СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Классный час с психологом: История вещей." Для 5-х классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Весёлые посиделки

Цель - создать условия для: - расширения представления детей о знакомых предметах, об истории их происхождения и разнообразии;

- развития памяти, внимания, любознательности, творческого и логического мышления, речи; - воспитания  бережного отношения к вещам, уважения к своей Родине, её  обычаям и традициям.

Оборудование: атрибутика к конкурсам, презентация, музыка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Классный час с психологом: История вещей." Для 5-х классов»

Тема: Весёлые посиделки

Цель - создать условия для: - расширения представления детей о знакомых предметах, об истории их происхождения и разнообразии;

- развития памяти, внимания, любознательности, творческого и логического мышления, речи;
- воспитания  бережного отношения к вещам, уважения к своей Родине, её  обычаям и традициям.

Оборудование: атрибутика к конкурсам, презентация, музыка.

Номера загадок в шаре и номера скороговорок тоже.

Ход занятия

1. Встреча гостей

Кл.рук.: Пожалуйста, гости дорогие! Давно мы вас ждём-поджидаем и без вас не начинаем! Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-то потешку, кому - правду, кому – сказ интересный... У нас для каждого из вас найдётся и местечко, и доброе словечко.

О.Н. На завалинках, в светелке Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки Пожилых и молодых.
Кл.рук. При лучине ли сидели, Иль под светлый небосвод - 
Говорили, песни пели И водили хоровод.
О.Н. А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки Были праздником души.
Кл.рук. Быт людей отмечен веком, Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам” Личных дач или квартир.
О.Н. Наш досуг порою мелок, И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить.

Кл.рук.: (слайд 2) Сегодня у нас с вами весёлые посиделки, а говорить мы будем об истории вещей. Каждая вещь как-то попадает в нашу жизнь, в наш дом. И, думается мне, Вам знакомо чувство любопытства «А как же появилась та или иная вещь? Откуда она пришла?»

О.Н.: (слайд 3) Когда люди устраивали посиделки, за тёплой печкой сидел сверчок и слушал, о чём они говорят. Рядом зачастую мурлыкал кот. А бывало и музыкой/песнями грели душу и сердце. И всегда много говорили, рассказывали, поучали, журили, сказывали.

Кл. рук.: Т.е. старшие учили младших. Совсем как в школе. А как появились первые школы, ребята? (ответы детей)

(слайд 4) О.Н.: Существует теория, согласно которой это появилось чтобы, «заниматься чем-то во время досуга, проводить свободное время, быть праздным». Как Вы думаете, о чем сейчас пойдет речь? (ответы детей в чат) ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

Считается, что первые школы в истории человечества появились не ради обучения, а для того, чтобы занять стариков и детей – две категории населения, которые были обузой для трудоспособного населения. Одним из подтверждений этого может служить значение греческого слова «схоле», от которого произошло слово «школа», имеющееся в несколько измененной форме во многих языках. «Схоле» значило…

Также считается, что появление школ является атрибутом возникновения цивилизации. Уже в Древнем Египте появились первые школы, поскольку грамотность людей облегчала функционирование государственного аппарата. Правда, обучаться в школах имели возможность только дети представителей высших сословий: фараона, жрецов, чиновников и лишь изредка, за большую плату дети людей попроще. Школы в Древнем Египте располагались при храмах. В Древней Греции образованность и всестороннее развитие ценились сами по себе. Мальчика, достигшего семилетнего возраста, забирал от матери отец на свое и педагога-раба попечение (др. греч. «педагог» – «ведущий/сопровождающий ребенка»). Кстати, в древнегреческих школах уже было первое подобие школьной формы. Продолжить обучение юноши 16–18 лет могли в свободных гимнасиях, а также в школах риторов и философов. Девочек мама учила ведению домашнего хозяйства, но на этом обучение женского пола не заканчивалось. Образованная древнегреческая девушка должна была быть знакома с литературой, уметь петь и танцевать (для участия в ритуальных праздниках).

