Конспект коррекционно – развивающего обучения по развитию речевого восприятия с ЗПР с подгруппой детей по лексической теме:
«Одежда».
Цели. Закреплять правильное произношение звука н; умение условно обозначать согласные звуки; составлять
предложения, их условно-графические схемы; выделять слова из предложения; использовать в речи предлоги на, за, перед, после, между.
Демонстрационный материал. Картинки с изображением сарафана, носков, джинсов; слоговая таблица, на которой написаны слоги с буквой Н.
Раздаточный материал. Полоски для обозначения слов, карточки с буквами if синего и зеленого цветов; кассы букв; лепестки синего и зеленого цветов, на которых нарисованы картинки, в названии которых есть звук н или нь; круги (серединки ромашек) синего и зеленого цветов.
Ход занятия Организационный момент
Игра «Узнай по описанию». Дефектолог предлагает детям отгадать, о чем идет речь (по ходу отгадывания он выставляет на панно соответствующие картинки):
— Это предмет одежды, его носят женщины и девочки. У него есть лиф на тонких бретельках и юбка. Что это за предмет одежды? (Сарафан.)
— Брюки из плотной (джинсовой) ткани. (Джинсы.)
Характеристика звука я
Какой звук есть во всех названиях этих картинок? (Звук н.) Далее дается характеристика звуков н, нь (см. занятие 17).
— С помощью какой буквы обозначается звук н? На что похожа буква H?
Чтение слогов
На доске слоговая таблица, на которой написаны слоги с буквой Н.
Прочитайте слоги в таблице.
Придумайте слова с прочитанными слогами. (Надя, нота, нужно...)
Определение места звука н в слове
Дефектолог называет слова. Дети определяют есть ли в них звук н, твердый он или мягкий, в какой части слова находится и
отмечают его на полосках (выкладывают буквы Н синего или зеленого цвета).
Слова: сарафан, джинсы, нитки, ткань, носки, наперсток, швейная машинка и др.
Физкультминутка
Дети встают в колонну. Дефектолог задает детям вопросы: «За кем ты стоишь, Петя? Перед кем ты стоишь, Таня? Между кем ты стоишь, Соня? После кого ты стоишь, Витя?..»
В ходе игры дети перестраиваются несколько раз.
Составление предложений
При выполнении этого упражнения используется материал физкультминутки. Дети составляют предложения с предлогами за, перед, после, между, затем составляют схемы предложений.
Дефектолог обращает внимание детей на то, что предлоги— это «маленькие» слова, а значит при составлении схемы предложения должны обозначаться отдельной коротенькой полоской.
Звуко-буквенный анализ и синтез слога ан
— Назовите первый звук слога ан. Как он называется? (Гласный.) Почему?
--Назовите второй звук. Как он называется? (Согласный.) Почему?
Сколько всего звуков в слоге? Произнесите их.
Найдите в кассах буквы, которые обозначают эти звуки.
— Поменяйте буквы местами. Прочитайте, что получилось. (На.)
Где лежат буквы? (Буквы лежат на столе.)
На чем вы сидите? (На стульях.)
— На—то «маленькое» слово, оно показывает, где находится предмет.
— Прочитайте еще раз это «маленькое» слово. Игра «Ромашка»
Дети делятся на две команды. Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых есть твердый звук н. Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук нь.
В конце дефектолог проверяет задание: если дети правильно собрали цветок, все его лепестки будут одного цвета.
Игра «Закончи предложение»
Дефектолог предлагает детям закончить предложения, выбрав из предложенных имя со звуком н или нь.
Мальчика зовут... (Надя, Назар, Костя).
Эту девочку назвали... (Нина, Саша, Валя).
— Маму Никиты зовут... (Тамара Ивановна, Ирина Николаевна, Петр Геннадьевич).
Работа в тетрадях Написание предлога на. Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.