СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку литературы 5 класс «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  к уроку  литературы   5 класс «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку литературы 5 класс «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы.»

Конспект к уроку литературы 5 класс

Зледенная Н.В.

Тема урока: «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы.

Учебник: Коровина, В. Я. Литература. 5 класс: учебник для общеобр. учреждений/ В 2 частях. Ч.1. [Текст] / В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2013. – 313 с.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Опережающее задание: учащимся дается задание подготовить сообщение об истории создания «Повести временных лет».

Оборудование и средства обучения:

– мультимедийный комплекс и презентация.

Цели урока:

- для учителя: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

- для учащихся: 1) формирование представлений об особенностях древнерусской литературы 2) знакомство с историей создания «Повести временных лет»; 3) понимание значения «Повести временных лет» для развития последующей литературы.

Задачи урока:

1) развитие критического мышления через чтение художественного текста;

2) выработка коммуникативных навыков.

3) формирование активной жизненной позиции.

Развитие УУД: умения презентовать свою работу, анализировать, сопоставлять различные точки зрения, формулировать выводы, развитие умения вести конструктивный диалог.

Планируемые результаты:

Личностные: оценивать значение «Повести временных дет» для дальнейшего развития литературы.

Предметные: знать особенности древнерусской литературы, историю создания «Повести временных лет», обладать информацией об особенностях изложения материала в памятнике древнерусской литературы. Метапредметные:

Познавательные УУД: анализировать (выделять главное), обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять информацию в разных знаковых формах (хронологическая таблица, план-конспект, рисунок).

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации, аргументировать собственную точку зрения.

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, создавать устные и письменные тексты.

Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная обработка заданий,

работа в малых группах.

Технологии: технология критического мышления, элементы технологии проблемного обучения.

Ход урока.

1.Организационный этап (1 мин.)

Цель этапа:

создание рабочей атмосферы на уроке.

Деятельность учителя: проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради), работа компьютера, наличие рабочих материалов

Деятельность учащихся: подготовка учащихся к началу урока, настрой на получение новых знаний по предмету.

2. Этап подготовки к усвоению новых знаний (5 мин.)

Цель этапа:

определение темы урока и постановка цели занятия.

Деятельность учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в далекое путешествие, в прошлое. 

На предыдущих уроках мы познакомились с произведениями фольклора, мифами древних славян, а сегодня мы рассмотрим с вами вопрос, касающийся становления и развития древнерусской литературы.

 Познавать окружающий мир и радоваться открытиям – одна из основных черт человека. При чтении древнерусской литературы вас ожидают удивительные открытия. Перед вами откроется духовный мир человека Древней Руси, вы узнаете, какие произведения тогда создавались, кто их герои, что их волновало, каким был их быт.

- Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги?

(Предполагаемые ответы: «Первые книги существовали в Древней Руси. Но они были не такие, как сейчас, а рукописные, т. е. их писали от руки»)

- Чтение любой книги – это погружение в мир ее героев, событий, историческую эпоху. Ребята, как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем?

(Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.)

- В какой год нам лучше всего отправиться, кто из вас знает?

(Дети предполагают. Учитель помогает определить время: начало XII века.)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Его цель?

Деятельность учащихся:

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока.

3. Этап усвоения новых знаний (25 минут)

Цель этапа: осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий.

Деятельность учителя:

- Путешествие в XII век начинается...

(Дети считают: 5, 4, 3, 2, 1... пуск!)

- Приземлились. Что вы видите? Кого видите? (Видим Печерский монастырь, келью, т. е. жилище монаха. Нестор пишет летопись.)

- Как вы думаете, над каким произведением может работать монах? Послушайте рассказ, который подготовили для вас одноклассники.

Деятельность учащихся.

Отвечают на вопрос учителя. Слушают сообщение, задают вопросы.

Деятельность учителя:

- Это – «Повесть временных лет» - один из древнейших сохранившихся исторических и литературных памятников. Отрывок из данного произведения представлен в ваших учебниках – хрестоматиях. Обратите внимание на присутствие слов, значение которых большинству современных читателей неизвестно. Найдите примеры таких слов в тексте, определите их значение в словаре. Придумайте предложения с данными старославянскими и соответствующими им русскими словами и словосочетаниями.

Деятельность учащихся.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание.

Деятельность учителя.

— Сейчас вы получите карточки с небольшими отрывками из текста «Повести временных лет». Я вам дам на подготовку грамотного выразительного чтения 3 минуты. После чего вы должны будете прочитать по цепочке так, чтобы всем все было понятно, а затем ответить на мои вопросы.