Но у нас только к 1933 году после различных экспериментов образовательные программы были унифицированы и под них созданы учебники. Тогда-то и закрепился тип урока, существующий по сей день (если не принимать во внимание отдельные изменения и нововведения последних лет).

Кл. рук.: Внимание на слайд: как Вы думаете, о чем будет следующая история? (ответы детей). ИСТОРИЯ КРОВАТИ (слайд 5)

Первобытные люди спали группами по несколько человек на полу. Его устилали шкурами убитых зверей, травой, ветками. Все это помогало сохранить тепло. Древние шумеры первыми начали выделять в своих жилищах специальные комнаты для сна, в которых обустраивали специальное возвышение. Было это около V тысячелетий назад. Древние египтяне пошли чуть дальше и начали использовать в качестве кроватей в бронзовом веке деревянные прямоугольные рамы, на которые натягивали сетку, сплетенную из ремней и веревок. Раму устанавливали на четыре опоры. Древние римляне первыми начали делать деревянные кровати со спинкой в изголовье. Ее украшали бронзовыми накладками. Такие кровати назывались «лектус».  Пик популярности на кровати с балдахинами приходится на XIV-XV века.

В Древней Греции кровать называлась «краббатионе». Полагают, что именно от этого слова и произошло название «кровать». Кроме краббатионе в Греции распространены были клине – специальное ложе для приема пищи. Такие кровати имели небольшое изголовье и фигурные ножки-опоры. Клине использовались чаще мужчинами, женщины же принимали пищу, сидя на стульях. В середине XX века на смену металлическим кроватям приходят раскладные диваны. В конце 60-х годов Чарльз Холл придумал водяную кровать, которая пользовалась популярностью следующие десять лет. Значимым изобретением была подъемная кровать Уильяма Мерфи, которая позволяла существенно экономить пространство и совмещала в себе функции шкафа. Сегодня можно приобрести кровать практически любого размера и формы.

О.Н.: Эта история начинается во времена Древнего Египта. Археологи находили первые экземпляры в пирамидах. Это изогнутая дощечка на подставке. О чем речь?

ИСТОРИЯ ПОДУШКИ (слайд 6)

Египтяне изобрели их, боясь во время сна испортить замысловатую прическу. Подушка того времени на слайде. На подушки наносили изображения богов, чтобы те смогли оградить спящего от злых сил.

Деревянные подушки, вплоть до XIX столетия, были распространены и в Японии. Экземпляры, изготовленные из камня, металла или фарфора были традиционно китайскими. Это были твердые подставки, имеющие форму прямоугольника.

Появление первых в истории мягких подушек отмечено в Греции. Они не имели никакой общей связи с египетскими или китайскими версиями. Греки больше ценили комфорт. Кровать для них была культовым предметом, так как на ней они проводили большую часть своего дня. Именно поэтому мягкие матрацы и подушки были придуманы в Греции. Уже до нашей эры каждый зажиточный грек (V век) имел подушки. Их делали разных размеров, а как наполнитель использовали шерсть животных, травы, перья птиц и пух. Чехол, имеющий прямоугольную или квадратную форму, мог быть выполнен из кожи или плотной ткани. Недоверчиво отнеслись поначалу к подушкам в Древнем Риме. Но вскоре и там их оценили, особенно полюбились римлянам пуховые подушки. Для их создания использовали гусиный пух. Военные начальники часто отправляли своих подчиненных добывать для подушек пух, освобождая солдат от несения воинской службы. В те времена считалось, что подушки способны обладать магическим действием. Так, к примеру, у Нерона под подушкой всегда лежал его браслет, выполненный из змеиной кожи. Он поступал так, желая сделать свой ночной сон крепче. Подушкой одного римского патриция, который погряз в долгах, захотел владеть Октавиан Август. Все имущество того было распродано. Император приказал приобрести подушку, на которой так спокойно спал человек, у которого было море долгов.

Кл. рук.: И снова первооткрывателями были древние египтяне. В найденных рукописях описан рецепт ее приготовления (5000–3000 года до н. э.). В составе были: винный уксус, пемза и пепел, добытый в результате сжигания внутренностей быка. Что это?

