Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №3» (КГКОУ ШИ З)
680018 г.Хабаровск, 18, ул. Партизанская, 93Б.
Конспект группового логопедического занятия
(Нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи средней степени при интеллектуальном нарушении; 3 класс).
Тема: Дифференциация «Г» - «К» в слогах и словах.
Учитель-логопед Пархоменко Наталья Викторовна
Цель:
- уточнить артикуляцию звуков, установление различия по звонкости – глухости, обучение умению успешно дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах;
- развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;
- воспитание интереса к занятиям, формирование положительной учебной мотивации.
Задачи занятия:
здоровьесберегающая:
- подбор средств обучения, специальных методов и приемов логопедического воздействия, соответствующих уровню развития каждого ребенка;
- учет «зоны ближайшего развития» детей;
- установка психологического контакта с каждым обучающимся;
- создание на занятии атмосферы эмоционального комфорта;
- насыщение занятия разнообразными по содержанию и форме видами деятельности;
- соблюдение оптимальной продолжительности каждого вида деятельности и их смену, сопровождая наглядным материалом, демонстрационным и раздаточным;
- подбор заданий, позволяющих сочетать познавательную деятельность с двигательной активностью (сопровождение физическими упражнениями);
- последовательное усложнение речевого материала, предъявляемого детям;
- учет психологических особенностей учащихся при организации учебно-воспитательного процесса;
коррекционно-образовательная:
-уточнять артикуляцию и правильное изолированное произношение звуков;
-упражнять в правильном произношении звуков, умение дифференцировать их в слогах, словах, формировать правильную речь ребенка;
коррекционно-развивающая:
-развитие подвижности речевого аппарата;
-развитие мелкой моторики пальцев рук;
-развитие фонематических процессов через упражнения в определении места звука в словах;
-формирование лексико-грамматических средств языка;
-обогащение словарного запаса;
-совершенствование связной речи;
-предупреждение и исправление недостатков письма и чтения;
-развитие мыслительных операций;
-развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);
коррекционно-воспитательная:
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов, дидактических игр;
формированию элементарных учебных навыков:
- умение слушать учителя;
-целенаправленно выполнять поставленную задачу;
-адекватно оценивать результат своей работы.
Дидактические средства: картинки, названия которых содержат [Г], [К], «Г», «К», индивидуальные зеркала, учебно-демонстрационный материал.
Организационно-подготовительный этап.
(Мобилизирующая часть занятия)
1.1 Логопед. - Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами, а с каким настроением вы пришли на занятие?
«Смайлики» - психологический настрой учеников - используются изображения лиц с разным настроением.
Дети выбирают «Смайлики», объясняют, почему именно выбрали этот «Смайлик». Логопед психологически настраивает детей на занятие, создаёт комфортную и доброжелательную обстановку для учеников.
Игра на групповое сплочение «Пожелание» (Дети передают друг другу мяч и говорят пожелания).
Загадки:
На одной стоит ноге,
Любят гуси букву ….. (Буква Г).
Половинку от жука
Составляет буква ….. (Буква К).
Знакомство с темой.
Логопед выясняет у учащихся, с какими буквами, по их мнению, они будут сегодня работать.
(С буквами «Г», «К».)
Основная часть занятия.
Логопед сообщает тему занятия.
– Ребята, чтобы правильно писать и не путать буквы «Г» и «К» в слогах и словах, надо научиться различать соответствующие им звуки, рассмотрим с вами схемы звуков и букв «Г» и «К»:
[Г]-кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба.
Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика. Звук [Г]-твёрдый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.
[К]-кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба.
Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика. Звук [К]-твёрдый глухой согласный.
Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.
Сравнение [Г] и [К] по артикуляции используя учебно-демонстрационный материал «Артикуляция звуков в графическом изображении» (Приложение к книге Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука»).
– Произнесём наши звуки перед зеркалом (у каждого ребёнка индивидуальное зеркало).
Логопед. Ребята, у вас на столе лежат палочки, составьте из них буквы: «Г» и «К».
Логопед. – Ребята, откройте тетради и запишите тему нашего занятия.
Послушайте и запишите начальные буквы диктуемых слогов: ки, ги, ка, гу, гы, кя, ге, кё; кри, грё, крё, кра, гра, кро, гру, кры, гры, гро, гре.
Логопед. – Ребята запишите диктуемые слоги в две строчки: с буквой «Г» - в верхнюю, с буквой «К» - в нижнюю. Дети получают карточки и самостоятельно работают. После выполнения задания – вместе проверяем. (Слоги: га, ка, го, ку, ако, укы, агу, ыги, угу).
Логопед. – Составьте по схеме слоги из сочетания звуков, голосом выделяя в них [Г] и [К] прочитайте их:
| | А | | | | | | | | | А | | | | | |
| | О | | | | | | | | | О | | | | | |
Г | | У | | | | | | | К | | У | | | | | |
| | Ы | | | | | | | | | Ы | | | | | |
| | И | | | | | | | | | И | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | А | | | | А | | | | | А | | | | А | |
| | О | | | | О | | | | | О | | | | О | |
| | У | | Г | | У | | | | | У | | К | | У | |
| | Ы | | | | Ы | | | | | Ы | | | | Ы | |
| | И | | | | И | | | | | И | | | | И | |
3.10
Логопед. – Прослушайте и запомните ряды слогов, а затем повторите их в той же последовательности:
ка-га-ка ко-го-ко ку-гу-ку
га-ка-га го-ко-го гу-ку-гу
3.12 Игра «Подарки».
Логопед. – Ребята буквам «Г» и «К» на день рождения подарили подарки, но подарки перепутались, надо записать, что кому подарили: в одну строчку – для буквы «Г», а во вторую – для буквы «К». (Конвертик, в нём карточки с изображением подарков в которых есть буква «Г» и буква «К»). Дети самостоятельно выполняют задание, потом вместе проверяем. (Картинки: картинка, груша, гирлянда, кот, коньки, гантели).
Картинка.
Груша.
Гирлянда.
Кот.
Коньки.
Гантели.
Итог занятия.
Обобщение изученного, подведение итогов:
Вот и заканчивается наше занятие, но прежде чем попрощаться ответим на вопросы.
Рефлексия:
Дети отвечают на вопросы, используется наглядный материал.
-С каким настроением вы покидаете занятие?