Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 общеразвивающего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект методической разработки занятия совместной деятельности по развитию речи в средней группе детского сада № 20, проведенного воспитателем
ДОУ № 20 Петродворцового района г. Санкт- Петербурга
Инной Владимировной Базулиной
Санкт – Петербург, 2016
Тема занятия: «Составление описательного рассказа Поздняя осень с элементами мнемотехники».
Вступительная часть конспекта (преамбула):
программа, используемая в системе образовательно-воспитательной работы детского сада « От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е.)
индивидуальные и возрастные особенности воспитанников средней группы детского сада: в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
тема занятия взята в рамках календарно-тематического периода занятий ребёнка средней группы.
в тематике занятия используется следующая интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, творчески-художественно- эстетическое, речевое.
тип занятия: занятие построения системы знаний по в средней группе развития .
технологии занятия: занятие проблемного значения; игровые технологии развития; здоровьесберегающие технологии соблюдения здоровья ребёнка в детском саду.
время занятия: с 9.00- 09.15 (15 минут).
Цель занятия: закрепить знания детей об осени.
Задачи: 1. развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу;
2.развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание;
3. воспитывать культурно-гигиенические навыки, творческое воображение; умение вести коллективную работу по закреплению и уточнению полученных речевых знаний;
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ КОНСПЕКТА: В ЛЮБОМ ТИПЕ ДОУ, ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НА ДРУГИХ ЗАНЯТИЯХ ДОУ В РАМКАХ ФГОС ДОУ.
Методы обучения: по способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные.
Формы организации работы: игровая, индивидуальная.
Оборудование занятия:
Для воспитателя: Программа «От рождения до школы: (под редакцией Н.Е. Вераксы), книга «Дед Мороз и лето», музыка П.И. Чайковского.
Для детей: дидактические игры и игрушки в зонах, чистый коврик.
Подготовительная (предварительная работа): приготовление воспитателем и воспитанниками оборудования занятия: картинки, мнемосхема
Ход занятия
1.Организационный момент ( 1 мин.):
- Какой сегодня день недели?
- Какой месяц по календарю?
- Какое сейчас время года?
- Ребята, вы помните, мы читали книгу "Дед Мороз и лето"? Дед Мороз никогда не видел лето, осень и весну. Он попросил написать ему письмо с рассказом об осени. А мы писать не умеем, как быть?
- Будем использовать символы, заменяющие слова.
2.Рассматривание картины (3 мин):
- У нас есть картина, по которой мы будем составлять письмо. Какое время года изображено на картине?
А) - Представьте, что у вас в руках "кинокамера". Посмотрите на картину и скажите, что вы видите (по одному предмету).
- "Я вижу зайца" (дети называют, а воспитатель выставляет на доску карточки-символы) и т.д.
- Почему не видно бабочек и других насекомых?
- Кто еще ложится в спячку?
- Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем объединить все части.
Б) (Соединяем две карточки и объясняем почему)
- "Я соединяю дерево и снег, потому что под деревом лежит снег".
В) (Дети встают в круг)
- Теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в этом осеннем лесу.
- Что вы увидели?
- Что вы услышали?
- Понюхайте воздух, что вы почувствовали? Какой в лесу воздух?
3.Физминутка (на ковре) (1 мин.)
Психогимнастика "Осенние листочки"
- А теперь влево покружитесь и в листочки превратитесь (под музыку кружатся, как листочки).
- "Сильный ветер вдруг подул
И листочки быстро сдул (воздушная струя).
Все листочки полетели
И на землю тихо сели" (ш-ш-ш).
- Теперь вправо покружитесь и в детишек превратитесь.
4.Работа с мнемотаблицей (5 мин.)
- Ребята, я дома попробовала составить письмо Деду Морозу. Но сильный ветер разбросал все карточки. Необходимо собрать и выложить в таблицу.
- О чем можно сначала рассказать? Например:
1)- Какое время года нарисовано на картинке?
2)- Осенью опадают листья.
3)- Выпадает снег.
4)- Река покрывается льдом.
5)- Некоторые животные впадают в спячку.
6)- Белка делает запасы на зиму.
7)- Заяц меняет шубку.
8)- Перелётные птицы улетают на юг.
9)- День становится короче, а ночь – длиннее.
5. Составление рассказа (2 мин)
- Расскажите об осени, используя таблицу (2 человека)
6. Вывод (3 мин.)
- Готово наше письмо?
- Сможет Дед Мороз прочитать его?
Мы букв не знаем, но письмо написали. Что нам помогло?
- Что теперь надо сделать с письмом?
(Запечатать в конверт и отнести на почту, или бросить в почтовый ящик).
Использованная литература:
«От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
Учитель и инновции: идеи, опыт, практика: сборник методических материалов. Выпуск 5 /сост. М.М. Мединская, Н.П. Танина. – СПб.6 Скифия – принт, 2015. – 114 с.
Интернет ресурс: источник: http://medvesti.com/sovety/1494-zdorovesberegayuschie-tehnologii.html