ИСТОРИЯ ЗУБНОЙ ПАСТЫ (слайд 7)

В Древней Индии существовал ритуальный обряд – применение «палочки» от Бога Сакка, проводился он для обеспечения гигиены полости рта (его применение советовал Будда). Назвать период Средневековья благоприятным для введения стоматологических новшеств, нельзя. Зубы чистили представители только высшего сословия. Полоскания с анисом и абразивные порошки изготавливали именно для них.

В России для чистки зубов применяли березовый уголь, а, чтобы освежить полость рта, разжевывали листок мяты (зимой – сушеный, летом – свежий), являющийся обладателем антибактериальных свойств и приятного аромата. В районах Севера вместо мяты использовали хвойные растения: пихту, лиственницу, кедр. В конце XVIII столетия в Великобритании отмечено первое появление зубного порошка. В его составе были кирпичная пыль, глиняные осколки и размельченный фосфор. Чтобы порошок на вкус был более приятным, в него добавили глицерин. Несколько позже состав порошка полностью изменили, он включал измельченную кору, угольный порошок и ароматизаторы (к примеру, клубничный экстракт). В качестве вспенивающего вещества стали применять порошок буры. Зубное мыло появилось в 1824 году, в его составе был мел, нейтральное мыло, а также мятное масло. В 1850 году Джон Харрис предложил производить зубные порошки из мела. Для приятного вкуса туда добавляли лекарственные травы, цветы или плоды (корицу, фиалку, шалфей и другие) в измельченном виде.

Работу по созданию зубных паст начали во второй половине XIX века. Меловую пудру тончайшего помола равномерно распределяли в желеобразной массе. Специальный клейстер готовили вначале из крахмала (как связующего вещества), разведенного водным раствором глицерина. Позже, вместо него стали использовать натриевую соль, способную стабилизировать суспензию мела.

Музыкально-двигательная разминка. (слайд 8)

О.Н.: В Древнем Риме он назывался аутепса, а самой известной моделью стал экземпляр «Паричко», который имел ряд преимуществ. Во-первых, он был универсальный, в том смысле, что мог работать как на жидком, так и на твердом топливе. Во-вторых, он был безопасен, поскольку не сгорал, даже в случае отсутствия в нем воды. И, наконец, в-третьих, обладал максимальной теплоэффективностью.

ИСТОРИЯ САМОВАРА (слайд 9)

Если говорить о символах России, то одним из них, конечно же, является тульский самовар. Но изобретен он был отнюдь не в России, а еще в Древнем Риме и назывался тогда аутепса. Впрочем, принцип работы с тех пор особенно не изменился: внутри емкости находится жаровня, в которой происходит горение. В эту емкость заливается вода, которая таким образом нагревается. Самовар отличается тем, что ему не нужен внешний огонь или печь для нагрева, и, что более важно, он способен долгое время сохранять воду горячей.

История тульского самовара насчитывает уже несколько столетий. Есть легенда, что он был привезен в Россию Петром I, но на самом деле это не является правдой, поскольку первые упоминания о самоваре появились лишь в 1746 году, тогда как Петр I умер в 1725. До сих пор точно неизвестно, кто завез самовар в Россию, но такая диковинка заинтересовала россиян. Вскоре открыли специальные производства. Поскольку в те времена их делали из меди либо латуни, то неудивительно, что первые образцы появились именно на Урале, где была развита металлодобыча.

Но почему же самовар «тульский»? Все очень просто. Для изготовления нужен был не только металл, но и люди способные его обрабатывать. В те времена именно Тула славилась своими оружейными мастерами. Это и стало причиной того, что с течением времени самовары стали изготовлять в Туле. К тому же близость к Москве и Санкт-Петербургу, где сбывали большую часть продукции, также способствовала перемещению производства именно туда.

В 1778 братья Назар и Иван Лисицыны сделали первый тульский самовар. Спустя 25 лет появилась самоварная фабрика, на которой работали 26 человек, а ее оборот составлял по тем временам немыслимую сумму – 1500 рублей. А еще через 25 лет в Туле насчитывалось уже 28 предприятий, которые производили 120 000 экземпляров ежегодно. Кстати говоря, тульскими называют целый ряд самоваров, выпускавшихся на протяжении многих лет.

