Тема урока: «С математикой в путь!»
Тип урока: урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников
Задачи урока:
Образовательная:
Усиление прикладной направленности
Формирование функциональной грамотности школьников
повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами
Воспитательная:
• добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
• способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности
• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в группе
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Ход урока.
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к занятию.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.
II. Целепологание и мотивация
- Швейцарский медик, философ, естествоиспытатель Парацельс сказал: «Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой».
- Если верить швейцарскому философу, предметы на слайде тоже связаны между собой (пицца, билет, концертный зал) Так ли это? Как они могут быть связаны между собой? (предположения детей).
- А если я скажу, что приглашаю вас в путешествие , связь между этими предметами станет очевидной? (ответы детей)
- Сегодня на уроке вы будете работать в командах. Но это не значит, что кто-то сможет отдохнуть. Успех вашей команды зависит от каждого. Будьте внимательны, старательны и дружны.
Ну, а теперь отправляемся в наше путешествие!
III. Актуализация знаний.
- Я предлагаю отправиться в Санкт-Петербург. (слайды с достопримечательностями)
IV Применение знаний и умений в новой ситуации
Задание №1
Раздать задачи группам
А) «Железная дорога»
Цена билета на поезд в плацкартном вагоне составляет 3500 рублей. Цена одного комплекта белья - 100 рублей. Питание в вагоне ресторане на одного человека – 680 рублей. Определите стоимость поездки в обе стороны на 5 человек.
Б) «Авиаперелет»
Цена билета на самолет туда и обратно – 3 рубля за каждый километр пути. Определите стоимость путешествия 5 человек из Тюмени до Санкт Петербурга и обратно, если расстояние между городами 2000 км.
В) «Автопоездка»
Расход бензина составляет 9 литров на 100 километров. Цена одного литра бензина – 50 рублей. Цена обеда в кафе у трассы – 1200 рублей на одного человека. Определите стоимость путешествия 5 человек из Тюмени до Санкт Петербурга и обратно, если расстояние между городами 2000 км.
Предстовители команд защищают решение
Задание № 2 (работаем вместе)
Задача: На схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены забронированные места на некоторый сеанс. Сколько рублей вы заплатите за 5 билетов на этот сеанс, если вас пятеро друзей, и все хотите сидеть на одном ряду (выбирать нужно самый дешевый вариант)?
(Команда, которая быстрее получит ответ, объясняют способ решения)
Задание №3. (Индивидуальная работа)
Начинка пиццы | Цена пиццы |
Сыр+помидоры (стандартная) | 166 руб |
Оливки | 35 руб |
Ветчина | 58 руб |
Грибы | 25 руб |
Колбаса | 50 руб |
В пиццерии всегда можно получить пиццу с двумя обязательными начинками: сыром и помидорами. Но можно заказать пиццу по своему рецепту с дополнительными начинками. Вы можете выбрать из четырех различных дополнительных начинок: оливок, ветчины, грибов и колбасы.
Задача: Пиццу с какими двумя дополнительными начинками вы можете заказать, если рассчитываете потратить только 250 рублей.
Сколько у вас вариантов выбора различных комбинаций из предлагаемых дополнительных начинок? (ответы детей)
V. Подведение итогов, рефлексия
Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вы поняли как связаны между собой концертный зал, билет, пицца? (Ответы детей)
- Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания? (Ответы детей)
- Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее? (Ответы детей)
- Кого из своих одноклассников хотели бы отметить за работу на уроке? (Ответы детей)
- Что на уроке показалось вам трудным? (Ответы детей)
- Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать? (Ответы детей)
Итак, вы сегодня решали разные типы задач, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются, поэтому без математических знаний прожить очень тяжело.
VI. Домашнее задание
А теперь, запишите домашнее задание.
Придумать свою задачу практического характера
Спасибо за урок! Урок окончен!