Деятельность учащихся.

Готовятся к чтению вслух.

Деятельность учителя.

— Итак, слушаем вас. Стараемся запомнить как можно больше информации.

Деятельность учащихся.

Читают по цепочке предложенный фрагмент текста.

В лето 6545 (1037) Заложил Ярослав великий город Киев, у того же города Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, Премудрости Божьей, митрополию, и затем церковь каменную на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения. Этот премудрый князь Ярослав для того создал церковь Благовещения на вратах, чтобы даровать навсегда радость городу тому благовещением Господним и молитвою святой Богородицы и архангела Гавриила. Потом заложил монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же любил черноризцев, и к книги их прилежно почитал, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг, которые наставляют верующих людей, и наслаждаются они учением Божественного слова. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же Ярослав, сын Владимиров, посеял книжные слова в сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное. 

Деятельность учителя:

Ответьте на вопросы:

- Какую роль играли монастыри в Древней Руси?

- Как автор оценивает деятельность Ярослава?

Деятельность учащихся.

Отвечают на вопросы.

Деятельность учителя.

Наше путешествие продолжается. А сейчас попробуйте «расшифровать» значение крылатого выражения, которое связано своим происхождением с «Повестью временных лет» - «Тяжела ты, шапка Мономаха». Как вы считаете, в каких ситуациях употребление данного выражения является уместным?

Справка.

Владимир Мономах стремился к сплочению княжеств в могучее государство. Существует легенда о шапке, якобы подаренной Владимиру Мономаху, которая стала в дальнейшем символом венчания на царствование русских царей. После провозглашения России империей при Петре I была заменена короной. Царь Борис Годунов в одноименной трагедии А.С. Пушкина говорит: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!». Это выражение стало крылатым, его произносят, когда хотят подчеркнуть какое – либо трудное дело, обстоятельство, а также тяжесть ответственности за власть.

Деятельность учащихся.

Приводят примеры уместного употребления крылатого выражения.

Деятельность учителя:

А сейчас вам будет предложен фрагмент из Ипатьевской летописи, в котором рассказывается о Владимире Мономахе. Ваша задача состоит в том, чтобы перевести его на современный русский язык.

Учащимся раздаются карточки с текстом:

Преставился благоверный и благородный князь христолюбивый великий князь всея Руси Владимир Мономах, просветивший Русскую землю, подобно солнцу, лучи испускающему. Слух же о нём прошёл по всем странам; более же всего был страшен поганым, братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю…… Святители же, печалясь, плакали по святому и доброму князю, и весь народ, все люди по нему плакали, словно дети по отцу или по матери. 

Справка.

Преставися – умер; аки – словно, будто, подобно; бе – был; поганым – народам нехристианской веры; якоже – как, чтобы.

Деятельность учащихся.

Читают фрагмент текста, переводят его на современный русский язык, записывают в тетрадь.

4 Этап закрепления новых знаний (10 минут)

Цель этапа: проверка усвоения новых знаний.

Деятельность учителя:

А сейчас вам необходимо будет составить синквейн к слову «летопись». Напоминает алгоритм составления.

Деятельность учащихся.

Составляют синквейн к слову «летопись».

5. Этап контроля усвоения знаний.

Деятельность учителя.

Мы возвращаемся из нашего увлекательного путешествия в прошлое. Любое путешествие – это получение новых знаний и впечатлений, которыми потом мы делимся с нашими друзьями и родными, а также отвечаем на их вопросы. давайте, потренируемся и заранее ответим на предполагаемые вопросы.

Задает вопросы по теме урока.

- Как называется первый дошедший до нашего времени русский летописный свод?

- Какова была задача «Повести...»?

- В каком году составлена «Повесть временных лет», с чьим именем она связывается?

- Какие источники использовал Нестор при записи?

- Чем нам, людям XXI века, близки идеи «Повести временных лет»?

Деятельность учащихся.

Отвечают на вопросы.

6. Рефлексия (2 мин.)

Цель этапа: самооценка учащимися своей деятельности на уроке, оценка учителем деятельности учащихся.

Деятельность учителя:

Достигли мы поставленной цели урока?

Оценивает деятельность учащихся по итогам работы на уроке.

Деятельность учащихся:

Проговаривают, что они узнали нового на уроке, чему научились, как оценивают, усвоенные ими знания.

Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке и выставляет оценку себе и своей группе в целом (дает обоснования)

7. Домашнее задание (2 мин.)

Написать сочинение «Повесть временных лет» - памятник древнерусской литературы.

Деятельность учащихся.

Записывают задание в дневник.




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!