СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект. Глобальные проблемы современности и возможности их решения Класс:6,обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

К глобальным проблемам современности относятся: проблема бедности, проблема Север-Юг, проблема обеспечения продовольствием, проблема устойчивого развития, энергетическая проблема, демографическая проблема, проблема освоения Мирового океана.

Просмотр содержимого документа
«Конспект. Глобальные проблемы современности и возможности их решения Класс:6,обществознание»

Конспект. Глобальные проблемы современности и возможности их решения

Класс:6

Введение в тему урока.

Под глобальными проблемами современности принято понимать такие проблемы, от грамотного и своевременного решения которых зависит существование человечества. Глобальные проблемы современности — это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующие для решения совместных усилий всех стран мира.

К глобальным проблемам современности относятся: проблема бедности, проблема Север-Юг, проблема обеспечения продовольствием, проблема устойчивого развития, энергетическая проблема, демографическая проблема, проблема освоения Мирового океана.

Решение глобальных проблем современности предполагает приложение совместных усилий всего человечества. Можно выделить несколько основных путей решения глобальных проблем:

  1. Инвестировать средства в развитие «зеленой экономики» – это, к примеру, разработка и внедрение ветровых двигателей, солнечных батарей, электромобилей и иных технологий, позволяющих минимизировать влияние на окружающую среду.

  2. Осуществлять вторичную и третичную переработку мусора, используя отходы, как ресурсы для производства.

  3. Развивать правовое поле в области охраны окружающей среды, а также правосознание общества в данной области, то есть адекватное восприятие людьми необходимости осознанно подходить к пользованию природными ресурсами.

  4. Вкладывать средства в восстановление нарушенных природных экосистем, например, осуществлять рекультивацию земель, создавать зеленые насаждения на месте вырубленных лесов, совершенствовать технологии очистки воды.

  5. Осуществление помощи развивающимся странам.

  6. Преодоление негативных социальных тенденций в развитых странах – например, роста числа «социальных» заболеваний, таких как СПИД, алкоголизм, наркомания и т.д.

Глоссарий по теме:

Глобальные проблемы современности — это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующие для решения совместных усилий всех стран мира.

Коэволюция – совместное гармоничное развитие природы и человека.

Устойчивое развитие (sustainable development) – это развитие человечества, которое сохранит ресурсы биосферы для будущих поколений, удовлетворяя современные потребности.

Цель образовательная: Осознание сущности глобальных проблем современности и осмысление путей их решения.

Цель развивающая: Развитие умения анализировать полученную информацию, видеть причинно-следственные связи и аргументированно высказывать свое мнение. Формирование коммуникативной культуры.

Цель воспитательная: Воспитание толерантности и активной гражданской позиции.

Методическая цель: Организация работы в группах как средство формирования познавательной активности учащихся в процессе изучения обществознания.

ель – достичь образовательных результатов:

1.Личностный - осознать угрозу глобальных проблем для существования человечества;

2.Метапредметный – уметь распознавать глобальные проблемы в разных школьных предметах;

работать в малых группах, анализировать материал; выполнять познавательные и проблемные

задания; публично выступать, оценивать свою работу и делать выводы;

3.Предметный – знать понятие и признаки глобальных проблем; знать и раскрывать их

классификацию; предлагать пути их решения.

ель – достичь образовательных результатов:

1.Личностный - осознать угрозу глобальных проблем для существования человечества;

2.Метапредметный – уметь распознавать глобальные проблемы в разных школьных предметах;

работать в малых группах, анализировать материал; выполнять познавательные и проблемные

задания; публично выступать, оценивать свою работу и делать выводы;

3.Предметный – знать понятие и признаки глобальных проблем; знать и раскрывать их

классификацию; предлагать пути их решения.

Задачи:

1) Обучающая: сформировать у обучающихся представления о глобальных проблемах; их классификацией.
2) Развивающая: развивать навыки работы с раздаточным материалом (письменными источниками); навыки межличностного общения в процессе групповой работы; развивать учебно-исследовательские умения обучающихся, критическое мышление; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.

3) Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее, за судьбу Планеты, Общества и Человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Частично-поисковый Исследовательский.

Технологии используемые на уроке: групповые технологии; ИКТ технологии; технология критического мышления; здоровье сберегающая технология; исследования.

Форма организации познавательной деятельности: работа в группах.

Средства обучения: Интерактивная доска, мотивационный видеоролик, презентация по теме урока; карточки с описанием глобальных проблем и заданиями к ним.

Ход урока:

1. Организационный момент. 2 мин

2. Актуализация опорных знаний, проверка д.з. 5 минут

Итак, мы с вами на прошлом уроке выяснили, все явления окружающего мира связаны между собой. Мир един и многообразен. В ХХ веке произошли большие изменения во всех сферах жизнедеятельности общества.

Вы должны были сравнить в таблице состав средневекового и современного обществ. (ответы) ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Какой процесс сегодня происходит в современном обществе? (глобализация)

Что такое глобализация? (ответ учащихся)

3. Изучение нового материала.

Какие проблемы сегодня вас беспокоят? (ответ учащихся) 

Эти проблемы являются только вашими? Нет, эти проблемы являются всеобщими именно о них мы с вами и поговорим. 

Итак, какая тема нашего урока?

Видеофрагмент

Тема нашего урока «Глобальные проблемы современности». (запись в тетрадь

Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?

-  выяснить то, какие глобальные проблемы сегодня существуют?

 очень важно выяснить "Каковы же пути решения этих проблем?" Что же для их решения можем сделать мы с вами?

Глобальные проблемы — это совокупность проблем от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. (в тетрадь)

Давайте подумаем, в каком типе общества возникли глобальные проблемы? Почему?

Термин «глобальные проблемы» появился в 60-е. годы. ХХ в. Связано с НТР.

в чем же особенности глобальных проблем. (ответ учащихся)

. Характерные черты ГП   

Ø  Это всемирные проблемы.

Ø  Угрожают гибелью всему человечеству

Ø  Требуют коллективных совместных действий всех народов

Ø  Нуждаются в принятии неотложных и эффективных  решений.

Все глобальные проблемы можно разделить на 4 группы, в зависимости от того какую сферу жизнедеятельности человека они затрагивают.

Классификация глобальных проблем: 

1 - социальные: демографическая ситуация, проблема функциональной неграмотности, возникшая в связи в глобальной компьютеризацией, проблема СПИДа, наркомании и алкоголизма и т.п.

2 - экологические: «парниковый эффект», «озоновые дыры», загрязнение атмосферы...

3 -  политические: локальные конфликты, опасность мировой войны, международный терроризм...

4 - экономические: нехватка продовольствия, неравенство в уровнях благосостояния...

Работа в группах с источниками по заданиям.

Сегодня на уроке мы обсудим блок проблем, которые относятся к одной из этих групп. За все виды работы группа получает баллы, оценивается работа группы в целом.

1) Определите, к какой именно группе они относятся, запишите свой ответ до выступления. (1 б.)

2) Найдите пути их решения и преодоления: на

а) международном уровне, (1 б.)

б) государственном уровне (1 б.)

в) предложить пути решения зависящие конкретно от нас с вами. (1 б.)

3) Каждая группа активно участвует в обсуждении проблем других групп. (1 б.)

Самостоятельная работа.

Ответы учащихся. Параллельно выставляются баллы в листы с заданиями.

Давайте подведем итоги работы каждой группы специалистов (итоги в таблице).

4. Закрепление. А сейчас проверим, насколько полно вам удалось осмыслить обсуждаемые сегодня проблемы (ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА).

5. Рефлексия

1.Что вам сегодня показалось более сложным и почему?

2. Что вам показалось более интересным?

3. Какую бы проблему ты хотел обсудить в будущем?

Вывод. Итак, глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы, но от их решения зависит наша с вами жизнь. В то же время мы с вами вместе можем помочь миру выстоять. Самое главное — мы должны сказать нет равнодушию.

Д/з. §

 

Работа с источниками по заданиям.

