Конспект коррекционно – развивающего обучения по развитию речевого восприятия с ЗПР с подгруппой детей по лексической теме:
«Наземный транспорт».
Цели. Закреплять правильное произношение звука н; умение выделять его из слов; условно обозначать согласные звуки.
Демонстрационный материал. Картинка с изображением вагона поезда, мел синего и зеленого цветов.
Раздаточный материал. Кассы букв; зернышки; карточки с буквами ^синего и зеленого цветов; квадраты, разделенные на 9 частей и фишки синего цвета (по 7 шт. для каждого ребенка).
Ход занятия Организационный момент
Игра «Узнай по описанию». Дефектолог предлагает детям отгадать, о чем идет речь: «Это часть поезда, в которой могут ехать пассажиры, если поезд пассажирский». (Вагон.)
Можно загадать детям загадку:
Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем. Оказался этот дом быстро
В городе другом.
(Вагон)
Дефектолог выставляет картинку с изображением вагона. Основная часть
Характеристика звука н
— Какой звук слышится в конце слова вагон! (Звук н.)
Проводится работа парами: один ребенок протяжно произносит звук н, а второй описывает артикуляцию этого звука. (Когда мы произносим звук н, кончик языка упирается в верхние зубы.)
Звук н гласный или согласный?
Почему согласный?
Какую преграду встречает воздух?
Звук «звонкий или глухой? Как это проверить?
Звук н твердый или мягкий?
Фишкой какого цвета мы обозначаем согласные звуки?
Как звучит мягкий звук н?
Фишкой какого цвета мы будем обозначать звук нь?Характеристика буквы Н
Про букву, обозначающую звуки н и нь есть загадка:
Н— натянутая сетка.
Сетку стойки держат крепко. Приходите к нам во двор, Поиграем в волейбол!
Найдите в своих кассах букву, которая похожа на натянутую сетку.
Нарисуйте букву Н в воздухе.
Выложите букву Я из зерен.
Дифференциация звуков н, нь
Дефектолог произносит звуки, слоги и слова со звуками н, нь. Дети должны определить, какой слышится звук—твердый или мягкий и показать соответствующую карточку—с буквой синего или зеленого цвета.
Н, м, нь, нь, н, м, нь...
Он, унь, ан, ын, онь, нё, ни...
Нос, нес, небо, ноги, сандалии, машина, синий, конфета... Физкультминутка
Игра «Синий—зеленый». На полу синим и зеленым мелом нарисованы два больших круга. Дефектолог называет слова, в которых есть звук н или нь. Если в слове твердый звук, дети должны забежать в круг синего цвета, если мягкий—в круг зеленого цвета.
Слова: сани, синий, машина, синица, каникулы и т.д.
Игра «Звуковая мозаика»
У каждого ребенка квадрат, разделенный на 9 частей и по 7 фишек синего цвета.
— Я буду называть слова. Если в слове есть звук н, вы должны 'закрыть клеточку фишкой синего цвета; если в слове звука н нет, клеточку нужно пропустить. Работать нужно начинать с верхнего ряда. Покажите верхний ряд. Раскладывать фишки будем слева направо. Покажите, как мы будем раскладывать фишки. Первое слово соответствует верхней левой клеточке. Покажите эту клеточку. Если вы все сделаете правильно, у вас получится буква Н.
Слова: нос, мак, нога, Настя, ночь, норка, ногти, ухо, Наташа. Работа в тетрадях
Написание большой и маленькой буквы Н (по точкам).
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.