Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях.
Цель: Закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
-уточнение правильного произнесения звука Л в слогах, словах и предложениях;
- укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- закрепление навыков звукового анализа и умение определять позицию звука в слове;
-обогащение и расширение словарного запаса;
- развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Ребята я предлагаю отгадать загадки.
• Чем люди копают землю? (Лопатой)
• У какой птицы хвост раздвоенный? (Ласточка)
• Назови овощ, от которого можно заплакать, если его начнешь чистить? (Лук)
• Что на земле появляется после дождя? (Лужи)
Какой звук мы слышим в начале слов-отгадок Лопата, ласточка, лук, лужи?
Звук Л. Верно, и сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук Л в нашей речи.
2. Артикуляционная гимнастика.
Предлагаю отправиться в путешествие по островам. Но прежде необходимо сделать гимнастику для язычка.
Упражнение «Заборчик – трубочка»
Упражнение «Качели»
Упражнение «Почистим зубки»
Упражнение «Покрасим потолок»
Упражнение «Парус»
3. Автоматизация звука Л изолированно и в слогах.
Отправляемся на остров №1. Детей приглашаем за столы (на столе лежит игрушка самолет.)
-На что похож звук Л? Верно, на то как гудит самолет, а какой звук Л?
(дети дают характеристику звука: согл., твердый, звонкий).
Ребята, перед вами картинки – это след, который оставил самолет, проведите одновременно указательными пальцами обеих рук по этому следу и погудим как самолет произнося звук Л протяжно.
Половинки мячика Су-Джок.
Отработка слогов с использованием кинезиологических упражнений
ЛА_ЛО_ЛУ_ЛЫ_ЛЭ обратно АЛ-ОЛ-ИЛ-УЛ- ЭЛ
АЛА_ОЛО УЛУ_ИЛЫ ОЛА_АЛО УЛЫ_ЭЛЫ
ПЛА-ПЛО-ПЛЫ КЛА-КЛО-КЛУ
СЛА- СЛО-СЛЫ БЛА-БЛЫ-БЛУ
4. Автоматизация звука Л в словах.
А на этом острове применяют вот такие схемы-таблицы, как вы думаете, что они означают.
Правильно, звук может прятаться в слове в начале, середине и конце слова.
1. Игра «Волшебный мешочек» с фигурками внутри - нужно по очереди доставать предмет, назвать его, определить наличие звука в названии предмета и определить позицию звука в слове.
2. Работа в парах. Игра «Найди и обведи» - на картинках все предметы со звуком л. Затем пары меняются и проверяют работы, называя выделенные слова.
5. Физ. Мин. Игра в мяч «Наоборот»
Чай горячий, а мороженое......холодное
Перышко легкое, а гиря...... тяжелая
Тетрадь тонкая, а книга..... толстая
Великан сильный, а Дюймовочка ….слабая
Собака сытая, а волк.... голодный
Заяц трусливый , а лев ….. смелый
Фея добрая, а колдун …. Злой
Дедушка старый, а мальчик …молодой.
Отдохнули, теперь двигаемся дальше.
6. Автоматизация звука Л в предложениях.
Ребята, на следующем острове нас встречает Лунтик, и он поделится с нами своими играми. Посмотрите, Лунтик приготовил нам своё фото с путешествия. А хотите узнать, что Лунтик брал с собой.
Игра с фонариком «Что у Лунтика в палатке?» (ответы детей полными предложениями: У Лунтика в палатке … .
Ну а теперь нам пора возвращаться обратно. Готовы.
Итог занятия.
Вот мы и в нашем детском саду. Ребята, давайте вспомним наше путешествие. (смотрим на план) Мы побывали на 3-х островах. Я вам раздам желтые и белые звездочки на какой из планет вам понравились игры и было интересно прикрепите желтую звездочку, а где было сложно – белую.
Вопросы детям: Какие игры запомнились больше всего? Какие игры сложными оказались? Какой звук вам помогал?