1. Сокращение полезных ископаемых. Сегодня количество полезных ископаемых стремительно уменьшается. Нефть, сланцы, уголь, торф остались нам в наследство от погибших биосфер, которые впитали в себя энергию солнца. Однако следует помнить, что примерно половина добытой человечеством нефти была выкачана из недр земли за последние 10–15 лет. Добыча и продажа полезных ископаемых стала золотой жилой, и предприниматели не заботятся о глобальной экологической ситуации. Спасти землян от потери источников энергии может только развитие альтернативных проектов: сбор энергии солнца, ветров, морских приливов, горячих земных недр и так далее.

2. Проблемы мирового океана. Как известно, мировой океан занимает 2/3 поверхности планеты и поставляет до 1/6 белков животного происхождения, которые употребляют в пищу жители Земли. Около 70% всего кислорода вырабатывается во время фотосинтеза фитопланктона. Химическое загрязнение океана крайне опасно, потому как ведет за собой оскудение водных, пищевых ресурсов, нарушение кислородного баланса в атмосфере. В течение ХХ века сильно увеличились выбросы в мировой океан неразложимых синтетических веществ, продуктов химической и военной промышленности.

3. Загрязнение атмосферы. В 60-х годах считалось, то загрязнение атмосферы характерно только для больших городов и индустриальных центров. Однако впоследствии выяснилось, что вредные выбросы могут распространяться на огромные расстояния. Загрязнение атмосферы – глобальное явление. И выброс вредных химикатов в одной стране может повлечь за собой тотальное ухудшение экологии в другой. Кислотные дожди, появляющиеся в атмосфере наносят лесу урон, сопоставимый с вырубкой.

4. Разрушение озонового слоя. Известно, что жизнь на планете возможна только потому, что озоновый слой защищает ее от смертоносного действия ультрафиолета. Если количество озона будет продолжать уменьшаться, то человечеству это грозит как минимум учащением возникновения рака кожи и повреждения глаз. Озоновые дыры наиболее часто появляются в полярных областях. Первая такая дыра была обнаружена зондом британской станции в Антарктиде в 1982 году. Сначала этот факт возникновения озоновых дыр в холодных полярных областях вызывал недоумение, но потом выяснилось, что значительная часть озонового слоя уничтожается ракетными двигателями самолетов, космических кораблей, спутников.

5. Загрязнение атмосферы. Серия извержений вулканов в стране привела к выбросу пепла в верхние слои атмосферы такой мощности, что землю окутала тьма. Без необходимого количества солнечного света нет фотосинтеза. Ученые подсчитали, что до очищения атмосферы пройдет около 2-х лет. При существующем уровне потребления население окажется без еды в течение целого года.

 

Глобальные проблемы современности

1. Сегодня количество полезных ископаемых стремительно уменьшается. Нефть, сланцы, уголь, торф остались нам в наследство от погибших биосфер, которые впитали в себя энергию солнца. Однако следует помнить, что примерно половина добытой человечеством нефти была выкачана из недр земли за последние 10–15 лет. Добыча и продажа полезных ископаемых стала золотой жилой, и предприниматели не заботятся о глобальной экологической ситуации. Спасти землян от потери источников энергии может только развитие альтернативных проектов: сбор энергии солнца, ветров, морских приливов, горячих земных недр и так далее.

1 группа: Прочтите и выполните задание.

1) Определите, к какой именно группе проблем (социальные, экологические, экономические или политические) относятся приведенные в учебнике проблемы, запишите ответ (1 б.)

 ___________________________________________________________________.

 

2) Найдите пути их решения и преодоления на:

а) международном уровне, (1 б.) ________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

б) государственном уровне (1 б.) ________________________________________

____________________________________________________________________

в) предложить пути решения, зависящие конкретно от нас с вами. (1 б.) __________

____________________________________________________________________

3) Участие в обсуждении проблем других групп. (1 б.)