Кл. рук.: А знаете ли вы, что такое обваринки? (ответы детей)

ИСТОРИЯ БАРАНОК (слайд 10) Баранки, бублики, сушки - старинные русские хлебные изделия, без которых раньше не обходилось ни одно чаепитие и в будни, и в праздники. Да и сегодня жители многих городов и деревень охотно покупают бараночные изделия, составляющие значительную группу хлебных продуктов. Непременная часть производства баранок -  обварка тестовых колец кипятком.

На Украине баранки и сейчас называют «обваринками». Существует мнение, что эти бараночные изделия попали несколько веков назад из Польши на Украину, а оттуда перекочевали в Россию. Баранки и сушки представляют собой по существу хлебные консервы - они могут храниться долгое время, не теряя своих качеств. Воины, уходившие в далёкие походы; гонцы, доставлявшие важные известия; путешественники, открывающие новые земли - все они брали с собой в дорогу лёгкие высушенные ломти хлеба или сухари. На огромных парусниках, бороздившие далёкие моря и океаны, существовали специальные сухарные трюмы, вмещавшие запасы этих продуктов для команды на срок от 6 месяцев до 1 года. К этой группе продуктов относят сухари и различные хлебные палочки, соломка сладкая и солёная. Но всё же сушки и баранки были и остаются любимым лакомством для большинства ребят.  

Кл. рук.: Какие вы знаете пословицы о хлебе? Попробуем объяснить, что значат следующие высказывания?

  • За обедом хлеб – всему голова.

  • Красна река берегами, а обед – пирогами.

  • Кто что знает, тем и хлеб добывает.

  • Без соли, без хлеба худая беседа.

О.Н.: Ответьте на такой вопрос: у какого дерева плоды по форме похожи на огурцы и имеют горький вкус? Послушайте одну легенду.

ИСТОРИЯ КАКАО И ШОКОЛАДА (слайд 11)

Когда-то давно мексиканский садовник по имени Кецалькоатль, наделенный талантом разводить чудесные сады, вырастил одно малоприметное деревце, которое назвал «какао». Семена его плодов, внешне похожие на огурцы, имели горький вкус. Зато приготовленный из них напиток был способен придавать силу и разгонять тоску. За эту способность устранять извечного спутника усталости люди и ценили какао на вес золота. Кецалькоатль, получая огромную прибыль от продажи какао, изрядно зазнался и в скором времени возомнил себя равным всемогущим богам. И, переполнив чашу их терпения, был наказан – лишился рассудка. В приступе ярости садовник безжалостно уничтожил все растения, кроме одного – этим деревом оказалось какао. Я рассказала вам легенду, на самом же деле какао были открыты индейцами майя, жившими на полуострове Юкатан, примерно в 1 веке н.э. Считая их божественным даром и поняв чудодейственную силу остро-горького напитка, получаемого из семян этого дерева, майя разбили плантации какао и принялись усердно молиться Эк Чуахе - богу какао, прося у него благосклонности к людям и помощи в выращивании хорошего урожая.

Игра: «большой, зеленый, полосатый». (ассоциации, внимание, память, мышление) – если останется время.

Кл. рук.: Вы стоите на пороге новых открытий. Пока вы ещё школьники, ваша задача - хорошая учёба. Возможно, кто-то из вас станет учёным или изобретателем и создаст какую-либо вещь, о которой узнают все люди, ваши дети, внуки, правнуки. Помните, тот, кто помнит о прошлом, тот беспокоится о будущем! Старайтесь больше узнавать о вещах, которые нас окружают!

Нас окружает мир вещей.

Мы их порой не замечаем.

В них отражения людей,

Былая радость и печали…

Ах, старый хлам, бесценный хлам,

Все то, чем в жизни мы богаты...

Ты иногда напомни нам

О том, кем были мы когда-то. (слайд 12 «Спасибо за внимание!»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!