. Вивальди «Осень».

Муз. рук.

А какую картину нарисовал композитор?

Дети:

Поздняя осень, идет дождь, настроение тоски и печали.

Её исполняет старинный инструмент клавесин и звук у него, как будто стеклянный.

Муз. рук.

Послушайте, какие стихи написал сам композитор:

Сама природа дышит утомленьем

И, догорая медленным огнём,

Она стоит над праздничным селеньем

И всё к покою призывает в нём.

Муз. рук.

Как точно композитор сумел и при помощи поэзии и средств музыкальной выразительности изобразить осенний пейзаж. А вот как это увидел художник Левитан в картине «Поздняя осень» (показать репродукцию картины). Давайте ещё раз послушаем музыку.(включить аудиозапись).

Муз. рук.

Ребята, а куда это нас привела волшебная музыка Вивальди?

Дети.

На осеннюю полянку.

Муз. рук.

Правильно, ребята на осеннюю полянку. А вы хотите погулять по этой чудесной полянке?

Дети.

Да!

Муз. рук.

И так в путь.

Музыкально-ритмические движения

Упражнение «Поскоки» «Поскачем» муз.Т. Ломовой

легко скачут с ноги на ногу по кругу.

«Великаны и гномы» Л. Компанейца

идут большими и маленькими шагами.

Муз. рук.

Листики осенние, на веточках сидели.

Дунул ветерок, листья полетели.

И на землю тихо сели.

Ребята, а давайте соберем осенние листочки и с ними потанцуем.

Исп. «Танец с осенними листочками».

муз. Ф.Шопен «Вальс» до # - минор

(«живое» исполнение и аудиозапись)

Муз. рук.

Ребята, какие вы молодцы! Старались двигаться в точном соответствии с характером музыки, а как красиво и плавно кружились, взлетали и опускались листья.

(дети ставят листья в вазу)

Раз, два, три, четыре, пять предлагаю поиграть. Хотите? Тогда

выходите.

Игра «Ловишка» муз. Гайдна.

сб. «Музыка и движение» стр.87

(воспитывать у детей выдержку, дослушивая и договаривая текст до конца, учить вежливому отношению друг к другу (не толкать и не хватать друг друга, а «осаливать»). Игра повторяется 2-3 раза.

Муз. рук.

Молодцы, ребята! Старались играть по правилам и не обижать друг друга. Мы с вами сегодня очень многое узнали, многому научились. Вам понравилось?

Дети:

Да.

Муз. рук. (поёт) - До свидания!

Дети: (поют) – До свидания!

Под музыку «Марш» Ломовой дети выходят из зала.

















Коментарий к конспекту:

представлено типовое занятие с использованием всех основных видов музыкальной деятельности старших дошкольников, включая слушание, музыкально – ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, пение и игровую деятельность. В ходе занятия были использованы словесный, наглядный и практический методы. Детям старшего возраста проще воспринимать информацию, в силу возрастных особенностей и уже накопленного опыта. Они живо и эмоционально откликаются на беседу, но это не отменяет наглядно – зрительного и наглядно – слухового метода, так как позволяет активизировать эмоциональность восприятия, расширить кругозор детей и познакомить с высокохудожественными образцами мировой культуры, в различных её проявлениях (поэзия, живопись, музыка, скульптура, архитектура и.т.д). Имеет место и проблемный метод, так как в процессе разучивания танца дети танцуют под «живую» музыку, а хорошо усвоив материал (фрагментами), объединяют, обобщают их под аудиозапись. «Живая» музыка позволяет работать над отдельными движениями в нужном темпе, так как все дети имеют разные способности, а научить правильно двигаться, нужно всех.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!