Глобальные проблемы современности

2. Как известно, мировой океан занимает 2/3 поверхности планеты и поставляет до 1/6 белков животного происхождения, которые употребляют в пищу жители Земли. Около 70% всего кислорода вырабатывается во время фотосинтеза фитопланктона. Химическое загрязнение океана крайне опасно, потому как ведет за собой оскудение водных, пищевых ресурсов, нарушение кислородного баланса в атмосфере. В течение ХХ века сильно увеличились выбросы в мировой океан неразложимых синтетических веществ, продуктов химической и военной промышленности.

 

Задание:1) Определите, к какой именно группе они относятся, запишите ответ _____________________________________________________________. (1 б.)

2) Найдите пути их решения и преодоления: на

а) международном уровне, (1 б.) ________________________________________

____________________________________________________________________

б) государственном уровне (1 б.) ________________________________________

____________________________________________________________________

в) предложить пути решения зависящие конкретно от нас с вами. (1 б.) __________

____________________________________________________________________

3) Участие в обсуждении проблем других групп. (1 б.)

Глобальные проблемы современности

3. В 60-х годах считалось, то загрязнение атмосферы характерно только для больших городов и индустриальных центров. Однако впоследствии выяснилось, что вредные выбросы могут распространяться на огромные расстояния. Загрязнение атмосферы – глобальное явление. И выброс вредных химикатов в одной стране может повлечь за собой тотальное ухудшение экологии в другой. Кислотные дожди, появляющиеся в атмосфере наносят лесу урон, сопоставимый с вырубкой.

Задание:1) Определите, к какой именно группе они относятся, запишите ответ _____________________________________________________________. (1 б.)

2) Найдите пути их решения и преодоления: на

а) международном уровне, (1 б.) ________________________________________

____________________________________________________________________

б) государственном уровне (1 б.) ________________________________________

____________________________________________________________________

в) предложить пути решения зависящие конкретно от нас с вами. (1 б.) __________

____________________________________________________________________

3) Участие в обсуждении проблем других групп. (1 б.)

Глобальные проблемы современности

4. Известно, что жизнь на планете возможна только потому, что озоновый слой защищает ее от смертоносного действия ультрафиолета. Если количество озона будет продолжать уменьшаться, то человечеству это грозит как минимум учащением возникновения рака кожи и повреждения глаз. Озоновые дыры наиболее часто появляются в полярных областях. Первая такая дыра была обнаружена зондом британской станции в Антарктиде в 1982 году. Сначала этот факт возникновения озоновых дыр в холодных полярных областях вызывал недоумение, но потом выяснилось, что значительная часть озонового слоя уничтожается ракетными двигателями самолетов, космических кораблей, спутников.

 

Задание:1) Определите, к какой именно группе они относятся, запишите ответ _____________________________________________________________. (1 б.)

2) Найдите пути их решения и преодоления: на

а) международном уровне, (1 б.) ________________________________________

____________________________________________________________________

б) государственном уровне (1 б.) ________________________________________

____________________________________________________________________

в) предложить пути решения зависящие конкретно от нас с вами. (1 б.) __________

____________________________________________________________________

3) Участие в обсуждении проблем других групп. (1 б.)

Глобальные проблемы современности

5. Серия извержений вулканов в стране привела к выбросу пепла в верхние слои атмосферы такой мощности, что землю окутала тьма. Без необходимого количества солнечного света нет фотосинтеза. Ученые подсчитали, что до очищения атмосферы пройдет около 2-х лет. При существующем уровне потребления население окажется без еды в течение целого года.

 

Задание:1) Определите, к какой именно группе они относятся, запишите ответ _____________________________________________________________. (1 б.)

2) Найдите пути их решения и преодоления: на

а) международном уровне, (1 б.) ________________________________________

____________________________________________________________________

б) государственном уровне (1 б.) ________________________________________

____________________________________________________________________

в) предложить пути решения зависящие конкретно от нас с вами. (1 б.) __________

____________________________________________________________________

3) Участие в обсуждении проблем других групп. (1 б.)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Результаты производственной деятельности человека имеют отрицательное воздействие: это загрязнение водного и воздушного бассейнов, почвы, шумовое и тепловое загрязнение, рост числа источников ионизирующего излучения.

Нарушение человеком природной среды в глобальном масштабе началось сравнительно недавно – в XX веке, когда произошло развитие промышленности, рост населения, и следовательно, рост потребления пищи. В дальнейшем активное извлечение ресурсов – в первую очередь углеводородов, позволило интенсифицировать производство, увеличить объем углекислого газа, выделяемого в атмосферу.

К настоящему времени деятельность человека – антропогенная деятельность привела к тому, что на Земле возникла ситуация, при которой нарушения природных экосистем достигли таких масштабов, что не могут быть решены в локальном либо региональном формате (например, усилиями одного государства), а требуют приложения усилий всего человечества. В связи с этим такие нарушения обозначают, как глобальные (то есть общемировые) проблемы.

Также под глобальными проблемами современности принято понимать такие проблемы, от грамотного и своевременного решения которых зависит существование человечества. Глобальные проблемы современности — это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующие для решения совместных усилий всех стран мира. К глобальным проблемам современности относятся: проблема бедности, проблема Север-Юг, проблема обеспечения продовольствием, проблема устойчивого развития, энергетическая проблема, демографическая проблема, проблема освоения Мирового океана.

Проблема Север-Юг – это проблема неравномерного развития стран, и экономических и политических отношений развитых и развивающихся стран. Преодоление экономического и социального отставания развивающихся стран возможно лишь при активном участии в их развитии развитых стран. От развитых стран зависит возможность создания условий для помощи развивающимся странам – например, социальная и экономическая помощь, создание совместных инвестиционных проектов, списание внешнего долга и т.д. Примером такой помощи, например, является помощь со стороны России и Франции Сирийской республики в рамках возникшего там из-за военных действий гуманитарного кризиса.

Достаточно важной и требующей комплексного решения является и проблема бедности. Под состоянием бедности понимают невозможность обеспечения простейших и доступных для большинства людей конкретного государства условий жизни. Значительные масштабы бедности (большое число людей, живущих на черте, либо за чертой бедности), представляют опасность не только для конкретного государства, но и для устойчивого развития всего мира.

Проблема бедности взаимосвязана с продовольственной проблемой. Под мировой продовольственной проблемой подразумевают неспособность человечества полностью обеспечить себя необходимыми для жизни продуктами питания. Это проблема абсолютной нехватки продовольствия (проблема голода), особенно ощутимая в развивающихся странах. Решение продовольственной проблемы будет во многом зависеть от грамотного и эффективного использования человечеством природных ресурсов, развития научно-технического прогресса в области сельского хозяйства и промышленности.

Наряду с продовольственной проблемой сегодня достаточно остро стоит и энергетическая проблема – проблема обеспечения современного человечества энергией и топливом сегодня и в будущем, с учетом того, что запасы полезных ископаемых конечны. Главной причиной возникновения энергетической проблемы является интенсификация потребления минерального топлива в ходе развития промышленности в XX веке. Развитые страны стремятся решить энергетическую проблему путем снижения энергоемкости производства, перехода на возобновляемые источники энергии (например, использование солнечных батарей, ветровых двигателей). При этом, в развивающихся странах сегодня идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. Обостряет глобальную энергетическую проблему конкуренция на рынке энергоресурсов между развитыми и новыми влиятельными индустриальными государствами (Китай, Индия, Бразилия).

Деятельность человека сегодня вызвала деградацию отдельных элементов биосферы, ввиду чего существенной проблемой, требующей решения стала и проблема обеспечения устойчивого развития человека и биосферы.

Для анализа причин и прогноза последствий деградации биосферы была создана специальная Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, подготовившая в 1987 г. доклад «Наше общее будущее», где была показана необходимость объединения усилий всего мирового сообщества для сохранения биосферы планеты Земля. В докладе «Наше общее будущее» впервые был упомянут термин «устойчивое развитие» (с английского – sustainable development) – как развитие человечества, которое сохранит ресурсы биосферы для будущих поколений, удовлетворяя современные потребности. По контексту доклада устойчивое развитие – это требование долговременно воспроизводимой экологической и социально-экономической сбалансированности роста и развития общества и экономики.

В 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де Жанейро было принято 2 основных документа: «Декларация Рио-де-Жанейро» и «Повестка дня на XXI век». В «Повестке дня на XXI век» был представлен стратегический план, где идеи устойчивого развития были трансформированы в плоскость прикладных шагов и конкретных международных и государственных обязательств.

Каждому государству была рекомендована разработка собственной национальной стратегии устойчивого развития на базе социальных, экономических и экологических планов. Одной из целей такой стратегии для каждого государства должна стать реализация мер по охране окружающей среды.

Два аспекта сегодня имеет и демографическая проблема: с одной стороны это перенаселение и нехватка ресурсов в развивающихся странах и демографическое старение населения развитых стран. Оба аспекта требуют решения – для развивающихся стран необходимо снижение темпов роста населения, обеспечение достаточного уровня жизни, для развитых стран необходимо остановить старение населения, проводить пенсионные реформы, которые позволят предотвратить экономический спад, вследствие снижения числа работающих граждан.

Рост населения тесно взаимосвязан с необходимостью освоения новых ресурсов, ввиду чего, достаточно важной является, к примеру, проблема Мирового океана — это проблема рационального использования его ресурсов и пространства. Снижение качества воды ведет к тому, что люди, потребляя некачественную, загрязненную воду, могут получить различные заболевания.

Существенной проблемой сегодня является проблема роста объемов отходов, многие из которых разлагаются длительное время – например, это отходы пластика, нефтепереработки, сложных химических веществ и т.д.

1. Сегодня количество полезных ископаемых стремительно уменьшается. Нефть, сланцы, уголь, торф остались нам в наследство от погибших биосфер, которые впитали в себя энергию солнца. Однако следует помнить, что примерно половина добытой человечеством нефти была выкачана из недр земли за последние 10–15 лет. Добыча и продажа полезных ископаемых стала золотой жилой, и предприниматели не заботятся о глобальной экологической ситуации. Спасти землян от потери источников энергии может только развитие альтернативных проектов: сбор энергии солнца, ветров, морских приливов, горячих земных недр и так далее.

2. Как известно, мировой океан занимает 2/3 поверхности планеты и поставляет до 1/6 белков животного происхождения, которые употребляют в пищу жители Земли. Около 70% всего кислорода вырабатывается во время фотосинтеза фитопланктона. Химическое загрязнение океана крайне опасно, потому как ведет за собой оскудение водных, пищевых ресурсов, нарушение кислородного баланса в атмосфере. В течение ХХ века сильно увеличились выбросы в мировой океан неразложимых синтетических веществ, продуктов химической и военной промышленности.

3. В 60-х годах считалось, то загрязнение атмосферы характерно только для больших городов и индустриальных центров. Однако впоследствии выяснилось, что вредные выбросы могут распространяться на огромные расстояния. Загрязнение атмосферы – глобальное явление. И выброс вредных химикатов в одной стране может повлечь за собой тотальное ухудшение экологии в другой. Кислотные дожди, появляющиеся в атмосфере наносят лесу урон, сопоставимый с вырубкой.

4. Известно, что жизнь на планете возможна только потому, что озоновый слой защищает ее от смертоносного действия ультрафиолета. Если количество озона будет продолжать уменьшаться, то человечеству это грозит как минимум учащением возникновения рака кожи и повреждения глаз. Озоновые дыры наиболее часто появляются в полярных областях. Первая такая дыра была обнаружена зондом британской станции в Антарктиде в 1982 году. Сначала этот факт возникновения озоновых дыр в холодных полярных областях вызывал недоумение, но потом выяснилось, что значительная часть озонового слоя уничтожается ракетными двигателями самолетов, космических кораблей, спутников.

5. Серия извержений вулканов в стране привела к выбросу пепла в верхние слои атмосферы такой мощности, что землю окутала тьма. Без необходимого количества солнечного света нет фотосинтеза. Ученые подсчитали, что до очищения атмосферы пройдет около 2-х лет. При








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!